Каннаваро: "Благодарен "Франс Футбол" за то, что приз наконец в моих руках!"
Он никогда не был замечен в скандальной хронике. Отличный семьянин, великолепный товарищ и потрясающий футболист. Возможно, более достойного кандидата для получения трофея в уходящем 2006 году было не сыскать...
Церемония вручения 51-го "Золотого мяча" от "Франс Футбол" несколько отличалась от обычных. Конечно, были и прямая трансляция на Canal+, и приветственная речь главного редактора издания месье Арно, однако как только на помосте появилась знаменитая актриса Моника Белуччи, стало понятно, что на этот раз все будет иначе.
Лауреат-2006 был облачен в строгий черный костюм, и, казалось, опытного итальянского защитника вся эта шумиха вокруг его имени смущает...
Вашему вниманию предлагается самое интересно из того, что сказал Фабио КАННАВАРО непосредственно на церемонии вручения почетного приза и в традиционном интервью, которое вышло на страницах очередного номера France Football.
-- Фабио, что вы испытываете, заполучив столь привлекательный для всех футболистов мира трофей?
-- Прежде всего я благодарен "Франс Футбол" за то, что "Золотой мяч" наконец в моих руках! Хочется выразить благодарность "Реалу" и его президенту Рамону Кальдерону. Впрочем, если я получил эту награду, то в этом есть заслуга всех моих предыдущих команд и особенно "Ювентуса". Этот приз для меня вдвойне ценен, так как я являюсь защитником, а всем известно, что на игроков моего амплуа не всегда обращают должное внимание. Поэтому у этого успеха особенный вкус.
-- Испанская пресса уже давно писала, что "Золотой мяч" получите вы, и выражала сомнение относительно того, насколько это справедливо...
-- К счастью, я читаю не так много испанской прессы. В моей карьере были знаменательные матчи, о которых любой футболист может только мечтать, были и такие, которые необходимо забыть. В любом случае, на мой взгляд, я заслужил награду. А полемика меня мало интересует...
-- Вы собираетесь привезти "Мяч" в Мадрид и показать его болельщикам на площади Сибелес?
-- Да, обязательно! Я доволен, что выступаю за "Реал". У него неподражаемые болельщики и потрясающая внутрекомандная атмосфера. Возможно, я покажу "Золотой мяч" на "Сантьяго Бернабеу". Хотя, естественно, хотелось бы привезти его и в Турин. Но главный город, в который я непременно приеду, -- это Неаполь. Там я хочу показать приз больным детям...
-- Известно, что вам звонил Лилиан Тюрам...
-- Он сообщил, что счастлив за меня. Мы бок о бок провели столько матчей -- не сосчитать! Хотя, кроме Лилиана, мне звонили и многие другие мои бывшие и нынешние партнеры. Не буду скрывать -- это чертовски приятно.
-- Можно ли сказать, что этот приз стал дополнением к победе вашей сборной в Германии?
-- Да, но с некоторой оговоркой. Это не моя личная победа. Чемпионат мира, равно как и "Золотой мяч", выиграла вся сборная Италии. У нас не было Зидана или Марадоны, у нас была КОМАНДА. В этом огромная заслуга Марчелло Липпи. Я посвящаю приз "Франс Футбол" своим партнерам и тренеру!
-- О чем вы подумали, когда узнали, что опередили Джанлуиджи Буффона?
-- Я очень расстроен за Джиджи. Правда. Он мой друг и всегда будет другом. Я знаю, что он великолепный игрок, и если бы Буффон сейчас стоял на моем месте, я был бы не менее счастлив.
Повторюсь -- это победа моя и моих партнеров. В то же время я очень горд за себя, так как даже такие великие защитники, как Франко Барези и Паоло Мальдини, никогда не владели "Золотым мячом".
-- А не кажется ли вам, что "Золотой мяч" был вручен защитнику только благодаря изменениям в современном футболе? Ведь кроме Мальдини и Барези, приз не получал и Фернандо Йерро...
