Стадионы Евро-2012. Готовность номер ноль
В порядке Харьков, Донецк и Днепропетровск. У Киева и Львова - большие проблемы.
5 February 2008, 09:18
Інше
Евро-2012 - это гостиницы и аэропорты, дороги и городской транспорт, но прежде всего - это стадионы. Именно их будут проверять первыми. Но даже в этом направлении, увы, у нас не все гладко. В том числе с местом проведения финала: в связи с проблемами Олимпийского даже стали говорить, что этот поединок примет новая киевская арена. Но...
"Олимпийский стадион в заявке значится как арена для проведения финального матча Евро-2012, с гарантиями президента и премьера, так что перенос финала куда-то исключен, - сказал нам вице-президент федерации Борис Воскресенский, отвечающий за футбольные арены страны. - Второй стадион Киеву нужен, но финал на нем проводиться не будет однозначно... Беда Олимпийского не только в стройке перед ним - и проект стадиона не утвержден. Немецкая фирма Hochtief провела предпроектные работы, а проект - в стадии согласования. Проблема в том, что эта фирма предлагает нам сдать стадион в третьем квартале 2011 года, в то время, как по нормам УЕФА на стадионе, предназначенном для чемпионата Европы, за два года до открытия чемпионата должен быть проведен первый матч. То есть в июне 2010-го. Понятно, этого нас не устраивает, и мы ведем сложные переговоры с Hochtief. Но мы должны отстаивать свои позиции, если не хотим провести Евро-2012 в Италии или Германии. Тем более, пока другие фирмы свои предложения не предоставили".
Рассказал Борис Воскресенский нам и о других стадионах: "По Львову пока нет ничего, кроме лестных обещаний. Начали работы в Одессе, но, учитывая, что стадион находится в парке, могут быть большие проблемы с вопросами инфраструктуры. Донецк и Днепропетровск идут с опозданием по ранее обещанным срокам, но в необходимые для Евро-2012 сроки укладываются. Другое дело, что у нас осенью уже будут матчи отбора ЧМ-2010, и на эти арены мы рассчитывали больше всего. Дай бог, чтобы в Днепропетровске успели. А то когда они обещали сдать стадион в сентябре 2007-го, я попросил уточнить год. И был прав. Кроме того, в Днепропетровске пути эвакуации не соответствуют нормам даже чемпионата Украины. Но в том, что этот вопрос они решат, не сомневаюсь. Есть проблемы в Харькове, но там руководство области и города заинтересовано в проведении Евро-2012, так что этот город явно ближе к цели, чем Львов и Одесса".
КИЕВ. ЭТОТ СТАДИОН - НЕ ДЛЯ ЕВРО-2012
Вопрос второго киевского стадиона под Евро-2012 поручен Президентом Украины столичной мэрии. По словам Бориса Воскресенского, эта арена явно не будет использоваться под Евро, потому что Кабмин до сих пор не передал городу территорию танкового завода, на котором ее планируют возвести. Военным, которых мы там встретили, пока о смене дислокации ничего не сообщали. "Они там сами, похоже, никак не разберутся, строить тут стадион или нет", - сказал нам мужчина при погонах. А вахтерша на вздохе обронила: "Может, пронесет. Кому уже до пенсии не далеко, где устроиться после закрытия завода?"
ЛЬВОВ. ВОЙНА ВЛАСТЕЙ ЗА БЮДЖЕТ
Львов рискует потерять право на проведение Евро-2012. Сроки поджимают, а в мэрии до сих пор даже не определились с инвестором, который построит новый стадион, который должен быть готов для пробного матча уже в 2010 году. Кроме того, городская и областная власть не могут поделить между собой право распоряжаться государственными средствами на строительство стадиона. Ведь выделенный мэрией земельный участок за городским ипподромом относится к владениям области (Пустомытовский район). Это 25 гектаров под стадион и еще 8 - под инфраструктуру.
Стадион будет рассчитан на 33 тысячи зрителей, с паркингом на 1200 мест и 3-звездочным отелем на 200 номеров поблизости. Международный конкурс на право строительства был объявлен еще полтора месяца назад. Из шести фирм-кандидатов на финишную прямую вышли две - венгерско-швейцарская Имплениа и австрийская Альпен Бау. "На следующей неделе завершим переговоры с инвесторами и назовем победителя до 14 февраля, дня сессии горсовета", - уверяет директор департамента Евро-2012 Олег Засадный. Впрочем, определить инвестора мэрия обещала еще 19 декабря прошлого года, а воз и ныне там.
