Чудо, которое шесть лет терпело донецкий снег
...Его появление в Донецке было обставлено с помпой. Таинственные переговоры с восходящей звездой мирового футбола. Самое дорогое приобретение на постсоветском пространстве. Чудо, которое должно вывести "Шахтер" на качественно новый уровень игры.
Досье
Джулиус АГАХОВА (нападающий сборной Нигерии)
Родился 12 февраля 1982 года в Бенин-Сити (Нигерия).
Рост 179 см, вес 73 кг.
Выступал в командах: "Иншуранс", Нигерия (1997--1999), "Эсперанс", Тунис (1999--2000), "Шахтер" Донецк, Украина (2001--2006).
С января 2007 года -- в "Уигане" (Англия).
Чемпион Туниса 1999 года.
Обладатель Кубка Туниса 1999 года.
Вице-чемпион Африки 2000 года.
Бронзовый призер чемпионата Африки 2002 и 2004 годов.
Участник Олимпийских игр 2000 года.
Участник чемпионата мира 2002 года.
Чемпион Украины 2002, 2005 и 2006 годов.
Вице-чемпион Украины 2003 и 2004 годов.
Обладатель Кубка Украины 2001, 2002 и 2004 годов.
Финалист Кубка Украины 2003 и 2005 годов.
В высшей лиге Украины провел 90 матчей, забил 33 мяча.
В Кубке Украины провел 22 матча, забил 9 мячей.
В еврокубках провел 38 матчей, забил 10 мячей.
В сборной Нигерии провел 32 матча, забил 14 мячей.
И вот 18-летнее Ага-Чудо (прозвище, полученное форвардом после розыгрыша Кубка Африки 2000 года) в столице Донбасса. Знаменитая фотография с клубным шарфом в вытянутых по диагонали руках. Заявление о том, что в Украину приехал всерьез и надолго. Подтверждение президентом горняков информации, что трансфер Агаховы - самый крупный в истории "Шахтера". И целый сюжет в "Футбольном клубе" Василия Уткина в Москве...
Сальто как узелок на память
Тогда, в начале 2001 года действительно казалось, что наш национальный чемпионат получил в лице юного нигерийца звезду серьезного калибра. Известный в футбольных кругах агент Илья Кокая (тот самый, который способствовал переходу в "Шахтер" Окоронкво и Алиуце, а в "Карпаты" Аньямке) удивлялся, как это донетчанам удалось заполучить форварда, на которого претендовали "Милан" и "Арсенал" и которым интересовался "МЮ".
В самой Нигерии талант Агаховы ставили выше всех предшественников - Йекини, Амунике, Кану, Окочи и остальных. Никто прежде не добивался признания и уважения в столь раннем возрасте. Олимпиада в Сиднее лишь подтвердила авансы, выдаваемые быстрому, легкому и техничному нападающему, который не мог не запомниться специалистам и болельщикам не только яркой игрой и забитыми мячами, но и благодаря фирменному трюку - серии сальто после каждого гола.
Неплохо дебютировал Агахова и в чемпионате Украины. Семь забитых мячей в восьми матчах второго круга казались хорошим заделом на будущее. Единственное, что уже тогда покоробило - проблемы с адаптацией к украинской зиме. Мокрый, холодный и противный - снег, с которым он здесь познакомился, навсегда стал для нигерийца главным камнем преткновения.
Приятного аппетита, Джулиус!
По собственному признанию, стиснув зубы, он надевал два теплых тренировочных костюма, куртку, натягивал на глаза шапку и пытался не обращать на холод внимания. Но потом простуживался, чихал и клял все на свете. Уже в первые месяцы пребывания в Донецке Агахова возненавидел нашу зиму. И даже опоздал на первый клубный сбор.
Еще более болезненно Джулиус встретил зиму следующего года, а в 2003-м и вовсе скис. Отправившись в январе на очередной Кубок Африки в Мали, он в открытую заявил, что замерзает в Украине и мечтает до окончания срока действия своего четырехлетнего контракта перебраться в другую европейскую страну. Особенно невыносимо, когда холод пробирает ступни ног.
Все это не позволяло ему перевезти в Донецк жену Иджу и дочурку Изабель, а видеться с самыми близкими в жизни людьми всего пару раз за год - испытание не для него. Кроме всего, труднопреодолимым для теплолюбивого уроженца Черного континента оказался языковой барьер. "Смачного" и "дякую" - два слова, которые он одолел по-украински, несколько больше - по- русски. И удивлялся, почему его одноклубники не разговаривают по-английски.
По секрету всему свету
...Дальневосточный чемпионат мира Агахова встречал с нескрываемым желанием в очередной раз засветиться, дабы вновь стать интересным потенциальным покупателям. И даже в канун отъезда в сборную вывез из своей донецкой квартиры все самое ценное с надеждой больше в нее не возвращаться. Он предостерегал защитников англичан и аргентинцев опасаться его разящих ударов, обещал показать высший класс, но сумел забить только шведам.
