Так есть ли у нас болельщики?
Тема наличия у наших футбольных команд настоящих болельщиков, нечаянно запущенная вратарем «Динамо» Александром Шовковским после игры с «Ворсклой», а позже самим же футболистом не очень удачно «замятая», действительно заслуживает всеобщего внимания и обсуждения. Времена, когда добрые футбольные меценаты «дарили футбол» обездоленному народу, прошли навсегда. Времена, еще более давние, когда народ валом валил на футбольные матчи просто так, тоже уже никогда не вернутся. А футбол без зрителей, что свадьба без невесты.
Кто сейчас частично заполняет трибуны наших стадионов и даже создает несколько раз в год аншлаг, прося лишнего билетика? Те ли это болельщики, которые нужны нашему футболу, которые станут основой его процветания вплоть до полного расцвета к июню 2012 года?
Давайте присмотримся к лицам людей, приходящих на футбол, постараемся понять, зачем они ходят на стадионы. Зрелище это пока что не очень оптимистическое. У телевизионных режиссеров ведущих футбольных держав есть очень интересная «фишка» - показ крупным планом лиц болельщиков проигрывающей команды на последних минутах игры. На этих лицах такая гамма чувств и переживаний, в них столько истинного драматизма, что впору отдельный фильм из этих кадров смонтировать. Со слезами, надеждой, отчаянием. Фильм получится, не сомневайтесь.
Наши телережиссеры тоже стараются, тоже периодически направляют взгляд камер на болельщиков. И видим мы по большей части людей, пьющих пиво, лузгающих семечки, курящих сигареты с пустыми глазами, оживающих и начинающих отчаянно прыгать только тогда, когда увидят, что их показывают по телевизору независимо от того, что в это время происходит на футбольном поле.
Отдельная тема – организованные юные болельщики, которые уже сделали много хорошего: упразднили в Киеве дудки, научились скандировать речевки, петь песни, вывешивать полотнища с порой остроумными надписями и рисунками. Но это лишь первый шаг. Эти симпатичные мальчишки и девчонки пока что смотрят не столько на футбол, сколько друг на друга. А их песни – графомания начинающих, если сравнить их с настоянными на десятилетиях песнями болельщиков в той же Англии. Потому что в Англии эти песни не разучивают, их поют из года в год, сначала подпевая юношами, потом выходя на полный голос взрослыми, а в конце тихонько мурлыча старческими глотками. Настоящий болельщик никогда не будет оскорблять свою команду, никогда не повернется к команде спиной (в буквальном и переносном смысле).
Есть ли у нас такие болельщики? Думаю, что их в нашей стране по большому счету никогда не было. У нас издавна было принято болеть за своих в очень широком понимании этого слова. Когда же нужно было сделать выбор между своими, большинство поддерживало тех, кто выигрывал. Много ли среди читателей этих строк футбольных однолюбов, всю жизнь ходящих на игры одной команды, как бы она не выступала? Я знаю одного такого болельщика в Киеве, пятерых в моем родном Ровно. Остальные идут на футбол за компанию. Идут порадоваться победе, но не поддержать свою команду в случае неудачи. И разве не прав Шовковский, засомневавшийся, есть ли у нас тысячи фанатов, годами садящихся на одно и то же место на старом стадионе, доставшееся им от дедушки, тоже болевшего за эту же команду?
Нет у нас таких болельщиков. И это не вина наша, а беда. В идеализируемые сейчас сороковые-шестидесятые, когда народ ломился на стадионы ввиду отсутствия других разрешенных властью массовых зрелищ, не могло быть клубов болельщиков. За кого нам болеть тогда решала партия. Именно с тех полузабытых времен дошел до нас непонятный иностранцам посыл вроде того, что «вся Украина болеет за «Днепр» («Шахтер», «Карпаты», «Динамо») в матче против «Барселоны» («Баварии», «Ливерпуля», «Ювентуса»). Нормальный болельщик «Шахтера» не может болеть за «Днепр». Не потому что он такой непатриотичный. А потому что болеть можно только за одну команду. Свою навек. И это нормально. Национальная, сборная, понятно, не в счет.
Помню, как в Риме хотел посмотреть по телевизору матч Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Миланом». Все до одного, у кого я спрашивал, понятия не имели о том, с кем играет «Милан» в Лиге чемпионов. Зачем это им в Риме, когда у них есть свои клубы? У кого «Рома», у кого «Лацио». А за кого по нашим понятиям должна болеть на этой неделе «вся Англия» в Лиге чемпионов? Глупый вопрос. В Ливерпуле полгорода болеет за «Ливерпуль», в Манчестере полгорода - за «Манчестер Юнайтед», в Лондоне десятая часть – за «Челси». Остальная Англия смотрит на все это вполглаза, ожидая воскресенья, когда, сжимая в руках сезонный абонемент, пойдет болеть за свой «Чарльтон» или «Уотфорд».
Мы – другие. Еще с бывших советских времен мы четко отличаем международные матчи от внутренних, тихо презирая последние. Мой старый приятель, никогда не любивший футбол, уже лет тридцать не пропускает телевизионных трансляций «импортного футбола», как он это метко назвал еще в начале восьмидесятых. По-украински это называется «почуттям власної меншовартості». И вот здесь все в руках тех самых мальчишек и девчонок, кричащих сегодня глупости с фанатских секторов наших стадионов. Они уже другие, они воспитаны в свободной стране, где есть свобода выбора. И в футболе тоже. Пусть поначалу их привели на футбол друзья. Но они пришли. И наша общая цель состоит в том, чтобы они остались. Чтобы откричав и отпрыгав свое в юности, они перешли со временем в другие, более спокойные сектора, привели на футбол жен, мужей, детей и знакомых. Чтобы дали начало новой генерации уже современных футбольных болельщиков. Которые так же, как и их иностранные футбольные побратимы, хранили бы верность любимому с детства клубу, радуясь его успехам и поддерживая в дни неудач.
Верю, что у нас есть настоящие футбольные болельщики. Только они еще совсем маленькие и об этом еще не знают. Их учить надо правильно и поддерживать.
«Спорт-Экспресс в Украине»