Вера Венгера
О беседе с Арсеном Венгером можно только мечтать. Это было бы здорово: несколько часов в компании одного из светлейших умов нашей игры. С французом удалось пересечься всего раз, на выходе из пресс-центра варшавского стадиона. Венгер шокирующим образом появился в двери и едва не свалил с ног своим взглядом. Грех не пользоваться такой возможностью – нужно кинуть хотя бы пару пустых фраз, чтобы потом не жалеть об утраченной возможности. Но я остолбенел. Холодным, пугающим взглядом менеджер Арсенала посмотрел прямо в глаза, как будто бы знал, как пять минут назад мы с сарказмом говорили о чемпионских амбициях его команды. Венгер кажется легкой мишенью для умников, но не нужно представлять его неуклюжим невротиком – в том взгляде было действительно много силы.
Тысячный матч у руля одной команды. Когда Арсена представляли менеджером в сентябре 1996 года, он декларировал свое желание побеждать в каждом из них. Нет, не спешите проводить параллели с первой пресс-конференцией другого лондонского героя. Венгер взвешивал каждое слово, хотя они и не были частью заранее прописанного плана порабощения умов. Именно такой он и есть на самом деле. Высокий, худощавый джентльмен с внешностью профессора. Сейчас он известен и естественен в своем образе, но 18 лет назад он был последним человеком в той комнате, которого можно было бы заподозрить в отношениях с футболом. Журналисты внимали: никогда прежде они не видели подобного персонажа.
Это не значит, что глубоко образованный француз приехал в Англию выбивать из игроков алкоголь и рассказывать о том, как на самом деле нужно обращаться с мячом. Разумеется, и до его появления на Туманном Альбионе были тренеры, вводившие диетическое питание в командах. Еще больше специалистов использовало игровую модель, основанную на искусном контроле мяча и передвижению за счет коротких передач. Венгер не придумал этого, что вообще-то нормально: в конце концов, любой значимый философ осмысливал идеи других, конструируя собственные труды. В этой жизни необязательно быть абсолютно первым, но важно оказаться первым замеченным. Арсен Венгер стал таким, потому что его методология мгновенно дала результат: уже во второй год работы Арсенал оформил «дубль». Сам интеллигент не метил в учителя нации. «Меня всегда интересовал английский футбол, потом что это родина игры», — слова все с той же пресс-конференции.
Его Арсенал долгое время считался самой стильной командой Европы – и был бы ею по сей день, если бы не утратил создаваемое результатом очарование. Болельщики новой школы воспринимают французского менеджера иначе, да и помнящих свершения Канониров начала века стала вытеснять восьмилетняя трофейная засуха. Но важно не забывать, что в сезоне 2003/04 именно Арсен Венгер создал сильнейшую команду в истории Премьер-лиги. Да, это так просто и не требует разъяснений для тех, кто не только знает о «Неприкасаемых», но и помнит тот крышесносящий футбол, с которым они добивались результата.
Здесь было несколько отличных Манчестер Юнайтед, был циничный Челси 2005-го, но провести целый чемпионат без поражений сумел только Арсенал Венгера.
Сейчас мы уже знаем, что произошло в тысячном матче Венгера. Это унизительно. Арсенал был безжалостно разбит соперником, у руля которого, по сути, стоит идеологический оппонент француза, только месяц назад назвавший менеджера Канониров «специалистом по неудачам». В словесном противостоянии с Моуриньо у него не было никаких шансов: наставник Челси любит потрепать языком, а главное – виртуозно вертит фактами в свою пользу. Вместе с Фергюсоном они годами изводили Арсена. Эти двое готовы подковать свои туфли, чтобы каждая душа в здании знала об их присутствии. Их тяга к вниманию научила проклятой «игре разума», которой никогда не овладеет Венгер. Он естественен. Вспыльчивый, но быстро отходящий и укрывающийся от излишнего внимания. Если отталкиваться от жизненного затворничества и фанатичного следования непопулярным идеалам, Венгера можно назвать «социопатом». Но это мнение не поддержат те, кто знает его лично, те, кого он успел очаровать интеллектуальной беседой за бутылкой вина.
Арсен не дает интервью один на один британским изданиям, и далеко не все болельщики Арсенала знают, что у 64-летнего тренера есть десятилетняя дочь, а его жена – бывший игрок сборной Франции по баскетболу. В их жилье нет пафоса миллионеров: в декоре здания преобладает минимализм, но он выдает в хозяевах людей с хорошим вкусом. В отличие от коллег, Венгер не хранит наград и напоминаний о своих достижения: на стенах нет даже простых фотографий с футбольных полей, а книжный шкаф не успевает покрыться пылью – только чтению француз готов уделять крохи свободного от футбола времени. Классическая музыка и полное ощущение умиротворения – в таком настроении проходит закрытая от глаз публики жизнь Арсена Венгера.
Венгер сохраняет свою уникальность и сегодня. Арсенал из года в год наступает на те же грабли, количество сомневающихся растет, но менеджеру необходимо немалое мужество, чтобы каждое лето вновь идти в бой, придерживаясь своих правил.
Да, это фанатизм, и Арсен, однажды входивший в число завоевателей, многим рискует. Временами он и вправду неуклюж, а также неприлично, как для человека своего возраста, вспыльчив. Отойдет и снова улыбнется, когда его команда даст еще один отпор критикам и заставит самого идеала поверить в верность выбранного пути. Венгером необязательно восхищаться, но с ним невозможно не выстроить личные отношения хотя бы потому, что он невероятно естественен и предан свой вере.