Это был единственный гол Нигерии на турнире. Команда выступила откровенно неудачно (группа-то какая!). Последовавший вскоре звонок из Донецка форвард воспринял с нескрываемым раздражением: "Джулиус, приезжай. Ты остаешься в нашем клубе". По собственному признанию, после этого у игрока окончательно опустились руки. Он так и не смог понять, почему его не продали, почему все приглашения были отметены руководством, если в числе соискателей значились такие клубы, как "Арсенал" и "Ювентус" (итальянцы предлагали за нападающего 8 миллионов долларов).
О своих мытарствах и бедах Агахова поведал в нашумевшем интервью "Известиям". "Руководство не хочет считаться с моими интересами и амбициями", "мой отъезд постоянно откладывают", "обещали, что вопрос решится после чемпионата мира, потом после Лиги чемпионов, после первого круга первенства", "уже опять зима, а я до сих пор в Донецке", "я сейчас как мертвый и депрессия продолжается", "серьезно задумываюсь, чтобы завязать с футболом", "попытки агента договориться безуспешны - то в офисе не берут трубку, то встреча откладывается по каким-то причинам..."
Утка ценой в 15 миллионов
Весть о жалобах страдальца докатилась до других клубов английской Премьер-лиги. Предпочтение этому чемпионату в своих размышлениях отдавал сам игрок - мол, он ему подходит и по стилю, и по накалу борьбы, и по качеству собственно игры. В отличие от Украины, где все сводится к противостоянию только двух команд. И вот уже интерес к Агахове проявляет "Бирмингем". Вот наставник "Болтона" Сэм Эллердайс делает заявление, будто появление нигерийца способно усилить атаку его команды.
Неожиданно "отмороженная звезда" становится объектом любопытства французского "Пари Сен-Жермена", а из Саудовской Аравии приходит весть о том, что местный клуб "Аль-Хилал" не против аренды африканского нападающего. Более того, арабы вроде бы не против даже выкупить его контракт и готовы предложить "Шахтеру" 7 миллионов долларов...
В донецком клубе тем временем четко дают понять, что продажа форварда не входит в планы руководства. Со ссылкой на президента отмечалось, что "Шахтер" стремится выиграть звание чемпиона Украины и завоевать право выступать в основной сетке Лиги чемпионов. И без помощи Агаховы в этом никак не обойтись. Нервы могут не выдержать только в случае приемлемой суммы. Скажем в 15 миллионов долларов.
Дурной пример заразителен
Что же касается трансферных пересудов вокруг имени нигерийца, что все они не имеют под собой реальной почвы и являются журналистской уткой. Агахова вместе с командой находится на тренировочном сборе в Крыму. Даже желание генерального секретаря Федерации футбола Нигерии Таиво Огунжоби прибыть в Донецк и обсудить с руководством клуба положение в нем своего игрока никак не повлияло на ситуацию.
"Я сделал запрос в "Шахтер", -- утверждал Огунжоби. - Мне ответили положительно. Я сообщил, что прибуду через две недели. Мне хотелось бы увидеть контракт Агаховы. Если в нем есть некоторые острые углы, мы будем обсуждать, как их можно сгладить. Агахова - один из лучших футболистов Африки, и мы хотим его видеть в сильном европейском клубе. Украинская же лига довела его до такого состояния, что он готов закончить играть в футбол. Это должно послужить примером для молодых игроков, которые торопятся подписать контракты с зарубежными клубами..."
Приезжал ли Огунжоби в Донецк, достоверно не известно. Но даже если приезжал, переговоры закончились ничем. Потому что Агахова так и остался в "Шахтере". И даже в 2005 году подписал с клубом новый двухлетний контракт. Несмотря на очередное заявление о том, что в очередной раз хочет уехать из Украины, и признание, что пропустил тренировку, потому что было невыносимо холодно...
Дословно
"Когда я подписывал контракт с "Шахтером", я был молодым парнем из Африки. Мне необходимо было получить работу, чтобы расти в профессиональном отношении. Теперь ситуация другая. Необходимо стремиться к большему. Хочется познать что-нибудь новое".
"Я слышал, что Эрикссон готовит против меня Киоуна, а аргентинцы отведут эту роль Шамоту. Но они меня не остановят, я готов к сражению. Обычно все заявления защитников о том, что они легко со мной управятся, так и остаются пустыми словами".
"Я не раз говорил, что хочу уехать из Донецка, но мне всегда говорят - завтра. А завтра говорят - послезавтра. И так далее. Я удивлен. Ведь в "Шахтере" и так много хороших форвардов, а недавно клуб купил еще одного - Марику. За меня же готовы выложить хорошие деньги..."
(Окончание следует)