Григорий Суркис: "Платини не может сам реформировать Лигу чемпионов"
- Менее трех недель остается до заседания исполкома УЕФА, на котором будет объявлено место проведения чемпионата Европы 2012 года. Кого вы считаете фаворитом финальной стадии тендера?
- Мое мнение ни для кого не является секретом, и было бы удивительно, если бы я назвал вам в ответ не Украину с Польшей, а Италию или, предположим, Венгрию с Хорватией. В нашу пользу говорит, на мой взгляд, множество аргументов, которые, не сомневаюсь, мои коллеги по исполкому УЕФА примут во внимание. 85 миллионов человек в наших странах, еще 300 миллионов в сопредельных государствах, огромный и почти не освоенный рынок для спонсоров и, наконец, декларируемое Европейским футбольным союзом в последние годы движение на восток.
Нам бы, конечно, следовало говорить о наших преимуществах, а не о недостатках конкурентов, но, думаю, на мнение моих коллег в УЕФА будет влиять коррупционный скандал в Италии и то обстоятельство, что на Апеннинах сейчас небезопасно проводить матчи. В Венгрии болельщики чуть ли не на демонстрации выходят с лозунгами «Долой Евро!», в Хорватии сильны проявления расизма. Но наша сила не в слабости оппонентов, а в нашей уверенности в победе. Все ветви власти в Украине продемонстрировали свою заинтересованность в проведении у нас континентального первенства. Да и в УЕФА не хуже нашего понимают, что значит для двух стран получение такого шанса.
А о том, как мечтают у нас о Euro-2012, свидетельствует, скажем, такой факт: за полтора месяца 1 700 000 детей приняли участие в конкурсе рисунка, посвященного третьему по значимости после Олимпиады и футбольного чемпионата мира соревнованию планеты. При взгляде на некоторые работы просто слезы на глаза наворачиваются: так увлечено юное поколение тем, что мы, взрослые, стараемся из сказки сделать былью. В любом случае, наша совесть чиста, мы сделали все, что от нас зависит. Президенты и премьеры Украины и Польши дали гарантию проведения турнира на самом высоком уровне. Есть уверенность в том, что польский сейм в ближайшее время примет закон о спорте, согласно которому никакой министр, даже если его фамилия Липец, не сможет принудительно отправить в отставку президента национальной федерации.
Будем откровенны: ситуация в Польше, которую нам удалось локализировать общими усилиями, несколько подпортила нам «прическу», но я уверен: все остальные усилия в этом направлении принесут результат.
- Как вы относитесь к тому, что отдельные украинские клубы инициируют бойкот по отношению к неугодным им средствам массовой информации?
- Мне кажется, эти действия, которые иначе чем попыткой цензуры не назовешь, находятся за пределами демократии, свободы слова, прав человека. Все, что происходит в последнее время, не добавляет авторитета прежде всего самому футболу. И недопустимо, на мой взгляд, чтобы клубные чиновники грозили прекращением финансирования команд или переходом в другой чемпионат. Влиять на точку зрения журналистов не позволено ни одному из футбольных чиновников, какую бы должность он ни занимал. Мне, возможно, тоже не нравится, что обо мне порой пишут, но я, поверьте, достаточно здравый человек, чтобы не выяснять у журналиста, почему он думает так, а не иначе. Если же речь идет о явной клевете, то существуют инстанции, способные разобраться в ситуации. В данном случае имею в виду гражданский суд. А вот игроки и футбольные чиновники, которым не по нраву отдельные статьи регламента или решения КДК, не вправе решать разногласия таким способом: для этого существуют органы футбольного правосудия. И «Карпаты», в принципе, поступили согласно букве закона, решив отстаивать свою позицию в вопросе о невыходе на матч с «Металлистом» в Арбитражном спортивном суде в Лозанне.
- На прошлой неделе исполком УЕФА рассматривал инициативу Мишеля Платини по реформированию соревнований, проводимых под эгидой Европейского футбольного союза. Есть ли, на ваш взгляд, реальные предпосылки к изменению регламента едва ли не самого консервативного из них - Лиги чемпионов?
- Это обещание, если помните, было одним из пунктов предвыборной программы Платини: он обещал сократить представительство таких стран, как Испания, Италия, Франция, Англия и Германия в Лиге как минимум до трех, чтобы, в свою очередь, открыть новые горизонты для государств, где футбол не имеет такой финансовой подпитки. Когда может осуществиться этот план? Думаю, что лишь через несколько лет, ведь даже такой авторитетный человек, как глава УЕФА, не может единолично принять такое решение. Вопрос реформирования турнира будет вынесен на рассмотрение сперва исполкома, а затем и конгресса. Если же говорить об изменении регламента чемпионата Европы, то я полагаю, что на конгрессе Европейского футбольного союза, который, как известно, состоится в Киеве, скорее всего, будет принято решение о расширении числа участников континентального первенства до 24. Если эта идея получит поддержку, быть может, новая схема континентальных первенств будет опробована на полях Украины и Польши...
"Спорт-Экспресс в Украине"