Туманный Альбион Шевченко
Когда на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века одного из тренеров серии А спросили о том, почему лучшие игроки из СССР не могут проявить себя на Апеннинах, он ответил репликой, заслуживающей статуса афоризма: «Все дело в менталитете. Когда итальянцу дают миллион, он лезет из кожи вон, чтобы заработать второй. Что же касается русского, то ему вполне достаточно и первого». Впрочем, руководители западных клубов прекрасно понимали, что любой новый товар, да еще и уложенный в красочную этикетку, вызовет огромный интерес у потенциального потребителя, а футболисты из одной шестой части суши в те времена производили столь же экзотическое впечатление, что и каравеллы Христофора Колумба у берегов Сальвадора. «Макаронные» «тиффози», конечно, больше не считали, что по улицам Москвы, Киева и Минска разгуливают медведи, но отличать белоруса Гуренко от украинца Ателькина или россиянина Симутенкова, похоже, так и не научились.
Русский он и есть русский, и этим все сказано. Неписанный этикет тамошнего бытия уроженцев «великого и нерушимого», мягко говоря, не принимал, а подчас попросту отторгал, словно невесть откуда взявшееся инородное тело. Не в последнюю очередь - из-за нас же самих. Та же итальянская пресса была попросту ошарашена испугом, который вызывала очередь камер и диктофонов у лучшего игрока СССР-1986 Александра Заварова (видели бы они, как непринужденно Александр Анатольевич общается с представителями СМИ в новом веке!), а звезды генуэзской «Сампдории» Джанлука Виалли и Роберто Манчини наотрез отказывались делиться мячом с четвертым по опросу журнала «Франс Футбол» игроком 1988 года Алексеем Михайличенко.
Более чем двадцатилетняя летопись особенностей легионерского жизни игроков из СНГ и стран Балтии насчитывает, конечно, и обратные примеры: так, в Корее - публика была в восторге от Валерия Сарычева, которого нарекли не иначе как Шин Уй Сон (в переводе с местного - «Рука Бога»), а в Израиле боготворили Александра Уварова и безвременно ушедшего из жизни Николая Кудрицкого. Но «Восток», как ни парадоксально, для русского «Петрухи» оказался делом менее тонким, чем Запад, где, впрочем, тоже были свои локальные успехи: представители нового поколения - Андрей Воронин и Александр Глеб заработали крепкую репутацию в бундеслиге, а «последний из могикан» Дмитрий Аленичев дважды забивал в победных для своего «Порту» финалах Кубка УЕФА и Лиги чемпионов, примерив реноме самого титулованного футболиста в истории российского футбола.
Возможно, покажусь непоследовательным, но не могу не упомянуть о блистательной карьере в Англии Андрея Канчельскиса, проведшего несколько триумфальных сезонов в составе знаменитого «Манчестер Юнайтед» и ставшего кумиром его коллеги по амплуа Дэвида Бекхэма. У воспитанника донецкого футбола с литовской фамилией и российским паспортом на Туманном Альбионе получалось все или почти все: единственным темным пятном, к которому сам футболист, впрочем, отношения не имел, была сомнительная история со взяткой, которую главному тренеру манкунианцев Алексу Фергюссону якобы предлагал посредник при переходе Андрея - Григорий Есауленко.
И, тем не менее, все эти локальные всплески были бы весьма слабым подспорьем для нашего самолюбия, если бы не Он. Человек, который, играючи, показал всему миру, где находится Украина, и как здорово там умеют играть в футбол. Человек, который предстал символом новой генерации игроков с постсоветского пространства - тех, для которых не существует проблем ментального свойства, пресловутых «трудностей перевода» и затянувшихся адаптаций. Он - это Андрей Шевченко, который приехал в «Милан» в возрасте 23 лет и начал свою карьеру в серии А так, как не начинали ни Зинедин Зидан, ни Эдгар Давидс, ни Павел Недвед. Выиграв с «россо-нери» все, что только можно и нельзя, включая третий для Украины «Золотой мяч», Шева решился на показавшийся кому-то авантюрный переезд в «Челси» - команду, чей аристократический «бренд» усилил возглавивший ее несколько лет назад олигарх Роман Абрамович.
Пересказывать все подробности пребывания нападающего сборной Украины в лондонском клубе, я не берусь: благо, британская пресса уделяет тому повышенное внимание изо дня в день. Более того, каждому из нас впору окончательно запутаться в убийственных дебрях слухов и таинственных переплетениях обрывочных небылиц, окружающих Шевченко в Англии. В стремлении приблизиться к конструктиву отдел футбола «СЭ» предложил своим экспертам ответить на два исконно русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»
Михаил Спиваковский, «Спорт-Экспресс в Украине»