-- Не думаю. Мой успех обусловлен тем, что Италия выиграла чемпионат мира. Если бы этого не произошло, мне бы никогда не досталась столь почетная награда.
-- Но вы же не станете отрицать, что в вашем лице защитники взяли в этом году реванш у нападающих. К тому же вы первый итальянский защитник, удостоившийся "Золотого мяча".
-- Встать рядом с легендарными защитниками прошлого -- большая честь. Наша школа давно заслужила признание. В Италии представители этого амплуа всегда считались уважаемыми людьми.
-- Кроме того, вы получили "Золотой мяч" в год, когда ушел из жизни знаменитый итальянский защитник Джачинто Факетти.
-- Факетти -- один из символов итальянского футбола. Игроков такого масштаба в истории было очень мало. Мне посчастливилось с ним общаться в течение двух лет в Милане. Он был человеком выдающихся качеств.
-- Какой момент в 2006 году для вас был самым запоминающимся?
-- Сюда нужно включить и 2005 год, ведь в составе "Ювентуса" в Серии А я сыграл 36 матчей и забил 4 гола. Затем, действительно, был потрясающий чемпионат мира. А из всех поединков мундиаля хотел бы выделить полуфинал против Германии. Это было фантастически!
-- В Дортмунде, где вы встречались с бундестимом, был сущий ад. Как вам удалось выдержать такое давление?
-- Мы никого не боялись. Конечно, когда 70 тысяч зрителей, сидящих вплотную к полю, поддерживают твоего соперника, это должно впечатлять. Но на нас это не подействовало. Возможно, даже добавило уверенности в своих силах.
-- То, что именно вы были капитаном "Скуадры Адзурры", сыграло решающую роль в референдуме "Франс Футбол"?
-- Я всегда старался играть на высоком уровне, полностью отдаваться игре. Впрочем, не исключаю, что в тех командах, где мне довелось выступать, были более достойные претенденты на "Золотой мяч". Однако приз у меня...
-- Но во время чемпионата мира сборную Италии журналисты откровенно уничтожали...
-- Стереотипы трудно ломать. Некоторые СМИ, говоря об Италии, называли нас "паразитами" и "мафиози". Старались не обращать на это внимания. Мы -- страна, устремленная в будущее. Нельзя же вечно твердить о пицце и катеначчо!
-- Согласитесь, что в 1/8 финала только сомнительный пенальти, забитый незадолго до окончания поединка, позволил Италии пройти Австралию.
-- Согласен. Мы играли посредственно. Но ведь нам удалось показать силу духа. К тому же половину матча мы играли вдесятером.
-- Когда поняли, что титул чемпионов мира у вас в руках?
-- Уверенности не было до того момента, как Гроссо забил решающий пенальти в послематчевой серии 11-метровых на берлинском "Олимпиаштадионе". Но после побед в группе над Чехией и в полуфинале над Германией мне стало ясно, что любой соперник нам по зубам.
-- Вы согласны, что финал ЧМ-2006 стал для Италии своеобразным реваншем за поражение на Евро-2000?
-- Лично для меня -- без сомнения. В Берлине я был единственным из того состава, который выходил на поле шесть лет назад в Роттердаме. Никогда не забуду тот матч. Мы сделали все, чтобы обыграть французов, но за десяток секунд до конца Вильтор сравнял счет. Это нас убило.
Мы проиграли еще до того, как Трезеге забил злополучный гол. Может быть, оно и к лучшему. Если бы Италия победила на Евро-2000, она, возможно, не хотела бы так сильно выиграть чемпионат мира.
-- К сожалению, финал запомнится еще и столкновением между Зиданом и Матерацци. Не считаете, что о нем говорили слишком много?
-- Я очень много раз играл против Зизу, и всегда это были сложные матчи. Зидан -- величайший футболист, но в Берлине он совершил ошибку. Говорю это не потому, что Матерацци -- мой соотечественник. Но на поле чего только не услышишь в свой адрес! Игрок его класса должен был сохранять спокойствие. На мой взгляд, оправданий у Зидана нет.
-- Вы понимаете, что французы очень болезненно восприняли вашу победу?
