Маленький Рыжий принц
Football.ua провожает самого рыжего среди лучших полузащитников последних 15-ти лет.
3 June 2011, 18:42
Англія
Специально созванная пресс-конференция, покрасневшие от слез глаза и печальные всхлипывания, пафосные признания в вечной любви клубу под вспышками фотокамер – всего этого стоило ждать от Скоулза в самую последнюю очередь. Небольшая новость на официальном сайте МЮ, стандартные в таких случаях слова благодарности болельщикам, игрокам, тренерам и, самое главное, сэру Алексу.
"Я не из тех, кто любит много говорить", - такое начало объявления о завершении карьеры как нельзя лучше характеризует его автора. Он, скорее всего, не очень-то собирается устраивать и прощальный матч (который запланирован на август). Ну разве что если на Олд Траффорд пожалует его любимый Олдхэм. Чемоданы давно упакованы, летний отдых с семьей распланирован, а все хвалебные оды он пропускает мимо. Только этот футболист мог спокойно кататься с сыном на катке рядом с тем местом, где влиятельные особы Манчестера давали интервью по поводу "пролета" Англии в голосовании на проведение ЧМ-2018 и при этом оставаться абсолютно незамеченным.
"Ни грамма звезданутости и выпендрежа. Просто невероятно одаренный игрок, который всегда остается таким, каким он есть", - метко сказал про своего одноклубника Рой Кин.
Скоулза отличал от других игроков пресловутый тайминг, то есть умение совершить необходимое действие в подходящий момент. Прибежать в штрафную, подставить рыжую макушку под мяч, "ввалить" с лету из-за пределов штрафной, отдать шикарную голевую передачу – все это он делал, как надо и когда надо. Единственная наука, которую он к 36-ти годам так и не освоил – делать своевременные подкаты. Ноги "рыжий ниндзя" никогда не убирал, что статистика лишь подтверждает: главный любитель желтых карточек в Лиге чемпионов и около 90-та горчичников в АПЛ, что ставит его в один ряд с такими "мастерами" своего дела, как Ли Бойер, Кевин Дэвис и Робби Сэвэдж. "Он не очень-то вежливый игрок. Иногда он проявляет свою темную сторону. Я уважаю его как классного футболиста, но мне не нравятся вещи, которые он иногда себе позволяет на футбольном поле", - из уст Арсена Венгера это звучит как комплимент. Фергюсон объяснил гораздо проще: "Все свои карточки он получает из-за подкатов. В Европе подкаты не приемлют".
Этот недостаток стоил ему финала Лиги чемпионов на Камп Ноу, который он вместе с Роем Кином пропустил из-за полученного в полуфинале против Ювентуса предупреждения. "Когда пропускаешь самый главный матч, то частью успеха команды себя ощущаешь слабо", - отметил тогда Пол. Через 10 лет он скажет: "Это была моя ошибка, но я по тому поводу никогда особо не переживал. С тех пор я сыграл в парочке финалов, так что ничего страшного. Медаль за победу над Баварией лежит дома, но я на нее не заглядываюсь. Я не считаю себя дважды победителем Лиги чемпионов, потому что не играл в первом финале".
В последнее время "Акелла" стал допускать промахи все чаще и чаще. Не исключено, что Пол до сих пор имеет проблемы со зрением. Пелена перед его глазами появилась в конце 2005 года, когда в матче против Бирмингема он получил удар по голове. Был риск преждевременно попрощаться с футболом, однако пропустить пришлось "лишь" остаток сезона. "Помню, в последние 10 минут того матча вместо одного мяча я начал видеть три-четыре. Я тогда подумал, что это лишь мигрень, но вскоре специалист выявил проблему. Я, конечно, побаивался, что придется закончить карьеру, но все равно верил, что вернусь в футбол. Небольшая размытость все еще есть, но я уже привык".
Как привык Рыжик и к своей астме: "Это никогда не влияло на мою игру. Я всегда хорошо разминался перед матчами. К тому же всегда под рукой ингалятор, который я использую перед игрой и, если необходимо, в перерыве".