По информации депутата Львовского горсовета Владимира Гирняка, фирмы-претенденты пока не предоставили ни гарантий своей платежеспособности, ни четкого бизнес-плана. Однако Засадный утверждает, что компании надежны: австрийская заручилась поддержкой Райффазенинвест, а швейцарская - английских и немецких инвестфондов. Тем временем губернатор Львовщины Петр Олийнык уверяет, что у него есть запасной вариант - мол, бизнесмен Игорь Коломойский готов задаром отдать проект стадиона под Евро-2012, который строится в Днепропетровске. Правда, мэр Львова Андрей Садовый на это заявление отреагировал без энтузиазма, заявив, что хочет построить во Львове еще лучший стадион. А в департаменте Евро-2012 говорят, что днепропетровский проект не подходит Львову по геодезическим показателям.
ХАРЬКОВ. ЗАВОД ЗАМЕНЯТ "ПОДКОВОЙ"
На харьковском стадионе Металлист трудятся в две смены, чтобы к маю закончить реконструкцию Восточной трибуны. Под ней, как и под отремонтированной недавно Южной, собираются оборудовать клубные залы, музей футбола, кафе и офисные помещения. Летом, сразу после финала Кубка Украины, который в этом году пройдет в Харькове, стадион планируют накрыть и новой крышей - нынешнюю, металлическую, заменят, а над ней установят еще одну, стеклянную, которая закроет от непогоды зрительские места и беговые дорожки. Реконструкцию стадиона обещают закончить к декабрю следующего года. По проекту, обновленный Металлист вместит сорок с лишним тысяч болельщиков - на десять тысяч больше, чем сейчас.
Рядом со стадионом уже начали расчищать площадку под строительство детского футбольного центра. "Пансионат для юных футболистов и игровые поля для них соорудят на месте нынешних хозяйственных помещений и старых складов, принадлежащих Металлисту, - их сейчас сносят, - говорит менеджер Металлиста Сергей Родионов. - Здесь же будет несколько полей для мини-футбола, которые можно будет использовать и как теннисные корты. Частные гаражи, стоящие по соседству с Металлистом, в проекте не затронуты, так что люди от нашего расширения не пострадают". Футбольные поля будут готовы уже к сентябрю, а вот когда на месте нынешних развалин вырастет новенький пансионат - в администрации Металлиста сказать затрудняются.
В связи с Евро-2012 уже этим летом снесут корпуса завода им. Фрунзе, расположенный слева от стадиона - он переедет на территорию завода им. Малышева. К чемпионату на этом месте построят многоэтажное здание в виде подковы с тремя башнями. Что разместится в ней - пока неизвестно. Как предполагает глава правления завода Александр Василенко, первые четыре этажа займут торговые площади, на остальных, возможно, разместятся офисы и гостиничные номера.
По словам вице-президента ФФУ Сергея Стороженко, к лету 2010 закончить все приготовления Харьков успеет - первую столицу обгоняют лишь Донецк и Днепропетровск.
ОДЕССА. ШЕВЧЕНКО БУДЕТ СТОЯТЬ!
На прошлой неделе началась реконструкция стадиона Черноморец - сразу после того, как депутаты горсовета приняли план подготовки к проведению Евро-2012. Заниматься реконструкцией стадиона будет Черноморец, руководство которого готово вложить в проект около 150 миллионов евро. После окончания работ новая арена перейдет в собственность клуба.
Но достаточно ли это? По словам вице-президента ФФУ Бориса Воскресенского, строительство подъездных путей и путей эвакуации к стадиону сопряжено со сносом памятников Тарасу Шевченко и Неизвестному матросу. Олег Марус опроверг эту информацию: "У нас есть проект, утвержденный на градсовете, в котором предусмотрено все: подъезды, пути эвакуации и прочее. И все это находится исключительно в пятне нынешнего стадиона. Не то, что памятники, даже деревья не будут сноситься. Это было наше основное требование как застройщика".
