Приговорены к заточению
Впервые, кажется, за три года работы Мирчи Луческу в Донецке футболисты «Шахтера» после матча с «Харьковом» не разъехались, кто куда, по отдельности, а дружно воспользовались корпоративным средством передвижения - клубным автобусом. Прямо со стадиона они отправились на загородную тренировочную базу «Кирша», где приговорены к заточению вплоть до повторного полуфинального матча Кубка страны (первый, напомню, две недели назад завершился вничью - 0:0) с «Таврией» в Симферополе. «Чтобы восстановиться и хорошо подготовиться к матчу в среду»,- пояснил Луческу.
Тренера можно понять. После того, что произошло на РСК «Олимпийский» позавчера вечером, Кубок Украины, пожалуй, остался единственным трофеем, на который могут еще реально рассчитывать оранжево-черные в уходящем сезоне. «Сегодня мы, по большому счету, проиграли чемпионат», - признание, сорвавшееся с уст Луческу после матча с «Харьковом». «О чем говорить, если мы уже не способны реализовать два пенальти за матч», - еще одна грустная констатация главного тренера чемпионов Украины, которые, похоже, действительно «донашивают» это звание последние дни и недели.
Но я сейчас о другом. Предавая анафеме проигравшего фаворита, мы тем самым невольно принижаем достоинства нежданного победителя. «Дерзкий», «неуступчивый», «самоотверженный» – примерно таким банальным набором эпитетов ограничивается post-factum комплиментарная щедрость к команде, которая на наших глазах сотворила сенсацию. Возникает типично болельщицкий, не вполне объективный стереотип восприятия окружающей футбольной действительности: дескать, это не они выиграли, а мы - проиграли.
Наверное, такое тоже случается. Однако в одну и ту же воронку, говорят, снаряд дважды не падает. В Донецке же почему-то упал. Первый раз - две недели назад, когда сюда «Днепр» приезжал. Теперь - в прошлое воскресенье, когда «Харьков» с визитом пожаловал. Затрудняюсь припомнить, когда «Шахтер» проигрывал дома два матча чемпионата подряд. Именно проигрывал, а не становился жертвой каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Да и какие могут помешать обстоятельства, если не забиваешь два пенальти, а судья пребывает в полной готовности назначить еще и третий. (Слава богу, у лайнсмена со зрением все оказалось в порядке: разглядел, что с мячом сошлась рука Белика, а не харьковского защитника).
Олег Протасов две недели назад предложил пока еще чемпионам страны сыграть, что называется, с открытым забралом. По сути, тренер «Днепра» пошел навстречу пожеланиям Луческу, которому осточертел «антифутбол», как его называет румынский наставник, в исполнении большинства соперников «Шахтера» по чемпионату. Однако вдруг выяснилось, что и «нормальный» футбол для горняков - тоже большая проблема.
Владимир Бессонов в «антифутбол» играть в Донецке не собирался, хотя, как потом сам признался, «предвидел заранее, что 80 процентов игрового времени нам придется провести в обороне». Сказано - сделано. Однако это не помешало «Харькову» в начале второго тайма вести со счетом 2:0. Пока игроки «Шахтера» помогали совершенствоваться и набирать висты Худжамову (на счету харьковского голкипера в итоге оказалось полтора десятка сэйвов), быстроногий Гладкий сотоварищи совершали набеги в шахтерские тылы и дважды преуспели. К такому развитию сюжета «Шахтер» тоже не был готов.
Не готов ни в атаке, ни к обороне. Форварды «Шахтера» продолжают играть в молчанку, чем скоро занесут свои имена в какую-нибудь Книгу Гиннеса. Не верите? Тогда пусть говорят цифры: с начала официального сезона, который для горняков открылся в середине февраля, нападающие «Шахтера» провели на поле уже 21 час с минутами, которые к основному времени добавляют арбитры, - и забили за это время…3 гола. Без малого сутки в игре - и только три результативных удара в исполнении форвардов. Воистину гора, родившая мышь.
Впрочем, и оборона у горняков тоже далеко небезупречна. Дело не только в травмах Раца, Кучера и Чигринского. Малопонятная история происходит в последнее время с вратарями «Шахтера». Вроде бы страдая от переизбытка голкиперов, минувшей зимой горняки арендовали «Фулхэму» Лаштувку. Весной продали «Спартаку» Плетикосу, который теперь отводит душу и радует поклонников популярного российского клуба. Когда травмировался Шуст, на подмогу «вечному» Шуткову срочно выписали из донецкого «Металлурга» старого-нового Вирта. Матч с «Харьковом» дал понять, что Шуст пока не преодолел всех последствий 40-дневного расставания с футболом: он не предотвратил первый гол в свои ворота, хотя мог бы это сделать, сыграй на перехвате, и самое главное - на протяжении всей игры очень уж нервничал. У Шуткова, который наблюдал за матчем с трибуны, «забита» спина. Вирт же, как заметил Луческу, «еще не готов принять нашу игровую схему». Вирту, к слову сказать, накануне исполнилось 33, стало быть, еще не вечер и есть надежда, что годам к 35 он эту схему все-таки примет…
Главный тренер оранжево-черных сейчас растерян и признается, что сам не находит внятного объяснения метаморфозам «Шахтера», случившимся после вылета из Кубка УЕФА. Луческу намекает на «севильский синдром», который никак не могут побороть в себе футболисты. Вполне допустимая версия. И все же она может касаться только «ограниченного контингента» игроков, для которых «Шахтер» - всего лишь трамплин для прыжка в западный клуб. Значит, нужно либо помочь им быстрее сделать этот прыжок, либо спросить с них согласно букве (точнее даже, цифре) контракта с «Шахтером». Не больше. Но и не меньше.