Старгородский: "Победу в Кубке Беларуси не омрачил даже перелом"
В прошлую субботу два украинских легионера, Артем Старгородский и Илья Галюза, подняли над головами Кубок Беларуси. Обыграв в финале Неман, их клуб, солигорский Шахтер, впервые за десять лет триумфовал в этом турнире. Герой финала Артем Старгородский, забивший единственный в матче гол, рассказал Football.ua все об этом триумфе – об установке бить, игре со сломанным пальцем ноги, новенькой Борисов-Арене и кубке, в который не влезает шампанское.
– Артем, прими поздравление с первым белорусским трофеем в твоей карьере. Но самый первый вопрос – как твое здоровье? Ведь досталось тебе в финальном матче…
– Спасибо за поздравление. Да, получилось так, что когда уже после матча сделали снимок, у меня обнаружили перелом пальца ноги.
– То есть, ты отыграл финал с переломом, да еще и победный мяч забил! А в каком эпизоде случилось это столкновение, которое привело к травме?
– Было это еще в начале игры, минуте на 10-15. Палец болел, но за эмоциями и напряжением матча было не до этого. В итоге отыграл около часа.
– Соперник хотя бы извинился?
– Как вам сказать… Сказал, что в мяч сыграл. Ну, вот что получилось – то получилось. Но, должен сказать, что там игровой момент случился, и злого умысла у него не было.
– Белорусская пресса сообщает, что от этого стыка у тебя даже бутс разорвался…
– Ну, как… Дырка от шипа была.
– И сколько придется теперь восстанавливаться?
– Не знаю, пока сказали – три недели, а там будет видно. Сделают еще один снимок, посмотрим.
– Гол твоего авторства получился весьма красивым (на видео его можно увидеть с 2:24). Решение пробить из-за пределов штрафной получилось спонтанным, или рассчитывал застать врасплох голкипера?
– Я и до этого момента старался при возможности пробить, потому что накануне матча наш главный тренер Сергей Боровский обратил внимание на то, что в предыдущих поединках мы мало били, создавали не так много угроз чужим воротам. Поэтому когда мяч ко мне отскочил, у меня сразу появилась мысль ударить. Хорошо, что все так получилось.
– Сейчас делают такие кубки, в которые и шампанского-то не нальешь. Сколько литров входит в Кубок Беларуси? Или он тоже не принадлежит к таре?:)
– Туда не наливали, потому что он закрыт. Поэтому пришлось кубок просто обмыть в напитке победы:)
– Как в Солигорске встречали первый за десять лет кубок страны?
– Думаю, настоящее празднество будет уже на ближайшей домашней игре, а пока что нас хорошо встретили на базе, был праздничный торт. Все очень довольны – еще когда я приходил в команду, достойное выступление в кубке было у нас в приоритете. Кубок не гостил в Солигорске уже десять лет, поэтому это большое достижение.
– Вам выпало открывать своим финальным матчем новую Борисов-Арену. Какие впечатления от этого стадиона, который называют самым современным в Беларуси?
– Конечно, только самые лучшие: газон в идеальном состоянии, новые раздевалки, трибуны находятся рядом с полем. Ничего лишнего, все, что надо, есть на этой современной арене. Думаю, для Борисова это супер-подарок, тем более, что раньше в их стране больше хоккейные катки открывали, а тут – чисто футбольный стадион.
– Не секрет, что солигорский Шахтер – один из главных конкурентов БАТЭ. В связи с этим, кого поддерживали в финальном матче борисовские болельщики – вас или Неман?
– Не знаю, мне относительно борисовцев тяжело сказать, за кого они болели. Но могу точно сказать, что наших болельщиков на трибунах было гораздо больше, и мы постоянно ощущали поддержку фанов Шахтера.
– Зимой, когда распался киевский Арсенал, говорили, что у тебя есть варианты в других клубах отечественной Премьер-лиги. Почему при этом ты оказался в составе вице-чемпионов Беларуси?
– Это были одни разговоры, ничего конкретного не было. Поэтому, когда появился вариант с Солигорском, я туда поехал, познакомился с командой. Увидел, что клуб развивается, есть нормальные условия для работы. Остался здесь и не жалею – здесь и коллектив хороший, и задачи стоят серьезные, и отношение ко мне хорошее.
– Киевский Арсенал отличался от других клубов украинской Премьер-лиги, скажем мягко, не особо хорошей инфраструктурой. В Шахтере должные условия для работы?
– Да, они буквально два года назад построили базу, она находится в лесу. Достраиваются два поля – на днях мы должны зайти на них тренироваться. Есть баня, тренажерный зал, кухня, питание. Все условия для работы есть, поэтому остается только тренироваться и играть.
– А чем славится сам Солигорск?
– Соляными шахтами. Есть рядом с нашей базой балеолечебница, в которую приезжают люди с разных стран. В специальных комнатах люди лечатся солями. Надеюсь, что удастся и в шахте побывать.
– Зимой на просмотре в солигорском Шахтере побывало много украинцев. При этом Монахов, Пидвирный и Бушман не остались в команде…
– Это было видение тренерского штаба, к тому же, у них тоже был лимит на иностранцев. Долго они не могли брать легионеров, потому что лимит вроде бы позволяет только пять иностранных футболистов дозаявить.
– На каком уровне проходили сборы?