ДОНЕЦК. ПОЛЕ РАСТЯТ В АВСТРИИ
Надев ярко-желтые каски и получив специальные пропуска, проходим на стройплощадку нового стадиона. Нашим гидом выступила Марина Рыжкова - ассистент директора будущей спортивной арены. От нее мы узнали, что вокруг стадиона будут стоянки для 400 автобусов и 3000 легковых автомобилей. А сам стадион спроектирован таким образом, что за один час можно заполнить все трибуны и, в случае необходимости, без давки эвакуировать все 50 с лишним тысяч человек за восемь минут. Это одно из требований, предъявляемых УЕФА к пятизвездочным аренам. Будет соблюдено на стадионе и еще одно обязательное условие: оба фан-сектора - и домашний, и гостевой - отделят от поля прозрачными пластиковыми ограждениями. "Но главное, что отличает любой пятизвездочный стадион - уникальный дизайн, - добавляет Марина. - Мы уверены, что наш стадион, который гендиректор Шахтера Сергей Палкин уже в шутку окрестил летающей тарелкой, будет уникальным. А изюминкой станет, конечно, разная высота южной и северной трибун и, как следствие, - наклонная крыша, способная пропускать больше солнечных лучей".
Подрядчик строительства - турецкая компания ENKA, - несмотря на возникшие трения, касающиеся изменения сметы (переговоры по этому вопросу продолжаются до сих пор), не прекращал работы ни на один день. "Работы ведутся круглосуточно, - рассказывает Марина. - Даже когда были сильные морозы, и наружные работы пришлось приостановить, они занялись отделкой внутренних помещений. Вообще же на сегодняшний день бетонные работы завершены полностью, а подводка коммуникаций и строительство внутренних перегородок выполнены уже более чем наполовину". Что касается крыши будущей арены, то практически на наших глазах шло закрепление очередной фермы - шестой по счету из проектных 14-ти.
Сердце любого стадиона - его футбольное поле. "Траву для него уже выращивают в Австрии под руководством британского консультанта Мэтта Фроста, - сообщила наша сопровождающая. - Весной ее перевезут вместе с грунтом в Донецк, и "доходить" она будет уже на месте".
ДНЕПРОПЕТРОВСК. АУРА КЛАДБИЩА НЕ ИСПУГАЛА
В декабре 2005 года, когда начались работы по реконструкции стадиона, город шокировали фотографии скелетов в раскрытых гробах на фоне главного административного здания. Краеведы подтвердили: да, здесь раньше было кладбище. Мистические настроенные жители города до сих пор не верят в счастливую звезду нового сооружения, и пророчат ему всяческие неприятности. "В старину для кладбищ всегда выбирали места с отрицательной энергетикой, - рассказывает преподавательница центра энергоинформационных технологий Светлана Самойловская. - Размещать на кладбище увеселительное заведение, по крайней мере, не предусмотрительно. И то, что сроки окончательного ввода в эксплуатацию стадиона постоянно откладываются - первое негласное подтверждение моим словам. Лично я туда ни ногой. Это может быть даже опасно для жизни".
Но большинство горожан не верят в мистику. "В городе просто строительный бум какой-то, - улыбается студент строительной академии Игорь Сергеев. - Огромное количество новых рабочих мест, грандиозные архитектурные проекты небоскребов, новые транспортные развязки и современные здания - это просто супер!"
...Собственником строящегося стадиона является футбольный клуб Днепр, входящий в состав группы Приват. По заказу клуба проектные работы выполнило архитектурное бюро "С-Студио (г. Киев), а тендер на строительство и реконструкцию стадиона выиграла компания Хохтиф Украина. Все работы были разделены на два этапа. Первый - реконструкция самого стадиона, второй - строительство необходимых сооружений для обслуживания спорткомплекса. Для чего потребовалось снести близлежащие жилые дома, школу еврейской общины и воинскую часть. Сметная стоимость работ превысила 50 млн евро.
Новый стадион рассчитан на 31 тысячу зрителей. Для пешеходного подхода к центральному входу стадиона со стороны проспекта Пушкина строится трехэтажный подземный паркинг. Со стороны улицы Херсонской пешеходный переход будет в виде отапливаемого торгового пассажа. Рядом со стадионом возведут три 32-этажные башни общей площадью 94 312 м кв. Еще одна 5-звездочная гостиница будет располагаться на территории воинской части, правда только в том случае, если городским властям удастся договориться с министерством обороны о передаче земель. Пока процесс затормозился: по слухам, военные претендуют на равноценный участок в центре города, а власти способны предоставить им участок такой же площади, но за городской чертой.
Всю ответственность за строительство стадиона и реконструкцию близлежащих территорий взял на себя мэр Днепропетровска Иван Куличенко. "Днепропетровск выполняет все взятые на себя обязательства перед УЕФА, и поэтому никаких разговоров о том, что кто-то примет чемпионат вместо нас, быть не должно", - заявил он. Кстати, город уже организовует специальные курсы волонтеров, где желающих бесплатно обучат иностранному языку и этикету.