Тайминг не подвел Пола в такой непростой для любого футболиста период, как закат карьеры. Завязать он мог еще год назад, но сэр Алекс настоял на своем: "Я сказал ему: "Решать, когда ты уйдешь, буду я. Ты по-прежнему хорошо играешь". Тогда Пол намекнул, что этот сезон будет для него последним, а после недавнего предположения исполнительного директора МЮ Дэвида Гилла о том, что ветеран может повесить бутсы на гвоздь, сомнений не осталось – он последует примеру Невилла. Гари, правда, решил не дожидаться конца сезона, при этом пожелав Полу играть дальше: "Если бы я мог выступать на том же уровне, что и он, то без раздумий бы продолжил".
Причина ухода Невилла лежит на поверхности: одним из главных достоинств крайнего защитника является скорость, которой у Нева практически не осталось. Первоочередными качествами Скоулза всегда были великолепное видение поля и умение отдать пас в любую точку поля, и эти способности с возрастом никуда не деваются. Однако реалии развития футбола таковы: от каждого футболиста требуется очень много движения. Современные центрхавы и вовсе не имеют права стоять на месте. Вот здесь-то и становится понятно, почему Пол стал все реже попадать в стартовый состав, а в этом сезоне на его счету лишь один гол – он просто перестал успевать. Рискну предположить, что окончательное решение он принял по пути в подтрибунные помещения Уэмбли после того, как оставил шипами автограф на бедре Пабло Сабалеты в полуфинале Кубка Англии.
Вот и в своем последнем матче Рыжик появился на поле лишь тогда, когда все уже было ясно. А в это время его команду во втором финале подряд терзал все тот же испанский клуб. Это была уже далеко не та Барселона, в ворота которой на Олд Траффорд влетел мяч, посланный Скоулзом. Неудивительно, что наибольшие комплименты от блаугранас перед игрой на Уэмбли адресовались именно нашему герою, ведь он был одним из редких для Британии представителей умного и техничного футбола, который проповедуется в Каталонии. "Среди всех игроков МЮ я для себя выделяю Скоулза – он лучший полузащитник своего поколения. Я был бы рад играть с ним в одной команде", - заявил Гвардиола, который в свое время мог оказаться в Манчестере. А еще один коллега Пола по амплуа, выигравший абсолютно все и являющийся эталоном игрока центра поля, произнес не менее лестные слова: "За последние 15-20 лет Скоулз – лучший центрхав. У него есть все: он может отдать последний пас, может забить, он силен, его тяжело лишить мяча. Будь он испанцем, возможно, его бы ценили больше". Принадлежит это высказывание, как нетрудно догадаться, Хави Эрнандесу.
Не менее приятно читать подобное от самого Зинедина Зидана: "Мой самый сложный соперник? Скоулз из Манчестера. Никогда не устану смотреть за его игрой. Редко когда удается увидеть идеального футболиста, но Скоулз был ближе всех к совершенству. Я лишь жалею, что мне так и не представилась возможность сыграть с ним в одной команде, потому что он из тех игроков, которых ты не хочешь видеть среди своих соперников".
В клуб своей жизни Скоулз попал благодаря нынешнему ассистенту Роберто Манчини Брайану Кидду, который в конце 1980-х работал с молодежью Юнайтед, а затем долгое время был правой рукой Фергюсона (Кидд, к слову, и в бытность игроком успел поиграть за обе манчестерских команды). "В 14 лет я ушел из Олдхэма. Брайан Кидд предложил мне попробовать свои силы в Юнайтед, и я без раздумий согласился". Так почему же Пол так фанатеет от Олдхэм Атлетик? "Все думают, что я их всегда был их фаном, но с самого начала я болел только за Юнайтед, на игру которого меня несколько раз сводил отец. Он болел за Олдхэм, а билеты на Олд Траффорд достать было тяжело, так что он начал брать меня на Баундари Парк, потому что туда мы могли попасть всегда". Только он мог на вопрос "Кто ваш любимый игрок?", заданный перед матчем с Бразилией на ЧМ-2002, назвать некоего Фрэнки Банна, ведь тот забил шесть мячей в матче Кубка Лиги против Скарборо. "А еще Энди Ритчи. Почему? Ну как же, он много забивал за Латикс".
