Football.ua

Внимание, допинг! Бомба может взорваться….

Взгляд газеты «Спорт-Экспресс в Украине».
6 February 2007, 10:05
Інше. Новина

Вчера официальный сайт донецкого «Металлурга» обнародовал письма первого вице-президента ФФУ Александра Бандурко и главы ПФЛ Равиля Сафиуллина всем клубам высшей лиги, из которых следует, что в прошлом году сразу 16 проб на запрещенные препараты, взятых у игроков команд ведущего дивизиона, дали положительный результат

Чем большую силу набирает Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), тем меньшее количество препаратов, принятых в современной спортивной медицине, остается в рядах разрешенных. И если обычный человек, простудившись, может справиться с насморком при помощи содержащих эфедрин капель или сбить температуру безобидной инъекцией, то футболист дважды подумает, прежде чем проглотить таблетку. Даже в том случае, если она без всяких ограничений продается в ближайшей аптеке. Пример Дмитрия Невмываки, сделавшего это без согласования с врачами молодежной сборной на чемпионате Европы в Португалии и попавшего под годичную дисквалификацию, все еще свеж в памяти. Благо в турнире тот не успел провести ни одного матча - иначе бы не видать медалей украинской молодежке. Главным сюрпризом та положительная допинг-проба стала для самого игрока, принявшего шесть таблеток заурядного тенорика - препарата для понижения давления, в числе компонентов которого оказалось два запрещенных. В том числе - и бета-блокатор, экономизирующий работу сердца.

О том, какие препараты были обнаружены в феврале прошлого года при проведенной по инициативе самих клубов межсезонной проверке игроков, нам, видимо, так и не сообщат. Как не раскроют и имен футболистов, чьи тесты оказались позитивными: отождествить номера на пробирках с реальными людьми в состоянии только клубные врачи. Для них полученные из лаборатории Национального антидопингового центра результаты должны были стать серьезным предупреждением - и, видимо, все-таки стали, коль в ходе сезона ни один тест в официальном матче не дал положительного результата.

В межсезонье или, как принято называть его официально, внесоревновательный период на допинг игроков проверяют с 2004 года - после того, как двух человек в нашем чемпионате уличили в употреблении запрещенных препаратов. Значительно позже на свет появился и циркуляр ФИФА, возводивший такие проверки в ранг рекомендуемых. Акция эта названа не карательной, а предупредительной: поскольку у футболиста берут всего одну пробу, а не две, как предусмотрено правилами ВАДА, да еще и в анонимном режиме, подвергнуть кого-то дисквалификации возможным не представляется. Врачи же, как отмечалось выше, должны взять выводы лаборатории на заметку - и озаботиться процессом, именуемым по-научному детоксикацией, или изменить применяемый к футболисту курс лечения. Иначе игрок, по незнанию допустивший попадание в организм недозволенных веществ, может повторить судьбу футболистов, которым ненамеренный допинг едва не сломал карьеру.

Первый из обнародованных вчера сайтом «Металлурга» документов, предназначенных, как говорится, «для внутреннего пользования» - это официальное письмо в клубы высшей лиги, подписанное первым вице-президентом и исполнительным директором федерации Александром Бандурко. Неподготовленному человеку упоминаемые уже в первом абзаце 16 положительных проб в течение года, на основании которых каждой команде элитного дивизиона предложено провести у своих игроков контрольные допинг-исследования в межсезонье, могут показаться сенсационными. Именно так воспринял их президент ПФЛ Равиль Сафиуллин, предложивший в ответном послании дезавуировать первое письмо и не направлять в клубы офицеров допинг-контроля ФФУ, поручив процедуру проверки непосредственно Национальному антидопинговому центру. Ясность внес председатель спортивно-медицинского комитета федерации Вячеслав Попов, оперативно направивший в лигу письмо с собственными комментариями.

- Строго говоря, исследования, о которых идет речь, не назовешь допинг-тестами, - сказал вчера Попов корреспонденту «СЭ». - Это всего лишь проводимые по инициативе самих клубов проверки игроков на содержание в крови запрещенных веществ. В свое время я буквально настаивал на том, чтобы во всех контрактах футболистов присутствовал пункт об ответственности за применение допинга - если не проверенные клубными врачами лекарства принимались самостоятельно. Опять же, следует понимать, что процентов семьдесят проб, давших положительный результат, были взяты у игроков, которые приезжали в украинские клубы на просмотр и, конечно, хотели повысить свою работоспособность на тренировках...

Дмитрий Ильченко, «Спорт-Экспресс в Украине»