Открытие стадиона запланировано на май 2008 года. А первые матчи пройдут уже в августе - это будет турнир памяти Лобановского, впервые покидающий Киев.
"Олимпийский стадион в заявке значится как арена для проведения финального матча Евро-2012, с гарантиями президента и премьера, так что перенос финала куда-то исключен, - сказал нам вице-президент федерации Борис Воскресенский, отвечающий за футбольные арены страны. - Второй стадион Киеву нужен, но финал на нем проводиться не будет однозначно... Беда Олимпийского не только в стройке перед ним - и проект стадиона не утвержден. Немецкая фирма Hochtief провела предпроектные работы, а проект - в стадии согласования. Проблема в том, что эта фирма предлагает нам сдать стадион в третьем квартале 2011 года, в то время, как по нормам УЕФА на стадионе, предназначенном для чемпионата Европы, за два года до открытия чемпионата должен быть проведен первый матч. То есть в июне 2010-го. Понятно, этого нас не устраивает, и мы ведем сложные переговоры с Hochtief. Но мы должны отстаивать свои позиции, если не хотим провести Евро-2012 в Италии или Германии. Тем более, пока другие фирмы свои предложения не предоставили".
Рассказал Борис Воскресенский нам и о других стадионах: "По Львову пока нет ничего, кроме лестных обещаний. Начали работы в Одессе, но, учитывая, что стадион находится в парке, могут быть большие проблемы с вопросами инфраструктуры. Донецк и Днепропетровск идут с опозданием по ранее обещанным срокам, но в необходимые для Евро-2012 сроки укладываются. Другое дело, что у нас осенью уже будут матчи отбора ЧМ-2010, и на эти арены мы рассчитывали больше всего. Дай бог, чтобы в Днепропетровске успели. А то когда они обещали сдать стадион в сентябре 2007-го, я попросил уточнить год. И был прав. Кроме того, в Днепропетровске пути эвакуации не соответствуют нормам даже чемпионата Украины. Но в том, что этот вопрос они решат, не сомневаюсь. Есть проблемы в Харькове, но там руководство области и города заинтересовано в проведении Евро-2012, так что этот город явно ближе к цели, чем Львов и Одесса".
КИЕВ. ЭТОТ СТАДИОН - НЕ ДЛЯ ЕВРО-2012
Вопрос второго киевского стадиона под Евро-2012 поручен Президентом Украины столичной мэрии. По словам Бориса Воскресенского, эта арена явно не будет использоваться под Евро, потому что Кабмин до сих пор не передал городу территорию танкового завода, на котором ее планируют возвести. Военным, которых мы там встретили, пока о смене дислокации ничего не сообщали. "Они там сами, похоже, никак не разберутся, строить тут стадион или нет", - сказал нам мужчина при погонах. А вахтерша на вздохе обронила: "Может, пронесет. Кому уже до пенсии не далеко, где устроиться после закрытия завода?"
ЛЬВОВ. ВОЙНА ВЛАСТЕЙ ЗА БЮДЖЕТ
Львов рискует потерять право на проведение Евро-2012. Сроки поджимают, а в мэрии до сих пор даже не определились с инвестором, который построит новый стадион, который должен быть готов для пробного матча уже в 2010 году. Кроме того, городская и областная власть не могут поделить между собой право распоряжаться государственными средствами на строительство стадиона. Ведь выделенный мэрией земельный участок за городским ипподромом относится к владениям области (Пустомытовский район). Это 25 гектаров под стадион и еще 8 - под инфраструктуру.
Стадион будет рассчитан на 33 тысячи зрителей, с паркингом на 1200 мест и 3-звездочным отелем на 200 номеров поблизости. Международный конкурс на право строительства был объявлен еще полтора месяца назад. Из шести фирм-кандидатов на финишную прямую вышли две - венгерско-швейцарская Имплениа и австрийская Альпен Бау. "На следующей неделе завершим переговоры с инвесторами и назовем победителя до 14 февраля, дня сессии горсовета", - уверяет директор департамента Евро-2012 Олег Засадный. Впрочем, определить инвестора мэрия обещала еще 19 декабря прошлого года, а воз и ныне там.