– Сначала работали в Солигорске – к нам пришел новый главный тренер, и он знакомился с футболистами, хотел понять наш потенциал. Заодно закладывали фундамент подготовки. А затем были сборы в Турции – команда туда, в то же место, ездит уже несколько лет подряд.
– С кем в команде за этот период ты успел подружиться? Кого знал еще до перехода в Шахтер?
– Ну, само собой, земляка Илью Галюзу. Также знал по чемпионату Украины Гурули и Кашевского. Но за это время успел со всеми подружиться – у меня в команде хорошие отношения со всеми. Чаще всего общаюсь, пожалуй, с эстонским вратарем Артуром Котенко. Дело в том, что и на сборах в Турции, и сейчас на базе мы с ним живем в одном номере.
– Чемпионат Беларуси для многих в Украине не очень известен. Что являет собой это состязание, кто главные звезды этого турнира?
– Мне тяжело особо об этом судить, потому что я тоже, по большому счету, только начинаю знакомиться с этим турниром. Но из того, что видел, фаворитом чемпионата является БАТЭ, который не один год играет в еврокубках, пересекался с киевским Динамо. Само собой, выделю и минское Динамо, команду с большими традициями.
– С БАТЭ и Динамо ваша команда сыграла хорошо (победа над борисовцами и ничья с минчанами), но при этом в чемпионате потеряла немало очков с соперниками попроще. Это связано с тем, что вы распределяли силы между двумя фронтами и играли с оглядкой на кубок?
– У нас главный акцент делался на кубок, потому что это одна из главных целей команды. Конечно, жалко, что очки какие-то потеряли, но это поправимо, ведь впереди еще много матчей.
– Чемпионат Беларуси второй год подряд проводится по особой системе с разделением на общий полусезон и «чемпионский раунд». Тебя уже ознакомили со схемой проведения турнира?
– 12 команд играют в два круга, а потом делятся на верхнюю и нижнюю шестерку. Как будет играться при таком разделе? Не знаю, посмотрим. Для меня такая схема в новинку, поэтому ознакомлюсь на практике. Сейчас вижу разницу, что у нас в Украине летом есть пауза, а они постоянно играют от ранней весны до поздней осени. Раз они проводят в таком формате, значит, видят для себя какие-то плюсы.
– Наши футболисты, которые играют в Прибалтике, жалуются на качество полей. В Беларуси с этим дела получше?
– Более-менее нормально, хотя первую игру на кубок играли на синтетике, потому что еще натуральное поле не было готово. Но нас предупреждали, что в начале и конце сезона так будет, тут ничего не поделаешь – надо играть. А так – поля приемлемые, не сказать, что идеальные, как в Украине, но есть стадионы, где вполне приличного качества газоны.
– Один из бонусов выступлений в составе вице-чемпиона Беларуси – еврокубковая перспектива. Чего солигорчане ждут в этом сезоне от международных турниров? Что знаешь о предыдущих сезонах Шахтера в еврокубках?
– Три года подряд они не могут пройти первый раунд – рок какой-то. И команды попадаются слабее по классу, но никак не получается преодолеть этот барьер. Это, как говорится, неправильно. Будем стараться пройти как можно дальше.
– Чемпионат Беларуси – лидер по количеству украинских легионеров в мире: их там почти 30, около 40% от числа всех иностранных футболистов. Чем этот турнир и эта страна привлекают наших земляков?
– Сложно сказать. Вероятно, давние исторические связи сложились между нашими чемпионатами. К тому же, расстояние близкое – на машине мне с Киева до Солигорска пять часов на машине ехать, а в Ужгород тот же будет намного дальше. Да и ментальность близка, язык понятен.
– Семью ты оставил в Киеве или живете все вместе в Беларуси?
– Нет, в Солигорск они приезжали только наездами – у старшего сына школа, и оторваться от дома они не могли. Но летом, надеюсь, приедут ко мне, ознакомлю их с городом и страной лучше.
– Это ваш первый легионерский опыт. Как обвыклись в этом статусе, или же в соседней стране это не очень ощутимо?
– Действительно, с одной стороны тяжело воспринимать себя легионером, потому что в команде все славяне. Но, с другой стороны, как легионер, ты должен быть сильнее. Как считалось у нас в Украине, если ты иностранный футболист, то должен хотя бы немного выделяться на фоне местных.
– Недавно возродился киевский Арсенал. Следишь ли за его первыми шагами?
– Однозначно. Читал, смотрел в интернете новости об их старте в чемпионате Киева. Общаюсь с людьми, слежу за этим. Рад, что клуб работает, и нашлись люди, которым он не безразличен. Надеюсь, они смогут построить правильную пирамиду развития и дальше у них не будет таких проблем, которые случались в наши времена. Получалось, что мы, как говорится, летели впереди паровоза. А они, надеюсь, смогут расти постепенно.
– БАТЭ и минское Динамо не скрывают своих чемпионских амбиций, приятно удивляют Нафтан и Минск. А как же солигорский Шахтер? Есть задача украсить добытый кубок медалями?
– Сказали, что в чемпионате надо не опуститься ниже того места, которое Шахтер занимал и раньше – то есть, не ниже второго. А по возможности – и стать чемпионами. Поэтому мы намерены бороться за самые высокие места, а как оно сложится дальше – будем смотреть, стараться, играть.
Артур Валерко, Football.ua