Расширение ЧМ. Эволюция, политика и бизнес
С 2026 года в финальной части чемпионатов мира по футболу будут принимать участие не 32, а 48 национальных сборных. Ожидаемое решение ФИФА, принятое на заседании совета организации в Цюрихе, уже породило немало дискуссий и даже один футбольный "мем" о том, что теперь традиционные журналы с наклейками перед стартом турнира будут напоминать по размеру четырехтомник "Война и мир". Но так ли все однозначно плохо в расширении? Как обычно, истина где-то посредине. Попытаемся ее найти.
Почему расширение ЧМ было неизбежным
Так уж вышло, что увеличение количества участников финальной части чемпионатов мира – в каком-то смысле, эволюционная мера. Ранее это число, за одним вынужденным исключением, никогда не уменьшалось, оно либо оставалось прежним от турнира к турниру, либо увеличивалось. Начиналось все с 13-ти участников в 1930-м году, потом было 16 команд с 1934-го по 1974-й (с единственным исключением в 1950-м году, связанным с последствиями Второй мировой войны – тогда команд было заявлено 15, но стартовали лишь 13 из них), потом 24 участника в 1982-и и 1986-м году и, наконец, 1998-го года и по сей день мы смотрим мундиаль с 32-мя сборными.
Пришло время еще больше увеличить количество участников финальной части ЧМ. И хотя на этот раз расширение вышло наиболее кардинальным за всю историю турнира – в полтора раза, логику в таком решении все же разыскать нетрудно. В футбол на приличном уровне научились играть во все большем количестве стран мира, а значит и шанс проявить себя на главном футбольном турнире планеты должно получить большее количество сборных.
Не будем забывать и о политической подоплеке такого шага от ФИФА. Еще за время "правления" предыдущего президента этой организации Зеппа Блаттера не утихали разговоры об увеличении квот на ЧМ для Азии и Африки, а также о полноценной путевке для команды из Океании. Уж не знаем ли, что именно было причиной для их появления – реальный рост уровня футбола в этих регионах, или рост финансового благополучия чиновников ФИФА, но в качестве политического инструмента идея с увеличением количества участником мирового форума пришлась по душе и новому рулевому международной футбольной организации. И, по сути, на этом Джанни Инфантино построил свою предвыборную кампанию. А когда обещания звучат из уст уже второго кряду президента ФИФА, их надо выполнять.
Почему увеличение числа участников ЧМ – это хорошо
Первая и главная причина – у команд "второго и третьего эшелона" (сами выбирайте, к какому из них относить сборную Украины, например) появится больше шансов выступить в финальной части главного турнира четырехлетия. Пример с увеличением количества команд на Евро показал, что не всегда такая привилегия заканчивается успехом, но, с другой стороны, мы увидели и много дебютантов континентального турнира, которые выступили гораздо ярче иных старожилов и грандов. Поэтому девиз "больше команд хороших и разных" – это еще не всегда синоним бесполезного "раздутия" турнира и упадка его общего уровня. Повторимся – футбол эволюционирует и во многих странах очень даже прогрессирует.
К плюсам расширения ЧМ добавим и финансовую выгоду. В ФИФА уже заявили, что планируют заработать на мундиале с новым форматом более 500 миллионов фунтов чистой прибыли, и это только на первый взгляд кажется для обычного болельщика чем-то неосязаемым и оседающим в чужих карманах. На самом деле, заработок ФИФА – это и заработок каждой отдельной федерации в частности, и увеличение доходов всей организации будет означать увеличение отчислений в регионы, которые (при нормальном подходе) будут потрачены на развитие футбола. Опять же, на примере Украины можем сделать себе пометочку в графе "позитив", ведь финансовая помощь от ФИФА нашей стране явно не помешает.
Что еще хотелось бы отметить в позитивном плане, так это грамотный подход ФИФА к изменению формата. Сейчас многие говорят о том, что 48 команд-участниц мундиаля – это удар по национальным лигам и здоровью игроков, но на деле эти заявления не имеют под собою реальной почвы. Да, по длительности турнир займет на несколько дней больше, нежели при формате с 32-м участниками, но по количеству матчей дополнительной нагрузки на футболистов не будет – потенциальному победителю, как и раньше, придется сыграть максимум 7 матчей, благодаря тому, что в группах теперь будет не по 4 команды, а по три.
Почему увеличение числа участников ЧМ – это плохо
Оставляя в стороне спорные рассуждения о зрелищности турнира и уровне конкуренции на первых этапах (в конце концов, все это достаточно условно почти за 10 лет до проведения первого ЧМ в новом формате), на данный момент есть всего два минуса нового формата с увеличением команд-участниц. Причем слово "минусы" можно заменить словом "трудности".
Первая проблема – международный календарь. Несмотря на то, что хронологически ЧМ увеличится всего на несколько дней (по предварительным подсчетам – максимум неделя), это все же удар по "каникулам" футболистов, либо же по подготовке клубов к новому сезону. Кому-то из двух сторон придется пострадать, хотя, справедливости ради, давайте отметим – речь не о поголовном большинстве, а о нескольких десятках игроков, команды которых задержатся на ЧМ дольше остальных и попадут в решающие этапы. Остальным можно будет благополучно отправляться в отпуск, а потом присоединяться к своим клубам на предсезонных сборах и турне.
Куда острее проблема №2 – туристическая, или же инфраструктурная, тут уж называйте на свой вкус, но важности ее терминология не изменит. Дополнительные 16 команд – это дополнительные 16 "армий" болельщиков. И если из этих 16-ти туристических делегаций хотя бы половина будет представлять страны с большим населением (либо же с платежеспособным), потенциальным хозяевам ЧМ придется сильно задуматься о том, куда всех этих людей поселить, на чем их возить и как следить за их безопасностью и за порядком в местах их дислокации. Самый красноречивый пример возможных проблем в этом направлении – Китай. Ранее организаторам ЧМ редко приходилось выдерживать на себе максимальный поток футбольных туристов из Поднебесной, потому что сборная этой страны – не частый гость в финальных турнирах мундиаля. Но теперь китайцы, скорее всего, смогут чаще преодолевать сито квалификации, и тут уж, как говорится, ждите гостей!
Вариантов решения подобной проблемы на данный момент видится всего два. Первый – проведение турниров в двух (трех, четырех) соседних странах одновременно, либо же проведение турниров в странах с мощной инфраструктурой и большим кадровым ресурсом для обеспечения порядка и комфорта приезжих. Таких государств на футбольной карте мира не так много, что ограничит выбор стран-хозяек будущих чемпионатов мира, но, с другой стороны, это заставит организаторов максимально качественно и взвешенно оценивать свои возможности перед подачей заявки на проведение мундиаля. А ФИФА – внимательно их изучать.