"Мы — не они"
Победа над Суонси стала для Кардиффа исторической. Первая встреча двух валлийских команд в высшем английском дивизионе — этому событию место на красочном развороте большой энциклопедии футбола этой маленькой страны.
4 November 2013, 13:52
Англія
Статус Суонси, прежде пытавшегося догонять ненавистных соперников, по-прежнему остается бОльшим. В игре с командой Малки Маккая Лебеди, тем не менее, были почти незаметны. Даже уступив Манчестер Юнайтед 1:4, действующие обладатели Кубка Лиги создали больше моментов и показали более жизнеутверждающий футбол. Странным образом, если бросить на ситуацию только первый взгляд, Кардифф оказался самым неудобным соперником для Лебедей – и дело здесь не только в ауре долгожданного дерби.
Кардифф сделал приблизительно то же, что позволило прежде новичку Премьер-лиги переиграть дома Манчестер Сити и записать на свой счет еще несколько отличных матчей. «Команда, которую тяжело обыграть» — под этим кратким резюме подпишется даже Челси, сумевший на классе и не без доли везения четыре раза пробить бравого Дэвида Маршалла. Игра Кардиффа не радует атакующим разнообразим, но собрана прочнее самой компактной почтовой посылки. Как минимум, вам потребуется время для того, чтобы вскрыть эту коробку и отделить обертку от содержимого. Скорее всего, для решения этой задачи также будут потрачены силы и нервы.
У Суонси этих сил не хватило. Успех команды Маккая, поймавшей редкий по такой игре шанс, строился на превосходстве в центральной линии. Позиционно Кардифф действует великолепно: здесь не много изобретателей, но вместе с бесстрашным псом Гари Меделем они испортят вечер любому, в чьи планы входит демонстрация хорошо изученных комбинаций. Из десяти игр по-настоящему провальными для Кардиффа вышли две: солидный показатель для новичка, живущего очень неспокойной жизнью за пределами поля.
В дни, предшествовавшие поединку с Суонси, Маккай как мог уходил от разговоров первостепенной важности. Первостепенной для него самого – человека, под контролем которого находится единство играющего коллектива. Кардифф обошел Суонси в турнирной таблице, но преимущество Лебедей в развитии объясняется самой манерой управления этим клубом. У руля Суонси несменный Хью Дженкинс, считающий средства вместе с директорами-болельщиками и болельщиками с трибун. Пошаговое развитие, несколько прыжков выше головы и отчетливое понимание того, в каком направлении двигаться завтра. Идеальная модель для клуба, чтящего свою историю и не имеющего в планах смену клубных цветов.
Кардиффом руководит Винсент Тан. Малазийский миллиардер спас валлийцев от банкротства, вложил в развитие клуба 125 миллионов фунтов и реализовал мечту каждого болельщика, сделав Кардифф командой Премьер-Лиги. Сами болельщики в качестве компенсации отдали свою душу. Тан заставил клуб переодеться в красный цвет и сменить герб, на котором образовался близкий не только Уэльсу, но и самому богачу дракон. Чем успешнее команда выступала в своем новом образе, тем меньше завсегдатаев новенького стадиона желало противиться амбициям самовлюбленного барина.
Жизнь с Таном не так плоха – как минимум, для тех, чья роль сводится к поддержке и проверке всегда солидного положения в турнирной таблице. Сложна она для тех, кто это положение обеспечивает. Малки Маккай проделал потрясающую работу в столице Уэльса, но ее значимость куда больше ценят журналисты, чем колоритный руководитель. Нынешним летом Кардифф хорошо поработал на трансферном рынке, с умом вложив деньги в нескольких новых исполнителей, в числе которых и уже упоминавшийся герой трибун Медель. Эту работу Маккай выполнял на пару с Ианом Муди, главой скаутского департамента. Несколько недель назад Тан без каких-либо объяснений лишил продуктивного Муди должности, назначив на нее 23-летнего казаха Алишера Апсалямова – близкого друга его сына. Алишер к работе пока не приступил из-за проблем с визой, но на поверхность всплыла еще одна малоприятная подробность внутренней кухни. Оказалось, что словенский форвард Этьен Великонья был куплен у Марибора (1,7 миллиона фунтов) без ведомого Маккая и Муди, а по личной прихоти владельца. За год и три месяца, проведенных в клубе, Великонья отыграл на поле 73 минуты. История на этом не заканчивается: пресса уже собирает подробности регулярных звонков Тана менеджеру по ходу матча – Винсент указывает тренеру, какие именно необходимо провести замены. Маккай терпит и избегает комментариев, но с такими темпами его работа может превратиться в сущий кошмар.
Наивно полагать, что человек, имеющий богатства и статус Тана, найдет причины, чтобы успокоиться. Развитие клуба бесспорно, потому даже мораль, пошатываясь, склоняется в сторону малазийца – свою возможность бойкотировать болельщики уже продали. После победы над Манчестер Сити камера долго держала в объективе малазийского владельца, выглядевшего не только счастливо, но и нелепо. Красная клубная футбола, заправленная в официальные брюки, и золотая печатка режущего глаз блеска. Иногда внешний вид человека отчетливее всего выдает состояние его души и намерений.
В новой автобиографии сэр Алекс вспоминает слова легендарного Джока Стина, ставшие дельным советом будущему менеджеру Манчестер Юнайтед. «Запомни, Алекс, мы – не они. Они управляют клубом. А мы их работники». Малки Маккай честно бьется за команду и свое достоинство, но он должен понимать, что из противостояния с Винсентом Таном ему не выйти победителем. Суонси повержен, но не прошло и двух недель с тех пор, как малазиец выказал искреннее недопонимание: «Откуда столько вражды между клубами?»
Очевидно, что ответ Тану не очень-то интересен.