-- Я вполне это допускаю, ведь Италия переиграла в финале мундиаля именно Францию. В этой сборной есть Тьерри Анри, который постоянно ходит вокруг "Золотого мяча", но до сих пор его не получил. Мне грустно за него. Каждый год пресса твердит, что именно сейчас настало время Тити, а получается, что приз "Франс Футбол" увозит кто-то другой. Думаю, здесь есть доля несправедливости.
-- Вы стали преемником Роналдиньо во многом благодаря уверенной игре на чемпионате мира в Германии. А кто на вас произвел впечатление на мундиале?
-- В 2006 году на первом плане были коллективы, а не отдельные персоналии. Хотя зачастую именно звезды решают судьбы сборных на главных турнирах. Хочу повторить, что Италия победила благодаря командному духу. Нам удалось стать единым целым. Мы были уверены в своих силах, но в то же время уважали любого соперника. Мне трудно кого-то выделить в составе своей сборной, потому что каждый игрок в определенный момент заложил камешек нашей общей победы.
-- Ну хорошо, тогда за кого в опросе "Франс Футбол" проголосовали бы вы?
-- На первое место я бы, без сомнения, поставил Буффона. Далее расположились бы Анри и Пирло.
-- Многих просто поражают ваши уверенность и спокойствие при общении с журналистами...
-- Действительно, меня очень трудно вывести из себя. Даже в напряженные моменты сохраняю я спокойствие и стараюсь улыбаться. Надо радоваться жизни. У нас, футболистов, очень интересная профессия, за которую, кстати, платят неплохие деньги. По сравнению с этим критика и другие проблемы -- ерунда. Надо воспринимать их с улыбкой на лице. Есть гораздо более важные вещи, чем заявление журналистов, что вы плохо играли!
-- Например, драма вашего друга Джанлуки Песотто. Вы ведь узнали, что он пытался покончить жизнь самоубийством, во время пресс-конференции в Дуйсбурге?
-- Когда вспоминаю об этом, меня начинает бить озноб. За два года в Турине я встретил многих прекрасных людей, среди которых был и Джанлука. Мы часто ходили друг к другу в гости, бывали дома у Феррары или Сандро Дель Пьеро. Приглашали на ужин молодых игроков...
Когда узнал о трагедии, сразу же прервал пресс-конференцию. Захотелось получить информацию, что произошло, помочь, если необходимо. Я был потрясен, как и вся команда. Всего за три дня до этого Джанлука приезжал в Германию поддержать нас. Он выглядел усталым. Я сказал ему в шутку, что даже когда он играл, не был таким худым. "Много работы", -- ответил он тогда.
-- Какая разница между титулами чемпиона мира и лауреата "Золотого мяча"?
-- Я всегда мечтал выиграть чемпионат планеты. С детства. И вот моя мечта осуществилась. "Золотой мяч" -- это не тот трофей, которым я грезил с младых ногтей. Да, я надеялся, но не мечтал. Хотя теперь, заполучив его в свои руки, я очень счастлив.
-- Фабио, назовите трех нападающих, против которых вам тяжелее всего приходилось на футбольном поле.
-- Я встречался со многими выдающимися форвардами, которые иногда ставили меня в затруднительное положение, однако среди них выделил бы Роналдо, Анри и Шевченко.
-- После известного скандала вы отправились в Мадрид. Выступать в Серии В было бы слишком большой жертвой с вашей стороны?
-- Нет. Будь я моложе, остался бы в Турине. Но в 33 года от предложения такого клуба, как "Реал", не отказываются. Это моя последняя возможность выступать на высшем уровне, вот я и решил ее использовать.
-- Выиграв чемпионат мира и получив "Золотой мяч", вы думаете занять в сердцах неаполитанцев место Диего Марадоны?
-- Трудный вопрос, ведь Марадона -- кумир не только Неаполя, но и всего мира. Однако, конечно, неаполитанцам очень приятно, что именно их земляк завоевал столько трофеев. Что касается места в сердцах, то для того, чтобы приблизиться к этому, мне необходимо еще кое-что выиграть...