Насильно мил не будешь?
Народную пословицу, вынесенную в заголовок, сегодня практически никто не вспоминает. В современном обществе абстрактному «мил - не мил» противопоставляются конкретные суммы, за которые упомянутая милость и покупается. Я о нормальных трудовых отношениях, когда возможное нежелание работника трудиться в определенном месте компенсируется материально.
В современном футболе, и это ни для кого не секрет, выступление за украинскую, российскую или еще какую команду из бывшего СССР приравнивается для игроков из-за рубежа к полярной командировке, где ожидаемые лишения вознаграждаются исключительно высокой зарплатой. Думаю, что никто всерьез не верил заверениям бразильцев-нигерийцев, балканцев-румын, чехов-поляков и других футбольных поденщиков из-за рубежа в том, что им дорого имя пригласившего их украинского клуба и честь страны, которую этот клуб представляет. Если почитать интервью отдельных иностранцев, играющих в нашем чемпионате, данные нашей прессе и прессе родной им страны, то создается впечатление, что эти интервью давали совершенно разные люди. Естественно, в «домашних» интервью процент искренности футболистов намного больше.
Все вышеизложенные соображения всплыли наружу именно сейчас по хорошо всем известной причине. Два потенциально сильнейших футболиста «Шахтера» открыто заявляют о своем нежелании выступать за украинский клуб, с которым они связаны контрактными обязательствами. И если периодические демарши Элану еще можно было воспринимать как чудачества капризной бразильской звезды, то поведение Франселино Матузалема, оставившего расположение «Шахтера» без уважительной причины (Элану, напомню, играет за сборную), не оставляет сомнений в тенденции, грозящей обоим украинским суперклубам невиданными до сих пор проблемами.
Нельзя сказать, что такое случилось впервые. Нежелание играть за «Шахтер» или «Динамо» неоднократно возникало и у других иностранцев, но до сих пор все оставалось хотя бы внешне в цивилизованных рамках. И Джулиус Агахова ушел из «Шахтера» в «Уиган» по-хорошему, отмучив свой контракт, и Йерко Леко досидел в дубле «Динамо» до окончания соглашения, лишь после этого подавшись в «Монако». Желающие могут продолжить ряд примеров. Что же случилось этим летом такого, что практически взорвало изнутри самый богатый украинский футбольный клуб и грозит со временем взорвать его ближайшего конкурента?
Представляется, что первопричина отчаянного бегства Матузалема из «Шахтера» была заложена в изначально завышенной стоимости этого игрока и не менее завышенной его зарплаты. Занявшись футбольным бизнесом, наши щедрые меценаты не смогли, к сожалению, понять, что в футболе далеко не все решают деньги.
Если бы это было так, то чемпионское звание в СССР 70-80-х годов разыгрывали бы не команды Киева, Москвы, Ленинграда и Минска, а клубы Ташкента, Алма-Аты, Еревана и прочих «щедрых» регионов. Еще тогда футболисты понимали: чтобы стать футболистом эктра-класса нужно играть у Лобановского, Бескова, Малофеева, Морозова, Садырина, а чтобы денег побольше заработать нужно ехать в Среднюю Азию или Закавказье.
Что-то похожее мы имеем сегодня и у нас. «Шахтер» проигрывает весной принципиальнейший матч «Харькову», чей бюджет по неофициальной информации более чем в двадцать раз меньше! Понятно, что в футболе бывает всякое, но то, что «гонка бюджетов» наших суперклубов потеряла всякий смысл, очевидно. Подобно гонке вооружений между СССР и США, которые тратили колоссальные средства, чтобы иметь возможность уничтожить друг друга несколько сотен раз, гонка между «Шахтером» и «Динамо» привела к тому, что реальные достижения обоих клубов стоят в несколько раз меньше, чем для этого тратится денег! Если один игрок стоит больше, чем шестнадцать команд зоны второй лиги вместе взятые, это не означает, что он играет в двести пятьдесят раз лучше своих скромных коллег по профессии.
Что выиграл нынешний «Шахтер» со своим дорогущим интернационалом и тренером-миллионером? Практически то же самое, что и «Шахтер» образца 2000 года, стоивший на порядок дешевле. То же можно сказать и о «Динамо». И было бы не страшно, если бы шальные деньги просто не работали. Но ведь эти деньги развращают. Когда человек, получающий больше миллиона в год, откровенно валяет на поле дурака, это вряд ли вдохновляет его партнеров. Если же таких людей в команде несколько, то последствия становятся непредсказуемыми.
Как теперь тренерам и руководителям «Шахтера» собрать команду психологически и настроить на труднейшие матчи? В шахту отправить Элану с Матузалемом? Так для этого шахту надо будет рыть если не золотую, то серебряную. Чтобы условий контракта не нарушить. Если же говорить серьезно, то донецкая команда имеет лишь один выход из положения - играть теми футболистами, которые действительно хотят побеждать в каждом матче. То есть украинцами в основном. И пусть это перечеркнет политику клуба за последние восемь лет, зато даст возможность не провалиться в самый неподходящий момент.
Внешне у «Динамо» пока еще нет «шахтерских» проблем. Но создается впечатление, что клуб делает все возможное, чтобы эти проблемы появились, в очередной раз «запаковываясь» дорогостоящими иностранцами и никого не продавая взамен.
Опыт показывает, что нежеланию футболиста играть за клуб, невзирая на сумму и срок контракта, противопоставить практически нечего. Стремящиеся уйти таки уйдут, что бы кто ни заявлял. И чтобы впредь не вспоминать пословицу о том, что насильно мил не будешь, желательно если не уменьшить в наших суперклубах количество «насильно милых» за большие деньги, то хотя бы не так быстро пополнять их ряды.
"Спорт-Экспресс в Украине"