Евро-2012: «где пьют, там и льют»?
Слушая оптимистические речи представителей львовской власти невозможно не вспомнить пример позитивной аналитики от Остапа Бендера: «НКПС построит железнодорожную магистраль Москва – Васюки. Это – раз. Два – это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три – поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать – овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты. Дворец, в котором будет происходить турнир, - четыре. Пять – постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию...»
Риторика весьма похожа, не правда ли? А ведь Львов – это все-таки не Васюки. И кроме этого, Львов уже имеет положительный опыт проведения Саммита президентов Центральной и Восточной Европы в 1999 году, приема 1 млн. 700 тысяч паломников во время приезда Папы Римского в 2001 году.
Что же касается Евро-2012, то провести его, как кажется, отнюдь не сложнее, чем организовать приезд понтифика – было бы желание! Болельщиков ожидается поменьше, чем паломников, а что касается инфраструктуры, то за исключением стадиона, все остальные объекты относятся к сфере обеспечения нормальной жизнедеятельности города. Даже странно говорить об этом: неужели во Львове никто не планировал строить дороги и гостиницы, если бы не Евро-2012?!
Вместе с тем, во Львове участились разговоры о том, что руководство города и области якобы готово «небезвозмездно» завалить подготовку к Евро, передав тем самым право на прием матчей чемпионата одному из городов-дублеров – Харькову или Одессе. Источником подобных слухов является, пожалуй, сам губернатор Львовщины Петр Олийнык. Он заявил на заседании облсовета о якобы имеющих место попытках представителей этих городов незаконно «оттяпать» себе право на Евро-2012.
Почему же вокруг подготовки к Евро сегодня столько ненужных разговоров? Не потому ли, что запахло деньгами? Очень большими деньгами. Чиновники и депутаты еще точно не подсчитали сумм, но цифры эти уже будоражат фантазию и разжигают алчность. Например, в июне губернатор заявил, что к Евро-2012 в области будут освоены 5 миллиардов евро инвестиций, в октябре им уже была названа новая цифра - 3 миллиарда. Кто и как производил подсчеты? Неужели, это известно только губернатору?
Слова и реалии
Наряду с необоснованным прожектерством, существует и другой подход к подготовке чемпионата во Львове, возможно, куда менее грандиозный, но зато реальный. То есть, сосредоточится на том, что имеет непосредственное отношение к организации чемпионата: 1) строительство стадиона, 2) прием спортсменов и туристов, 3) создание честных и прозрачных правил для бизнеса, который планирует инвестировать свои капиталы во Львов к Евро-2012.
Для переосмысления подходов необходимо время, которое незаметно, но уверенно убывает. Но такое переосмысление обязательно должно произойти, оно происходит уже в процессе подготовки к чемпионату. Примером последнего может служить «свежая» позиция властей Львова в вопросе приема туристов. Сегодня уже отказались от планов постройки в городе до 2012 года 70 отелей. Чиновники спокойно заявляют о том, что нужно построить всего четыре пятизвездочных гостиницы, остальных туристов, дескать, можно разместить в отремонтированных общежитиях, а также многочисленных отелях и мотелях двух- и трехзвездочного класса, которые, как грибы, в последние годы растут в окрестностях города. Что ж, задача вполне выполнимая. По крайней мере, реальная.
Куда более запутанной выглядит ситуация со строительством во Львове стадиона под Евро 2012. Как оказалось, земельный участок, присмотренный властями для этих целей, ранее был передан в пользование одной из львовских фирм, которая почему-то до последнего момента умалчивала данный факт. Городской голова Садовый решил смотреть на вещи просто: он назвал эту фирму шантажистами и отбросил любые их претензии на землю. Его позицию поддержал депутатский корпус. Однако на этом солидарность мэра и депутатов ограничилась.
