Физкультура, математика и история
Давно скончавшийся, но ни в коем случае не забытый чемпионат СССР недаром считался самым стилистически разношерстным национальным первенством в мире. Едва ли не каждый из завсегдатаев союзной высшей лиги отличался непередаваемым игровым языком, узнать и понять который можно было без всяких футбольных словарей - то бишь, не глядя на табло и футболки игравших команд. Но выжить и самоутвердиться в этом бесконечном разнообразии игровых философий могли только самые цельные и последовательные методические концепции, которыми, не умаляя достоинств тбилисского «Динамо», днепропетровского «Днепра» или тогда еще ленинградского «Зенита», стали «спартаковская» и «динамовская» (в смысле, киевская) модели игры. Они приравнивали себя к футбольному идеализму и материализму, обращая в свою веру сотни молодых тренеров и миллионы болельщиков.
И пусть все мы знали, что эволюция не стоит на месте, все течет и все изменяется, только вчера, наверное, окончательно убедились в том, насколько быстро все это происходит. Воистину все смешалось в доме Облонских! Что бы подумали об играющих субботним вечером на стадионе «Блумфилд» командах великие и неповторимые антагонисты своего времени Валерий Васильевич Лобановский и Константин Иванович Бесков? Узнать свои родные клубы они могли бы разве что по клубным цветам, ведь это киевляне, а не москвичи оплели соперника паутиной кружевных комбинаций, подавляя оппонентов длительным контролем мяча в позиционном нападении. И, наконец, это красно-белые, а не бело-голубые, вышли на поле с одним-единственным нападающим, построив игру преимущественно на контратаках. Вот и получилось, что два первых гола в этом матче, забитых москвичами в самом дебюте партии, вполне могли бы считаться классикой… классического динамовского стиля.
Сначала сработал фланговый акцент команды Федотова: Быстров и Торбинский слепили гол, заслуживавший места в хрестоматии футбола. Затем же спартаковцы разыграли отточенный до автоматизма стандарт: Павлюченко, для которого забивать «Динамо» на Кубке Первого канала обязательно головой и обязательно в первом тайме стало доброй традицией, не без помощи удачно подвернувшегося соседа по второму этажу Реброва, отметился пока самым красивым мячом турнира.
Таким образом, уже в середине первой половины встречи подопечные Демьяненко оказались в той же самой ситуации, что и 12 с половиной лет назад в матче группового турнира Лиги чемпионов. И нужно отдать им должное вышли из клинча в столь же достойной манере, только значительно быстрее, чем в 94-м. Ведомые «последним могиканином» того матча Ребровым (еще один участник памятного сражения Владислав Ващук появился на поле после перерыва), киевляне восстановили статус-кво уже по истечению десяти минут. Заметно активизировались фланговые связки Каддури - Нинкович и Маркович - Гусев. Забегал напоминавший поначалу на фоне своего соотечественника Моцарта типичного «Сальери» - Корреа. Угрожающие набеги к вотчине Ковалевского стал совершать Михалик.
Именно Тарасу довелось отквитать первый пропущенный мяч в несколько парадоксальной манере. Парочкой мгновений ранее украинский хавбек не забил из ситуации, в которой промахнуться было значительно труднее, зато потом родил «маленькое чудо» буквально из воздуха. Ну а по истечению первого получаса встречи свершилось чудо: арбитр матча среагировал на очередную апелляцию Милевского (справедливости ради отметим, что вышедший под злополучным 13-м номером Йиранек действительно фолил на Артеме). Пенальти, что весьма и весьма символично, реализовал хорошо знающий футбольную историю Сергей Ребров.
Нельзя сказать, что после этого фонтанирующего креативными идеями и результативными ударами начала команды в полном смысле этих слов остановились, но, как и в прошлом году, выдавшие лучший тайм на турнире, так и не смогли развить успех после перерыва. И пусть во втором тайме убедительно доказал, что не зря ест свой хлеб Шовковский, да и Ковалевски наглядно продемонстрировал, что вполне заслуженно наработал год назад на подаренный руководством «Спартака» «Хаммер», самое интересное происходило не на поле, а в близлежащем антураже. Камеры то и дело выхватывали радостно улыбавшегося Максима Калиниченко, о чем-то беседующего с Евгением Гинером Романа Абрамовича и, конечно, динамовских фанов растянувших полотно: «Happy Birthday, Валик!» на честь отметившего свой 34-й (ох, и быстро же летит время) Валентина Белькевича. А еще позабавило редкостное единодушие, которое проявили киевляне, отправившись благодарить своих многочисленных фанатов. Очевидно, сказалась политика финансового устрашения, примененная президентом клуба Игорем Суркисом после «бойкота», который динамовцы объявили своим болельщикам двумя днями ранее в Хайфе.
Я же напоследок почему-то сменил предмет размышлений, совершив переход от физкультуры к математике. Формула турнира, безусловно, несовершенна, и поначалу автор этих строк стал всерьез опасаться, что его организаторы могут оказаться в весьма затруднительном положении, если, к примеру, «Спартак» сведет свой очный поединок с «Маккаби» к ничьей 1:1. И впрямь стало любопытно, что предполагает регламент при таком далеко не фантастическом раскладе? Оказалось, что при равенстве всех показателей, основным критерием станет… количество желтых карточек. У «Динамо» их пока на три больше.
Михаил Спиваковский, «Спорт-Экспресс в Украине»