Упершись в потолок
В процессе трансферных и спортивных неудач Манчестер Сити, порождавших слухи о возможном увольнении менеджера команды, не покидала уверенность в том, что сам Роберто Манчини видит свои позиции незыблемыми. Субботние слова итальянца выдавали в нем человека искренне обиженного и удивленного.
14 May 2013, 14:28
Англія
Манчини стоило бы вспомнить о том, как обошлись с его предшественником Марком Хьюзом и при каких обстоятельствах он сам получил работу, впервые столкнувшись с презрительным отношением нейтральной общественности.
За три с половиной года работы в Англии Роберто Манчини выиграл два трофея, в том числе впервые за 44 года завоевав для Ман Сити чемпионский титул. Величайшее событие в новейшей истории Горожан могло бы стать личным триумфом тренера, но Манчини за все это время так и не удалось получить высокую оценку своей работы. Те, кто хвалили его, делали это, по большей мере, осторожно и вынужденно, редко (если вообще такое было) прибегая к громким высказываниям. Это легко объяснить положением клуба и его возможностями, но не нужно ходить далеко за примером, бьющим этот аргумент: Жозе Моуриньо в Челси удалось сделать победы "своими". За аналогичный с Манчини срок он выиграл несравненно больше, не говоря уже о том, что в вопросах организации игры и командной мощи тот Челси и этот Манчестер Сити –разные величины.
В декабре 2009-го обогатившиеся манкунианцы попытались подписать своего Моуриньо, но получили ухудшенную версию. Более слабого тактика, менее смелого мотиватора, не такого грамотного селекционера. Минувшей осенью уже сам Моуриньо выказывал подлинное удивление тому, что чемпион Англии с одним из сильнейших в Европе составов не способен выглядеть конкурентно на европейской арене. Можно ли это вообще объяснить?
Манчини – не бездарь, и обилие выигранных им в Италии трофеев, несмотря на разные обстоятельства, подтверждает право итальянца называться тренером не последнего ранга. Обрисовывать его сотрудничество с Манчестер Сити исключительно в темных тонах было бы неправильно, но также стоит признать, что, за вычетом конкретных тактических дуэлей с тренерами, в которых преуспел Роберто, его выгодное положение определялось одним. Умением работать с большими футболистами и большими деньгами. Манчини не обладает богатым набором психологических приемов, не служит примером искусного "man-management", но определяющие его стиль прохлада, отчужденность и высокомерие также позволяют управляться с внушительным количеством звезд. Манчини умеет поставить себя как большой человек: между ним и футболистами может не быть большой симпатии, но понимание того, что итальянец способен любому из них указать на дверь, служит достаточным поводом для того, чтобы считаться с его мнением. Но также делает эти отношения ограниченными, устанавливает "потолок" в спортивных достижениях, для которых необходимо быть более гибким и уверенным в себе психологом. С этим можно не соглашаться и считать пустым наблюдением, но за импозантностью Манчини скрывается глубоко неуверенный в себе тренер.
Его увольнение казалось делом времени несколько раз в течение последних лет, но преданность руководства клуба, окупившаяся выигранным по разнице мячей чемпионством, в итоге породила уверенность в безоблачности отношений между руководством Сити и менеджером команды. Кто-то поспешил поставить руководство Горожан в пример Роману Абрамовичу и отметить фундаментальную для будущих успехов преданность, но короткая человеческая память вышибла воспоминание о брутальном увольнении Марка Хьюза. С валлийцем поступили действительно несправедливо и жестоко, но сейчас вряд ли кто-то охарактеризует подобными словами увольнение Роберто Манчини, свалившиеся на голову тренера наихудшим образом. Ман Сити провел провальный сезон, и первым виновником этого провала остается тренер, посчитавший, что выигранный годом ранее чемпионский титул сам по себе материализуется в европейские успехи и внутреннее доминирование.
Начиная с нескольких бесполезных и дорогих покупок минувшим летом, продолжая последним местом в лигочемпионовской группе и потерей чемпионского звания с огромным отрывом, все играло против Манчини и его методов работы. Отсутствие усиления в атакующей линии, продажа Марио Балотелли, непонятный переход Скотта Синклейра и реанимированный из Интера Майкон как проводник новой системы с тремя защитниками – каждому решению Манчини сопутствовала неудача, но сам итальянец винил в ухудшившихся результатов не себя, а футболистов, используя к тому же публичную критику. И до того вызывавшие насмешку жалобы менеджера богатейшего английского клуба на недостаток кадров вышли на новый уровень: бывший нападающий Манчини возмущался слабой результативностью четырех подчиненных ему форвардов экстра-класса, даже не допуская мысли о том, что такое единство в бомбардирской импотенции может быть связано также и с работой управляющего ими человека.
Что такое игровая модель Манчестер Сити, за три с половиной года так и не стало понятно. неизменным оставался только тактический ход Манчини во втором тайме: смещение Яя Туре на более атакующую позицию и надежда на то, что длинные ноги и светлая голова ивуарийца помогут решить исход встречи в пользу Горожан. Срабатывало часто, но в работе Манчини в целом не было постоянства: казалось, что итальянец работает от матча к матчу, но в итоге именно там, где такая тактика уместна и важна, он проваливался вчистую. Что в Интере, что в Ман Сити Манчини показал неспособность вести команды к успеху в Лиге чемпионов. Манчини не был уверен в том, что он делает и что конкретно он желает увидеть на поле: менялась не только игра и настроение футболистов Сити, но и их игровые качества – появление Давида Силвы и Самира Насри предвещало создание "мелкой" и техничной команды, но тут же Манчини был готов посеять замешательство покупкой Хава Гарсии, Джека Родвелла или сменой более матерого Адама Джонсона на едва блеснувшего в составе Суонси Скотта Синклейра.
Болельщики Манчестер Сити внятно и агрессивно дали понять, какую поддержку сред них имеет Роберто Манчини, давно прославленный Горожанами под именем Бобби Манк. Период его работы в Манчестере стал историческим: можно до головной боли спорить о том, какова заслуга итальянца в завоевании клубом первого в новой эре чемпионского звания, но следует сойтись в том мнении, что скучать по Манчини английский футбол не станет, равно как и те же болельщики примут нового менеджера, когда тот примется давать результат. У итальянца были свои мгновения успеха, но они находились на огромном расстоянии от реального восторга обывателя, потому и места для жалости с чувством несправедливости у нас не остается. Манчини получил то, к чему шел: он со всей своей отчужденностью уперся в "потолок", но такому амбициозному клубу необходимо двигаться вверх.