Football.ua

Яд и противоядие

Взгляд «Спорт-Экспресс в Украине».
12 February 2007, 10:09
Інше. Новина

Кем вы предпочитаете чувствовать себя сегодня при разбирательстве так называемого допингового скандала: прокурором, требующим максимальную меру наказания для предполагаемых нарушителей закона, или адвокатом, который очень просит судей внимательно отнестись к своим подзащитным, и не выносить приговор пока все обстоятельства дела не станут ясными и понятными? Неоднократно я уже говорил о том, что осуждать всегда легче, особенно если речь идет о людях, фамилии которых скрыты под непонятно откуда взявшимся грифом «совершенно секретно». Ну, приговорят какого-то мистера Икс, назначат наказание, а через несколько лет окажется, что осудили невиновного, как это случалось не раз. И возникнет еще одна версия графа Монте-Кристо. Только в отличие от художественного вымысла вычеркнутые из жизни годы восстанавливаются значительно сложнее.

Помню, как после одного из чемпионатов мира по легкой атлетике все в украинской делегации, в том числе и газетчики, пытались объяснить ситуацию и оправдать Александра Багача, у которого анализ на допинг дал положительный результат. Мы упорно доказывали, что сильнейший в мире толкатель ядра по незнанию принимал какие-то таблетки от простуды, в которых находились запрещенные препараты. Увы, вердикт был самый строгий, а вашему корреспонденту представитель компетентной организации объяснил почему: незнание, дескать, не освобождает от наказания. Словом, принимал ли ты анаболики, стероиды, транквилизаторы или какую-то другую «химию» самостоятельно или по совету врача, целенаправленно или случайно, спасаясь от болезни или с продуктами на одном из банкетов для строгих судей из антидопингового комитета - смягчающее вину обстоятельство. Не более. Рассматриваются признания спортсмена, тренера, врача, функционера разве только для очищения совести самого нарушителя. Представить трудно, сколько судеб было сломано или покорежено. Были среди них и без вины виноватые. И я знаю таких…

Существует версия: бык, мол, не виноват, что оказался сильнее своих соплеменников и попал на корриду. Тореадор-де не виновен, что выбрал для себя опасную и жестокую профессию. Виноваты зрители, для которых кто-то предприимчивый разворачивает это кровавое зрелище. Не подумайте, что эдаким эзоповым языком пытаюсь оправдать применение допинга современными атлетами, по воле судьбы оказавшимися на арене, на которой, как известно, выживает сильнейший. Допинг – величайшее зло, которое нужно выжигать каленым железом. И правильно, что все ведущие спортивные организации мира ведут с нм непримиримую борьбу. Кстати, насколько я знаю, проходит она с переменным успехом. Ведь, как и в мире вооружений, одни создают оружие сверхразрушительной силы, другие управу на него, одни – яд, другие – противоядие. Думаю, что борьба эта вечна и будет продолжаться до тех пор, пока существует соперники во всех областях жизни. В том числе и в спорте.  Не хотел бы к этому вопросу примерять лозунг «победит сильнейший». Бороться нужно всеми путями, в том числе и профилактикой возможного преступления. Как? Подсказать не берусь, не специалист в вопросах химии. Знаю одно: предупредить всегда легче, цивилизованнее –  удержать руку со шприцем. А если не успели остановить, постарайтесь удержать от повторения ошибки, которая в данном случае не мать учения – мачеха!

Для чего все эти размышления, спросит читатель? Не очень ли усложняет автор ситуацию? Попробую объясниться не с позиции юридических законов, а по логике житейских обстоятельств. Станете ли вы сообщать в милицию, если, не дай Бог, узнаете, скажем, от школьной медсестры, что ваш сын и его одноклассники накануне впервые попробовали что-то из наркотического зелья? Вы, конечно же, постараетесь сделать все, чтобы оградить свое чадо, отбить у него желание стать завсегдатаем порочного круга. Лучше вовремя узнать горькую правду, чтобы подобрать необходимые меры воздействия. Лично я не хочу знать, оправданы ли с юридической и правовой точки зрения те меры профилактики, какие предприняли футбольные организации, взявшие в 2006-м году контрольные пробы у футболистов команд высшей лиги. Более того, скажу, что мне не хочется знать (и не буду в числе тех, кто требует их обнародовать) фамилии 16 игроков, у которых в крови или моче обнаружены какие-то запрещенные препараты. Но я хотел бы, даже не как журналист, а обычный болельщик узнать в ближайшее время, у кого из этих шестнадцати вновь будет положительный результат. Кто не внял предупреждению? И если ни у кого, то я готов в равной степени, как и школьную медсестру, поблагодарить тех, кто не стал рубить с плеча, предприняв попытку обычной профилактики – предупредительной терапии. А в отношении тех, кто не внял, не обойтись без хирургического вмешательства.

Не знаю, насколько правомочны были действия представителей Федерации футбола Украины, собиравших пробы на допинг в клубах. Есть мнение, что для этой цели лучше подошли бы сотрудники Национального антидопингового центра. Не сомневаюсь, что кто-то будет наказан, кому-то по старой еще союзной традиции будет поставлено на вид. Просто так внеочередное заседание такого важного органа как исполком ФФУ не созывают, и не завидую тем, кто попадет под тяжелую руку президента федерации Григория Суркиса. Вот только не хотел бы, чтобы вместе с водой были выплеснуты из активного футбола 16 парней, у которых пробы дали положительный результат по самым разным причинам. Предлагаю оставаться гуманистами даже в активной войне компроматов…        

Эдуард Липовецкий, «Спорт-Экспресс в Украине»