Аллегри: "Футбол — не только тактика и схемы, но и поэзия"
"Бывало, посреди ночи перед матчем я принимал решение сменить тактическую схему, в которой накануне был полностью уверен. Я живу эмоциями и ощущениями"
- Признайтесь честно, вы проводите вечера, думая о своем Ювентусе?
- Так получается само собой, даже если мне этого не хочется. Представьте: лежу на диване, смотрю фильм, и тут в голову приходит какая-то новая идея. Я тут же ставлю dvd с последним матчем, пытаюсь понять, как можно применить этот ход на практике. Затем, возможно, возвращаюсь к фильму. Лучшие моменты – те, когда к тебе приходит вдохновение. Ты чувствуешь себя за пределами всего мира, наедине с самим собой. Как ни пробуй отключить мозг, отложить футбол в сторону – не получается.
- Но вы не выглядите одержимым своей работой, как некоторые тренеры. Возможно, специально вводите всех в заблуждение?
- А я вовсе и не маньяк какой-то. Я просто жду момента. Не могу сутки напролет искать решение проблемы, мне, как я уже говорил, нужно вдохновение. И приходит оно, как правило, когда этого совсем не ждешь. Бывало, посреди ночи перед матчем я принимал решение сменить тактическую схему, в которой накануне был полностью уверен. Я живу эмоциями и ощущениями.
- А как же анализ?
- Глуп тот, кто говорит, что можно лучше понять игру, сидя на трибуне. В таком случае ты ведь остаешься вне самого матча. Нужно быть на поле, чувствовать, ловить взгляды, ощущать каждый момент. Футбол – это не только тактика и схемы.
- То есть вы считаете, что футбол – не наука?
- Многие хотят выдать его за науку, но самом деле в нем нет ничего научного. Это спектакль, представление, которое дают артисты. Сейчас модно говорить, что современный футбол лишен поэзии, что в нем нет творческого духа: и это самая большая ошибка, которую мы допускаем. Если футбол – это не искусство, то лучше просто играть в него на компьютере.
- И в чем все-таки искусство?
- Можно часами говорить о тактических наработках, но матчи выигрывают люди, футболисты. Если у тебя в команде Месси, то ты начинаешь игру при счете 2:0. То же самое с Роналду.
- А тренер тогда для чего нужен?
- Чтобы организовать процесс, помочь команде создать имидж и образ, давать игрокам указания. К примеру, постоянно необходимо помогать в оборонительных действиях, особенно когда команда атакует. Не стоит приуменьшать значимость тренера, но его главное задание – вывести футболистов на их максимальный уровень. В футбол играют на поле, 106 метров на 68, по которому бегают ногами, бьют по мячу тоже ногами, мяч часто идет по непредсказуемой траектории. Вы думаете, что, учитывая все это, успеха можно добиться, рассматривая схемы? Если побеждать помогают схемы, то почему Реал тратит сто миллионов на Бэйла? Он ведь просто быстро бегает и владеет хорошим ударом.
"Глуп тот, кто говорит, что можно лучше понять игру, сидя на трибуне"
- Если игроки изучили какую-то тактику досконально, необходимо вносить изменения?
- Совсем наоборот. Просто необходимо понимать, как можно прогрессировать с идеально отработанным материалом. Тевес знает, что есть два полузащитника, которые подключаются к атаке и ждут от него паса. Но если передачу сделать невозможно, то он должен импровизировать, идти к воротам сам, создавать опасность. Схема – это путь, с которого позволено сходить.
- Но некоторые считают, что импровизация на поле недопустима.
- Это может быть полезно, когда в составе нет игроков высочайшего класса. Так было у меня в Милане на третий год работы. Но когда в составе Ибрахимович, Зеедорф, Пирло, Тевес, Неста, Тиаго Силва, Бонуччи… Им нужно доверять. Им и их творческой жилке. Знаете, как обычно бывает в Италии? Ты идешь на матч, рисуешь себе на листке бумаги схему команд. Засыпаешь на трибуне, а через час просыпаешься, сверяешься со своим рисунком и видишь, что ничего не изменилось. А в Европе все иначе, футбол разнообразен, границы стерты. Они с детства учатся перемещаться по всему полю, в отличие от нас.
- Что бы вы изменили в детских школах?
- Методологию. Я ездил на стажировку в Андерлехт, чтобы понять, как можно создать первую команду из 20-летних парней. Можете называть меня невеждой, я часто говорю про интенсивность игры и прессинг, но секрет вовсе не в этом. Объясните мне, как удается лучшим командам мира постоянно контролировать мяч? Вот над этим нужно работать, а не над интенсивностью.
"Сейчас модно говорить, что современный футбол лишен поэзии, что в нем нет творческого духа: и это самая большая ошибка, которую мы допускаем. Если футбол – это не искусство, то лучше просто играть в него на компьютере"
- В Италии разучились обращаться с мячом?
- Мне повезло. Моим учителем был Джованни Галеоне – тренер, который не добился громких результатов, но научил меня любить футбол. Мне страшно, когда я вижу, что наша система воспитания молодых игроков превращается в бездумный конвейер. В молодежные сборные вызывают тех, кто подходит под модель игры. В Германии играют просто самые талантливые ребята – тренер уже потом разбирается, как их использовать. Футбол изменился, как и баскетбол, нужно это осознать.