Звонок от помощника Фабио Капелло, Франко Бальдини, раздался слишком поздно. Итальянский менеджер всерьез рассчитывал вернуть опытнейшего полузащитника в сборную после шестилетнего отсутствия, ведь как раз перед поездкой в ЮАР у англичан наметились проблемы в средней линии в связи с травмой Гарета Барри. "Если бы они позвонили мне раньше, то, вполне возможно, я бы согласился. Дело не в том, что я хочу отдохнуть этим летом, просто я не собираюсь занимать место ребят, которые почти два года помогали Англии заполучить путевку на мундиаль". После бесславного вылета от немцев Пол выразил сожаление по поводу своего отказа: "Я не говорю, что если бы я поехал, то все сложилось бы по-другому. Но я не исключаю, что принял неправильное решение. Я не ожидал этого звонка, да и времени на размышление мне дали всего лишь два часа. Наверное, поэтому я и ответил отказом".
Что же заставило Рыжего Принца покончить со сборной Англии так рано, ведь на момент ухода из национальной команды ему было лишь 29 лет? Первый вызов от Гленна Ходдла Скоулз получил, будучи запасным в Юнайтед. У Кевина Кигана он был едва ли не главным любимчиком после хет-трика в ворота Польши и дубля шотландцам в плей-офф отбора к Евро-2000. Но все изменилось после прихода Свена-Йорана Эрикссона, который попробовал устроить "шведскую семью" в полузащите. В результате таких экспериментов рыжего гения "засунули" на левый фланг, чтобы освободить место на поле двум другим звездам: Лэмпарду и Джеррарду. Пол стойко перенес причуды Свена, но через пару месяцев после вылета от португальцев на Евро-2004 весьма неожиданно объявил о завершении международной карьеры: "Не знаю почему, но я просто перестал получать удовольствие от игры за сборную. К тому же я люблю быть дома с семьей, а все эти разъезды отнимают уйму времени".
"Если другим нравится постоянно переходить в другие клубы и зарабатывать на этом – что ж, удачи им в этом деле. Но если игрок хочет покинуть Юнайтед, то он просто не понимает, что теряет. Уход отсюда – это почти всегда шаг назад. Конечно, в мире есть и другие великие клубы, но я не думаю, что после ухода из Юнайтед ты будешь прогрессировать. У меня есть все, что мне надо. Я из Манчестера и играю в Ман Юнайтед – чего еще я могу хотеть? Я остаюсь здесь, потому что это лучший клуб в мире. Не надоела ли мне рутина? Как может надоесть выигрывать трофеи, побеждать каждую неделю. Ну, или почти каждую. Разве это может быть скучно?" - после этого вопросы о верности клубу отпадают сами по себе.
Президент Интера Массимо Моратти, еще не так давно выбрасывавший сотни миллионов на трансферы, положил глаз на одного из творцов исторического требла 1999 года. Однако ему пришлось остыть после слов своего советника Пино Пильяры: "Миссия невыполнима. Деньгами здесь ничего не решишь. Этот парень родился в нескольких кварталах от Олд Траффорда, и для него нет ничего лучше, чем носить футболку Юнайтед". Сэр Алекс лишь подтвердил: "Все тренеры говорят мне, что им нравится Скоулзи. Пусть не тратят свое время, он им не достанется, ведь Пол – настоящий манк. Он никуда отсюда не уйдет, он в этом клубе до конца жизни".
Знаменитый выпуск 1992 года, выигравший молодежный Кубок Англии, становится историей. Сразу два "птенца Ферги" ушли в этом году, оставив в качестве играющей легенды одинокого Райана Гиггза. Скоулз уже знает, чем будет заниматься после того, как хорошенько отдохнет: "Я бы поиграл в крикет, когда закончу. Хотя Клэр [жена] будет не очень рада, если я заменю футбол крикетом, поэтому выходные буду проводить с детьми. Еще у меня есть лошади. Как раз во время проблем с глазом я увлекся этим делом. Одного коня назвал Москва-восемь в честь победы в ЛЧ". Свой идеальный день он когда-то охарактеризовал так: "С утра потренироваться, потом забрать детей со школы, поиграть с ними, выпить чаю, уложить детей спать и посмотреть телевизор".
Рыжик прощается с карьерой игрока, к чему он был готов в последние годы, но покидать футбол и клуб, которому он посвятил всю свою жизнь, он не намерен. Уже решено, что со следующего сезона Пол войдет в тренерский штаб чемпионов Англии, где будет передавать свой громадный опыт новичкам. И если ему удастся хотя бы частично передать им те любовь и преданность Манчестер Юнайтед, которые испытывает он сам, этот шаг будет оправданным.
Дмитрий Кинов, Football.ua