По информации депутата Львовского горсовета Владимира Гирняка, фирмы-претенденты пока не предоставили ни гарантий своей платежеспособности, ни четкого бизнес-плана. Однако Засадный утверждает, что компании надежны: австрийская заручилась поддержкой Райффазенинвест, а швейцарская - английских и немецких инвестфондов. Тем временем губернатор Львовщины Петр Олийнык уверяет, что у него есть запасной вариант - мол, бизнесмен Игорь Коломойский готов задаром отдать проект стадиона под Евро-2012, который строится в Днепропетровске. Правда, мэр Львова Андрей Садовый на это заявление отреагировал без энтузиазма, заявив, что хочет построить во Львове еще лучший стадион. А в департаменте Евро-2012 говорят, что днепропетровский проект не подходит Львову по геодезическим показателям.
ХАРЬКОВ. ЗАВОД ЗАМЕНЯТ "ПОДКОВОЙ"
На харьковском стадионе Металлист трудятся в две смены, чтобы к маю закончить реконструкцию Восточной трибуны. Под ней, как и под отремонтированной недавно Южной, собираются оборудовать клубные залы, музей футбола, кафе и офисные помещения. Летом, сразу после финала Кубка Украины, который в этом году пройдет в Харькове, стадион планируют накрыть и новой крышей - нынешнюю, металлическую, заменят, а над ней установят еще одну, стеклянную, которая закроет от непогоды зрительские места и беговые дорожки. Реконструкцию стадиона обещают закончить к декабрю следующего года. По проекту, обновленный Металлист вместит сорок с лишним тысяч болельщиков - на десять тысяч больше, чем сейчас.
Рядом со стадионом уже начали расчищать площадку под строительство детского футбольного центра. "Пансионат для юных футболистов и игровые поля для них соорудят на месте нынешних хозяйственных помещений и старых складов, принадлежащих Металлисту, - их сейчас сносят, - говорит менеджер Металлиста Сергей Родионов. - Здесь же будет несколько полей для мини-футбола, которые можно будет использовать и как теннисные корты. Частные гаражи, стоящие по соседству с Металлистом, в проекте не затронуты, так что люди от нашего расширения не пострадают". Футбольные поля будут готовы уже к сентябрю, а вот когда на месте нынешних развалин вырастет новенький пансионат - в администрации Металлиста сказать затрудняются.
В связи с Евро-2012 уже этим летом снесут корпуса завода им. Фрунзе, расположенный слева от стадиона - он переедет на территорию завода им. Малышева. К чемпионату на этом месте построят многоэтажное здание в виде подковы с тремя башнями. Что разместится в ней - пока неизвестно. Как предполагает глава правления завода Александр Василенко, первые четыре этажа займут торговые площади, на остальных, возможно, разместятся офисы и гостиничные номера.
По словам вице-президента ФФУ Сергея Стороженко, к лету 2010 закончить все приготовления Харьков успеет - первую столицу обгоняют лишь Донецк и Днепропетровск.
ОДЕССА. ШЕВЧЕНКО БУДЕТ СТОЯТЬ!
На прошлой неделе началась реконструкция стадиона Черноморец - сразу после того, как депутаты горсовета приняли план подготовки к проведению Евро-2012. Заниматься реконструкцией стадиона будет Черноморец, руководство которого готово вложить в проект около 150 миллионов евро. После окончания работ новая арена перейдет в собственность клуба.
Но достаточно ли это? По словам вице-президента ФФУ Бориса Воскресенского, строительство подъездных путей и путей эвакуации к стадиону сопряжено со сносом памятников Тарасу Шевченко и Неизвестному матросу. Олег Марус опроверг эту информацию: "У нас есть проект, утвержденный на градсовете, в котором предусмотрено все: подъезды, пути эвакуации и прочее. И все это находится исключительно в пятне нынешнего стадиона. Не то, что памятники, даже деревья не будут сноситься. Это было наше основное требование как застройщика".
ДОНЕЦК. ПОЛЕ РАСТЯТ В АВСТРИИ
Надев ярко-желтые каски и получив специальные пропуска, проходим на стройплощадку нового стадиона. Нашим гидом выступила Марина Рыжкова - ассистент директора будущей спортивной арены. От нее мы узнали, что вокруг стадиона будут стоянки для 400 автобусов и 3000 легковых автомобилей. А сам стадион спроектирован таким образом, что за один час можно заполнить все трибуны и, в случае необходимости, без давки эвакуировать все 50 с лишним тысяч человек за восемь минут. Это одно из требований, предъявляемых УЕФА к пятизвездочным аренам. Будет соблюдено на стадионе и еще одно обязательное условие: оба фан-сектора - и домашний, и гостевой - отделят от поля прозрачными пластиковыми ограждениями. "Но главное, что отличает любой пятизвездочный стадион - уникальный дизайн, - добавляет Марина. - Мы уверены, что наш стадион, который гендиректор Шахтера Сергей Палкин уже в шутку окрестил летающей тарелкой, будет уникальным. А изюминкой станет, конечно, разная высота южной и северной трибун и, как следствие, - наклонная крыша, способная пропускать больше солнечных лучей".