Вот уже более месяца горсовет Львова не может принять решение о проведении конкурса на строительство стадиона. 25 октября на его заседание будут вынесены два альтернативных решения по этому вопросу. Первое родилось в недрах администрации мэра. Оно предусматривает передачу всех прав на строительство стадиона управлению коммунального строительства (читай — мэру Садовому), которое в дальнейшем проведет тендер и определит основного генподрядчика. Второй вариант решения предложили депутаты, считающие, что именно горсовет, и никто иной, должен провести международный тендер и определить победителя на строительство стадиона. Кто победит в этой борьбе, сегодня сказать трудно. Если же мэр и депутаты договорятся и 25 октября примут решение о проведении тендера на строительство стадиона, то опять таки возникает вопрос: кто имеет реальные шансы выиграть этот конкурс.
Украинская пресса много писала о том, что на Львовском инвестиционном форуме были представлены три проекта: швейцарских компаний Marazzi та Implenia и испанской OHL. Однако, кажется, ни один из этих проектов не удовлетворил запросы львовского мэра. Он порекомендовал всем трем фирмам подумать над тем, чтобы объединить их проекты в один. В то же время не будем забывать, что существует еще один практически готовый проект стадиона немецкой фирмы Hochtif, созданный на заказ Львовской ОГА. Этот проект как раз и был представлен в УЕФА как основной аргумент в пользу того, что Львов готовый принять Евро-2012. И есть еще один потенциальный участник — австрийская фирма Alpine, ранее задекларировавшая свой интерес к строительству стадиона во Львове. А вот объединение трех компаний IMPLENIA, AXON та DANAPRO, также подготовившее свой проект строительства стадиона, так и не смогло найти общего языка со львовскими властями и заявило о том, что не будет принимать участие в конкурсе на его строительство.
Что же касается третьего обозначенного нами условия успешного проведения футбольного чемпионата во Львове, то оно наименее выполнимо. Эксперты уже подсчитали, что при самых оптимальных условиях реализация инвестиционных проектов, поданных на рассмотрение в горсовет к началу 2008 года, в том числе и проекта строительства стадиона, невозможна до 2012 года при условии соблюдения законодательства и процедурных моментов, действующих сегодня во Львове! Иными словами, если город не внесет изменения в действующие процедуры и четко не определит их временные рамки, то все потенциальные инвесторы обречены на работу, так сказать, в не совсем прозрачных условиях. Последнее автоматически приведет к удорожанию их инвестиционных проектов от 35 до 70%.
Однако, судя по всему, львовские власти как раз и не спешат менять правила. А то, что будут нарушаться законы — их, похоже, не очень смущает. И все потому, что, как нам кажется, львовские чиновники никак не могут решить для себя одну простую дилемму.
Дилемма для чиновников
Проведение Евро-2012 в Украине обратило к Украине пристальные взгляды не только всей Европы, но и мира, поставив чиновников перед страшной дилеммой.
С одной стороны им, как профессионалам, хочется продемонстрировать свои лучшие качества. Тем более, что подготовка к чемпионату состоит в реализации широкомасштабных задач, предполагающих воплощение в жизнь самых современных проектов сфере обслуживания, строительстве, коммуникации, информационных технологий. Подготовка к Евро также предполагает щедрое финансирование, а всякий украинский чиновник по личному опыту знает, что «где пьют, там и льют». Поручите ему кормить общественного воробья – и у него собственная пара коров будет сытой.
С другой стороны, общее внимание к проблеме подготовки чемпионата обещает весьма осложнить жизнь чиновничества. И не только потому, что общественность, в том числе и международная, будет пристально смотреть за их руками, но и потому, что представителям украинской власти едва ли не впервые со времен отмены плановой экономики придется брать на себя конкретные обязательства по воплощению в жизнь неких планов на последующие пять лет. Украинское чиновничество уже давно разучилось отвечать за свои действия перед кем бы то ни было, кроме своего непосредственного начальства. А с начальством всегда можно договориться. Зато «посадовци» весьма поднаторели в умении запудривать мозги общественности путем манипулирования статистическими цифрами: несмотря на объективные факты, они всегда могут доказать, что на вверенном им участке произошло заметное улучшение ситуации по сравнению с произвольно выбранным ими периодом: то ли с прошлым годом, то ли с 1995-м, а еще лучше - с 1913 годом. Сейчас же за выполнением обязательств будет следить украинская, и международная общественность, а потому испытанные «отмазки» так легко не пройдут.