- При чем тут баскетбол?
- В свое время оборона по схеме 1-3-1 Петерсона могла решить исход матча, потому что никто не знал, как ей противостоять. Сейчас тебя изучают в деталях, знают все слабые места, ты становишься предсказуемым. Потому даже в таком схематичном спорте, как баскетбол, ставку начали делать на индивидуальный класс. Дай мяч лучшему игроку, а он разберется. Сакки сделал революцию в футболе, но это были времена, когда привнести в него что-то новое было куда проще, чем сейчас. Тогда все не было записано и разобрано по косточкам. Три года понадобилось, чтобы понять, как нейтрализовать команды Земана с их 4-3-3. А сейчас тяжело кого-то удивить: приходится полагаться на талант.
"Вы думаете, что, учитывая все это, успеха можно добиться, рассматривая схемы? Если побеждать помогают схемы, то почему Реал тратит сто миллионов на Бэйла?"
- Поэтому побеждают, как правило, одни и те же?
- Сейчас скромные команды днем и ночью работают над подачами со стандартов, понимая, что это единственная возможность забить. Иногда получается – топ-коллективы, возможно, не уделяют такого большого внимания угловым. Но в их составе просто найдется игрок, который подает лучше, и другой, который лучше играет головой. Вот и все.
- И что, удивить соперника просто невозможно?
- Разве что идея возникнет прямо по ходу матча, сработает эффект неожиданности, импровизация. Или взять Барселону Гвардиолы, которая научилась обороняться, при этом атакуя, идя всей командой на половину поля соперника. Нам против Сампдории такое удавалось только на протяжении получаса.
"Знаете, как обычно бывает в Италии? Ты идешь на матч, рисуешь себе на листке бумаги схему команд. Засыпаешь на трибуне, а через час просыпаешься, сверяешься со своим рисунком и видишь, что ничего не изменилось".
- Весь наш разговор сводится к тому, что в Европе другой менталитет, разве не так?
- У нас привыкли с пренебрежением смотреть на другие чемпионаты, но результаты показывают, что это неправильная позиция. В Европе футбол более динамичный, а в Италии не пытаются играть – стараются не дать сыграть сопернику. И так постоянно, ничего нового. Мне кажется, было бы полезно сделать шаг назад, который помог бы идти вперед – вернуться к тем временам, когда важной была позиция фантазисты. Нужно найти баланс: не допустить хаоса, но и не привязываться слишком к шаблонам.
- А вам не кажется, что в других чемпионатах футболисты просто больше бегают?
- У них есть для этого пространство. У нас такое случается только в матчах команд одного уровня: к примеру, наша игра с Ромой, если не обращать внимания на известные подробности, была яркой и эффектной. В остальных случаях, как правило, кто-то атакует, кто-то обороняется. А уж обороняться мы мастера.
"Мне страшно, когда я вижу, что наша система воспитания молодых игроков превращается в бездумный конвейер. В молодежные сборные вызывают тех, кто подходит под модель игры. В Германии играют просто самые талантливые ребята – тренер уже потом разбирается, как их использовать".
- Работу кого из коллег вы особенно цените?
- Мне очень нравится то, что делает в Фиорентине Винченцо Монтелла.
- Что вы изменили в Ювентусе, приняв команду?
- Эта команда привыкла работать, была хорошо организована, готова на жертвы. Но мне, конечно, хотелось привнести что-то из своих наработок. Ювентус действовал механически, и в этом была его сила, потому что команде была необходима уверенность в себе. Однако чтобы сделать шаг вперед, нужно меняться.
- Дать больше свободы игрокам?
- Я не говорю, что они могут делать все, что придет в голову. Просто понять, когда это действительно уместно.
- Уже понимают?
- Процесс идет. Сейчас моим футболистом необходимо расти с точки зрения осознания самих себя. У меня великолепный состав, но некоторые игроки еще не понимают, насколько они сильны. Действуют далеко не на сто процентов. Я говорил им, что не стоит меня злить – а мне очень не нравится, когда они стоят на месте и не прогрессируют.
"Три года понадобилось, чтобы понять, как нейтрализовать команды Земана с их 4-3-3. А сейчас тяжело кого-то удивить: приходится полагаться на талант".
- Что скажете о жеребьевке Лиги чемпионов?
- Могло быть хуже. Поверьте человеку, которому дважды попадалась Барселона. Нам по силам пройти Боруссию, правда, сейчас сложно понять их реальный уровень. Особенно, учитывая, что сыграем мы лишь в феврале. Но я уверен, что мы можем многого добиться в этом турнире.
- Вы чувствуете, что обладаете авторитетом в команде?
- Если под авторитетом вы подразумеваете постоянные крики на футболистов, то у меня его нет. Мне кажется, криком ничего не добьешься. Можно говорить спокойно и передавать игрокам те эмоции, которые хочешь – даже страх. Но мы, тренеры, постоянно находимся в процессе обучения, пытаемся понять, как быть хорошими лидерами. Одно слово может все изменить.
Интервью La Repubblica
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua