Бенитес: "Я учитель, а не тактик"
- Много говорят об отсутствии результатов итальянских команд в еврокубках. Чего не хватает кальчо, чтобы быть конкурентоспособным?
- Интенсивности и скорости — это было особенно очевидно в противостоянии Ромы и Баварии. В Италии акценты делают на тактику, которой уделяют больше всего внимания, и на изучение соперника. Но представителям Серии А не хватает интенсивности английского футбола и конструктивности, которой отличаются команды Ла Лиги и Бундеслиги.
- Что вы имеете в виду, говоря об интенсивности?
- Работу всей команды, не только в оборонительной фазе. Нужно быстро действовать, когда владеешь мячом, а, потеряв его, сразу идти в отбор. По сути, это синоним более агрессивной игры, но не в плане физического контакта.
- Срок вашего контракта истекает по окончании сезона. Что может побудить вас не остаться в Наполи?
- Опыт подсказывает мне, что необходимо работать над актуальным проектом, но не забывать, при этом, смотреть по сторонам. Я часто общаюсь со спортивным директором клуба Риккардо Бигоном и всегда говорю президенту Де Лаурентису, что он не должен отталкиваться от того, что мой контракт скоро закончится. Тут главное не сроки и не деньги, а гармония — мы должны быть уверены, что наше сотрудничество идет на пользу клубу. Необходимо четко понимать, способны ли мы выиграть что-то вместе, имеет ли смысл продолжать этот путь. К тому же...
- К тому же...
- Моя семья сейчас далеко. Жена и двое дочерей живут в Ливерпуле. Я впервые остался один, и это очень нелегко. Де Лаурентис прекрасно понимает, насколько важно быть рядом с родными.
- В сентябре вы ездили в Ливерпуль и услышали в свой адрес немало критики. Как относитесь к такой реакции публики?
- У нас было запланировано четыре дня тренировок и три дня выходных. Я живу в гостинице, прилегающей к спортивному центру, работаю 16 часов в сутки, полагаясь на великолепный тренерский штаб. Мне кажется, я могу позволить себе отдохнуть немного вовремя перерыва в чемпионате. Не думаю, что итальянские тренеры живут на тренировочных базах и проводят с футболистами столько времени, сколько я.
- Скажите честно: возможно ли ваше назначение тренером сборной Испании?
- Мне уже не раз задавали подобные вопросы, я отвечал, а на следующий день натыкался на заголовки в газетах: "Бенитес хочет тренировать сборную". Конечно, это вариант, который я рассматриваю, но все-таки мне по душе клубная работа, который ты занят каждый день. Я ведь по образованию преподаватель, мне нравится обучать. Я стараюсь "залезть в голову" игрокам, сделать так, чтобы они досконально понимали мое видение футбола. Все-таки на одной тактике далеко не уйдешь. Вызов в сборную Кальехона, прогресс Кулибали — доказательство их работы, но и моей тоже.
- В нынешнем сезоне в стартовом составе Наполи уже выходили 11 легионеров. Почему, по вашему мнению, в Италии до сих пор делают ставку на иностранцев, а не на развитие собственных футбольных школ?
- Таковы законы рынка. Тем более, в Италии от команд постоянно требуют мгновенного результата — нет времени на то, чтобы возиться с молодежью. Иначе через три недели придется искать новую работу. Вот почему необходимо приобретать опытных футболистов, которые сразу готовы помочь (Трансферные цели Наполи на зимнее окно: вингер Марселя Андре Айю, полузащитник Вольфсбурга Иван Перишич и хавбек Сандерленда Эмануэле Джаккерини — прим. GdS).
- Минувшим летом вы сказали, что непопадание в групповой турнир Лиги чемпионов не станет для Наполи трагедией. Но вы ведь видели, как были разочарованы тифози, да и сами футболисты. Вы бы повторили эти слова сейчас?
- Безусловно! Я был уверен, что мы пройдем дальше, и просто хотел, чтобы игроки не ощущали давление. Но наш вылет оказал очень большое влияние на начало сезона.
