Football.ua

Сак: "Венграм не забил. Отыгрался на болгарах"

Весной 1992-го обладающий прекрасными физическими данными универсал из одесского «Черноморца» по праву считался одним из самых прогрессирующих хавбеков оборонительного плана в Украине.
5 May 2007, 12:23
Інше. Новина

За спиной у воспитанника запорожского футбола остался блистательный дебютный сезон в высшей лиге - 7 мячей в 26 матчах чемпионата СССР-91. Впереди Юрия Сака ожидала яркая карьера в московском «Спартаке» и самарских «Крыльях Советов», мариупольском «Металлурге», киевской «Оболони» и сборной Украины, чью футболку впервые он надел в том самом памятном матче против венгров 29 апреля 1992 года.

В ПЕРВОЙ ТАЙМЕ СМОТРЕЛИСЬ ХОРОШО

- Все, что происходило тогда, можно было назвать одним сплошным экспериментом, - вспоминает нынешний тренер черкасского «Днепра». - Времени на особые выдумки у тренерского штаба не было. Костяк главной команды страны составили футболисты «Черноморца», что на тот момент было абсолютно закономерно. Мы очень здорово провели последний чемпионат СССР, в котором заняли четвертое место, а в одном из последних туров, благодаря мячу, забитому головой Иваном Гецко, обыграли в столице Украины  «Динамо». Именно одесситы и киевляне в количественном отношении доминировали в сборной первого созыва. Кроме них, в стартовом составе появились горняки Сергей Погодин и Сергей Щербаков, киевляне Олег Лужный и Сергей Ковалец, а также днепропетровец Сергей Беженар. 

- Как распределялись обязанности наставников в тренерском штабе команды?

- На матч нас вывели Виктор Прокопенко, Анатолий Пузач и Валерий Яремченко. Установку на игру - в этом я убежден - давал Виктор Евгеньевич, а вот что именно он говорил, хоть убейте, не помню.

- Вас не удивил выбор соперника и место проведения поединка?

- Абсолютно. По большому счету, особой разницы в том, против кого мы будем играть, не было. Венгры - так венгры, решили мы тогда. Пусть и не бразильцы, зато у нас было больше шансов добиться положительного результата, на который, признаться, рассчитывали. Да и как можно было с иным настроем выходить на первый в истории независимой Украины матч футбольной сборной? Что же касается места встречи, то оно, как мне кажется, напрямую зависело от оппонента. В пограничный Ужгород венграм было добираться гораздо легче, чем в любое другое место.

- О перипетиях самой встречи что-то сказать можете?

- Запомнил ее довольно неплохо. Первый тайм смотрел со скамейки запасных. Что сказать, смотрелась игра нашей сборной здорово. Мне, например, действия ребят очень понравились. Украины владела солидным территориальным преимуществом, а мощный дальний удар нашего капитана Юры Шелепницкого приняла на себя штанга.

- После перерыва венгры заметно прибавили?

- Может быть, и так. Но очень серьезное влияние на ход поединка имел первый мяч, который мы пропустили в очень досадной ситуации. Открыв счет, соперник развил свой перевес, мы же, к сожалению, немного поплыли и в итоге рассыпались. Так что наказывали нас мадьяры исключительно по делу.

- Вы вышли на поле, когда до финального свистка оставалось чуть более получаса…

- Заменив Сергея Погодина, расположился на привычной позиции опорного полузащитника. Помнится, даже мог стать автором первого в истории сборной гола, но мяч после моего удара, увенчавшего розыгрыш углового, с линии ворот вынес защитник.

- То, что не получилось у одного моряка, блистательно сделал другой…

- Ваня Гецко забил свой мяч прекрасным ударом с левой со штрафного метров с тридцати. Так сказать, подсластил пилюлю, ведь дело могло закончиться полным провалом.

ЦЫМБАЛАРЯ И НИКИФОРОВА НЕ ОСУЖДАЮ. У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ

- 29 апреля 1992 года сборная СНГ с воспитанниками украинского футбола Виктором Онопко, Андреем Канчельскисом, Сергеем Юраном, Олегом Кузнецовым и Алексеем Михайличенко в составе проводила один из последних контрольных матчей при подготовке к чемпионату Европы-92 против англичан. Трое первых впоследствии связали свое будущее с Россией…

- Точно так же поступили и бившиеся в тот же день с венграми Илья Цымбаларь, и Юрий Никифоров, и Олег Саленко... Но я никого из этих ребят не осуждаю. У каждого футболиста свой путь, и выбирает он его сам.

- Для вас матч с венграми стал первым, но далеко не последним в составе национальной сборной…

- В протоколах главной команды страны числился вплоть до 1995 года. Правда, в отборочном цикле Евро-1996, когда коллектив Анатолия Конькова сражался с итальянцами, хорватами и словенцами, на поле, как правило, не выходил.

- В то время вы уже были игроком московского «Спартака»…

- В белокаменную попал благодаря помощнику Олега Романцева Александру Тарханову, который хорошо знал меня по выступлениям за одесский СКА. Но закрепиться в составе «красно-белых», мне, увы, не удалось. На одном из матчей Кубка Содружества в манеже сломал руку, долго восстанавливался и «Спартак» впоследствии покинул.

- Какой из проведенных в составе сборной матчей считаете наиболее памятным?

- Тот, в котором забил свой единственный мяч. Весной 1994-го играли в гостях против Болгарии и проигрывали 0:1. Я тогда появился на поле со скамейки запасных и нанес результативный удар низом метров с 18-ти. В итоге поединок завершился вничью.

- Какие впечатления оставила игра против венгров?

- Это - память на всю жизнь, несмотря на отрицательный результат поединка. В конце концов, Венгрия образца начала 90-х - далеко не слабейшая команда Европы. В Ужгороде мадьяры продемонстрировали добротный комбинационный футбол, отличившись повышенной мобильностью и хорошим техническим оснащением. Как бы там ни было, я горжусь тем, что играл за сборную страны, да еще и в ее самом первом поединке.

В «БАРСУ» НЕ ПРИГЛАШАЛИ. ЗАВЕРШИЛ В «ОБОЛОНИ»

- 1992-й год, вообще, принес вам немало позитивных эмоций…

- В составе «Черноморца» стал обладателем первого Кубка Украины. Мы и в укороченной версии экспериментального чемпионата страны могли выступить значительно лучше. Длительное время боролись за выход в финал с симферопольской «Таврией», а в итоге пропустили вперед не только крымчан, но и донецкий «Шахтер». «Таврия», правда, не этом не остановилась: ее победа над «Динамо» в финальном матче крепко удивила футбольный мир Украины. Мы же ограничились тем, что стали первым украинским клубом, завоевавшим путевку в европейские клубные турниры.

- Что помешало команде Виктора Прокопенко сделать золотой дубль?

- Наверное, самоуспокоенность. У нас была по-настоящему классная команда - безусловно, одна из лучших в стране. Но, увы, перестроиться, прежде всего, в психологическом плане мы не сумели.

- Впоследствии вы сменили немало клубов: был ли в вашей карьере поворот, о котором бы вы пожалели?

- Нет, жалеть совершенно не о чем. В «Ливерпуль» не приглашали, из «Барселоны» тоже не звонили. Зато под руководством  Владимира Федоровича Мунтяна в 2000-м году, оказался в «Оболони», которая только начинала восхождение из второй лиги в класс сильнейших. Затем, когда повесил бутсы на гвоздь, Мунтян пригласил поработать в Кривом Роге, а затем вместе перебрались в Полтаву. Ну а с прошлого года работаю в Черкассах.