Подрядчик строительства - турецкая компания ENKA, - несмотря на возникшие трения, касающиеся изменения сметы (переговоры по этому вопросу продолжаются до сих пор), не прекращал работы ни на один день. "Работы ведутся круглосуточно, - рассказывает Марина. - Даже когда были сильные морозы, и наружные работы пришлось приостановить, они занялись отделкой внутренних помещений. Вообще же на сегодняшний день бетонные работы завершены полностью, а подводка коммуникаций и строительство внутренних перегородок выполнены уже более чем наполовину". Что касается крыши будущей арены, то практически на наших глазах шло закрепление очередной фермы - шестой по счету из проектных 14-ти.
Сердце любого стадиона - его футбольное поле. "Траву для него уже выращивают в Австрии под руководством британского консультанта Мэтта Фроста, - сообщила наша сопровождающая. - Весной ее перевезут вместе с грунтом в Донецк, и "доходить" она будет уже на месте".
ДНЕПРОПЕТРОВСК. АУРА КЛАДБИЩА НЕ ИСПУГАЛА
В декабре 2005 года, когда начались работы по реконструкции стадиона, город шокировали фотографии скелетов в раскрытых гробах на фоне главного административного здания. Краеведы подтвердили: да, здесь раньше было кладбище. Мистические настроенные жители города до сих пор не верят в счастливую звезду нового сооружения, и пророчат ему всяческие неприятности. "В старину для кладбищ всегда выбирали места с отрицательной энергетикой, - рассказывает преподавательница центра энергоинформационных технологий Светлана Самойловская. - Размещать на кладбище увеселительное заведение, по крайней мере, не предусмотрительно. И то, что сроки окончательного ввода в эксплуатацию стадиона постоянно откладываются - первое негласное подтверждение моим словам. Лично я туда ни ногой. Это может быть даже опасно для жизни".
Но большинство горожан не верят в мистику. "В городе просто строительный бум какой-то, - улыбается студент строительной академии Игорь Сергеев. - Огромное количество новых рабочих мест, грандиозные архитектурные проекты небоскребов, новые транспортные развязки и современные здания - это просто супер!"
...Собственником строящегося стадиона является футбольный клуб Днепр, входящий в состав группы Приват. По заказу клуба проектные работы выполнило архитектурное бюро "С-Студио (г. Киев), а тендер на строительство и реконструкцию стадиона выиграла компания Хохтиф Украина. Все работы были разделены на два этапа. Первый - реконструкция самого стадиона, второй - строительство необходимых сооружений для обслуживания спорткомплекса. Для чего потребовалось снести близлежащие жилые дома, школу еврейской общины и воинскую часть. Сметная стоимость работ превысила 50 млн евро.
Новый стадион рассчитан на 31 тысячу зрителей. Для пешеходного подхода к центральному входу стадиона со стороны проспекта Пушкина строится трехэтажный подземный паркинг. Со стороны улицы Херсонской пешеходный переход будет в виде отапливаемого торгового пассажа. Рядом со стадионом возведут три 32-этажные башни общей площадью 94 312 м кв. Еще одна 5-звездочная гостиница будет располагаться на территории воинской части, правда только в том случае, если городским властям удастся договориться с министерством обороны о передаче земель. Пока процесс затормозился: по слухам, военные претендуют на равноценный участок в центре города, а власти способны предоставить им участок такой же площади, но за городской чертой.
Всю ответственность за строительство стадиона и реконструкцию близлежащих территорий взял на себя мэр Днепропетровска Иван Куличенко. "Днепропетровск выполняет все взятые на себя обязательства перед УЕФА, и поэтому никаких разговоров о том, что кто-то примет чемпионат вместо нас, быть не должно", - заявил он. Кстати, город уже организовует специальные курсы волонтеров, где желающих бесплатно обучат иностранному языку и этикету.
Открытие стадиона запланировано на май 2008 года. А первые матчи пройдут уже в августе - это будет турнир памяти Лобановского, впервые покидающий Киев.