- Вы не выигрывали чемпионат с 2004 года, Наполи мечтает об этом на протяжении 24 лет. Вы понимаете, что можете навсегда остаться в истории клуба?
- Очень сложно добиться чего-то, когда с финансовой точки зрения твое положение хуже, чем у конкурентов. Цифры нужно анализировать, исходя из контекста. В прошлом году мы выиграли десять матчей на выезде, набрали 78 очков и забили 104 гола: разве кто-то скажет, что мы выступили неудачно? В Италии существует конкуренция, потому что есть Лацио, Интер и Милан, в Испании, к примеру, разница между командами более очевидна. После четырех сезонов с Маццарри и продажи Кавани, мне кажется, наше достижение можно сравнить с победой в чемпионате. Мне было приятно, когда тифози благодарили меня: "Мистер, наконец-то мы получаем наслаждение".
- Чего не хватает Наполи, чтобы взять скудетто?
- Проект не зависит только от результатов. Важно создать базу, чтобы постоянно расти и прогрессировать, год за годом ставить перед собой самые высокие цели, стремиться побежать, привлекая лучших футболистов. Ювентус — отличный пример. Структура, состав, организация клуба: они строили все это несколько лет. Каждый аспект имеет большое значение.
- Руди Гарсия говорил, что Рома станет чемпионом, большинство считает фаворитом Ювентус. А где же ваша команда?
- Я не хочу звучать банально, но мы работаем от матча к матчу и не делаем громких высказываний. Иначе появляется риск не сдержать обещание, тогда ситуация становится вдвойне сложнее. Сейчас Наполи идет на третьем месте, и я уверен, что мы способны на большее. Но мы будем идти к этому постепенно.
- Жозе Моуриньо со своим Челси лидирует в АПЛ. Вы выигрывали с лондонцами Лигу Европы два года назад. Считаете ли Моуриньо лучшим тренером современности?
- Я знаю методы работы Моуриньо, ван Гаала, Гваридиолы. Невозможно сказать, кто из них лучший. А что тогда говорить об Анчелотти? Кто побеждает, тот и сильнее, понятное дело.
- К слову, о тренерах. Вы заметили, что на Джузеппе Меацца в последнее время не объявляли Маццарри, чтобы избежать свиста болельщиков?
- Когда я возглавил Челси, фаны были недовольны. Но я — профессионал и делаю свою работу. В конце концов, мы победили в Лиге Европы, футболисты с радостью доверились мне, и у нас все получилось. Ни в коем случае нельзя показывать, что ты не уверен в себе. Когда игроки видят, что ты спокоен, тогда все будет в порядке. Впрочем, у каждого тренера свои приемы. Я решаю проблемы, как учитель, направляя футболистов к их решению: они сами должны думать и искать ответы.
- В Ливерпуле Фернандо Торрес был одним из лучших игроков Европы. Что случилось с ним потом?
- Пригласить его в Ливерпуль было моей идеей. Это великолепный футболист, с Джеррардом они понимали друг друга без слов и даже без взглядов. В Челси со мной он тоже хорошо себя проявлял. Я не знаю, в чем проблема других тренеров, но я умею работать с Торресом. Я обсуждал это с Индзаги. К тому же, качество выступлений нападающего часто зависит от уровня его партнеров по команде.
- Как вы считаете, Балотелли задержится в Ливерпуле?
- Ему стоит лишь начать работать на поле, и Марио получит поддержку от болельщиков. У Ливерпуля очень преданные фаны.
- Ходили слухи, что в январе он может оказаться в Наполи. Можете их прокомментировать?
- Это выдумка. Мы никогда не рассматривали подобный вариант.
- Чуть больше месяца осталось до матча за Суперкубок Италии.
- Конечно, это трофей, а значит, у нас есть к нему интерес. Однако мы делаем ставку на чемпионат и пытаемся понять, где можем сэкономить силы, избежать ненужных травм. Каждый футболист должен быть готов выйти на поле. Именно поэтому я никогда не объявляю стартовый состав заранее.
Интервью La Gazzetta dello Sport
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua