Луиш Нани: "Ван Гаал обращался с нами, как с детьми"
Нани будто вернул себе форму сезона 2010-2011, когда к нему проявляла интерес каталонская Барселона и парню присвоили звание Лучшего игрока года в Премьер-лиге.
"Я тогда много забивал, результативных передач тоже отдал немало, — вспоминает португалец. — Команда давала мне свободу, менеджер тоже. Я чувствовал себя очень уверено. В таких условиях нетрудно быть на высоте. Если ты хороший футболист, если твоя команда и тренер верят в тебя, все будет отлично".
Летом 2014 года Ван Гаал купался в похвалах как "гений", который протащил Нидерланды в полуфинал чемпионата мира. Все надеялись, что ему по силам будет вдохнуть новую жизнь в самый богатый клуб Англии. На том же турнире Нани провел от начала до конца каждый матч финальной стадии. Но когда Ван Гаал заявил: "У нас нет вингеров наивысшего класса. Думаю, такого игрока надо купить",- Нани понял, что в Манчестере ему будут не рады.
"Во время предсезонной подготовки он практически не давал мне играть, — вспоминает Луиш. — Я провел на поле меньше времени, чем кто-либо другой. Мне уже тогда казалось, что тренер на меня не рассчитывает. Ван Гаал со своим ассистентом орали на нас, будто нам было по 18 лет. Я думал: "С нами нельзя так обращаться; я же профессионал, тренируюсь каждый день, все делаю правильно, стараюсь изо всех сил".
Помощник Ван Гаала Альберт Стейвенберг отчитывал игроков за то, что они отдают передачу не в то время, не так, как надо, или не отдают вообще, не обрабатывают мяч перед ударом. Все это было абсолютно противоположностью тому, что Нани знал о футболе, чему его учил сэр Алекс Фергюсон. Нани умеет быстро принимать непростые решение в атаке. Голландец пытался выбить из него эту "чушь". "Играть нужно вот так! Давай! Бла, бла, бла!"
"Это был ужас. Очень сложно играть в футбол в таких условиях. Футбол — это инстинкт. Это принятие решений. То, что ты видишь собственными глазами. Если ты видишь, что нужно бить — бей слета. Если нужно обработать мяч — пожалуйста. Нужно пофинтить — вперед. Так и получается забивать особенные голы".
К началу второго сезона под руководством Ван Гаала Нани лишь несколько раз вышел на поле на замену. Через три дня голландец отдал Луиша в Спортинг на условиях аренды. Юнайтед на сделке ничего не заработал, причем должен был платить игроку сборной Португалии большую часть положенной зарплаты. Спустя год манкунианцы допустили очевидную ошибку, продав парня в Фенербахче менее, чем за 5 млн фунтов.
Нани далеко не единственный "критик" Ван Гаала. Один из самых дорогостоящих футболистов, подписанных голландцем на посту тренера МЮ, уже отметил, что его нынешний наставник "может уничтожить самооценку любого игрока".
"Нынешний Манчестер — это не Манчестер, — вздыхает Нани. — При всем уважении к футболистам команды, характер и лицо клуба изменились. Когда МЮ выходит на поле, становится ясно, что в Манчестере начался новый период".
"Раньше в команде хватало громких имен, опытных игроков, которые провели в клубе не один год. Теперь же новичков становится все больше. Для многих футболистов это первый сезон в Премьер-лиге. Все теперь новое".
"Фергюсон всегда говорил, что мы в любом случае забьем; а если еще и не пропустим — значит выиграем. Теперь времена другие; болельщики должны понять, что игроки и тренер уже не те. Было принято решение обновить клуб, и это нужно как-то пережить. Пока что получается не очень хорошо, но что поделаешь?"
Сейчас Нани сосредоточен чемпионской гонке в Турции. Он уже вылечил свое бедро, повреждение которого специалисты связывают со "злостью, разочарованием, нервами и стрессом" из-за отсутствия игровой практики при Дэвиде Мойесе. Шотландец без каких-либо объяснений лишил Нани места в составе манкунианцев после того, как убедил подписать новый контракт с клубом. Но теперь Луиш сильнее и взрослее (у него родился сын) — 29-летний португалец намерен вернуться в Премьер-лигу.
Учитывая скромную клаусулу, прописанную в его контракте — 6,5 млн фунтов, желающих подписать контракт с опытным вингером будет немало. Он уже знаком с чемпионатом, говорит по-английски, смог пережить суровые манчестерские зимы, да и домик в Уилмслоу продать еще не успел.
С особенной ностальгией Нани вспоминает борьбу за мяч на Туманном Альбионе. "Если ты играешь в Премьер-лиге и приходишь домой без синяков — значит ты сидел на лавочке", — смеется он.
"У меня еще есть дела в Англии. Я бы хотел получить новый шанс в одной из лучших лиг мира. Когда играешь на высшем уровне, твои выступление тоже оценивают по высшему разряду. А сейчас, к примеру, многие норовят сказать что-то вроде: "Ну, он же играет в Турции", -или: "...в Португалии".
"Но футбол есть футбол. То, что я делаю на поле здесь или делал в Португалии, — это то же самое, что происходит в Англии. Если у меня когда-то получилось проявить себя там, то получится и еще раз. Если я попаду в Испанию, я тоже добьюсь успеха. Все дело в уверенности, здоровье, практике и взаимодействии с партнерами. А в остальном нужно просто расслабиться и быть собой".
И, конечно же, быть на высоте — как раньше.
Дункан Каслс, The Sunday Times
Перевод Юрия Паустовского