Боль временна
Оле Гуннар Солскьяер не стал повторять ошибок Малки Маккая и на прощание несколько раз поблагодарил владельца Винсента Тана, пожелав тому удачи во всех начинаниях. Норвежцу, правда, было ни к чему обижаться – с ним команда не только вылетела из Премьер-лиги, но очень слабо начало новый сезон на более привычном уровне Чемпионшипа.
Тан, назначая Слейда, получил одобрение большей части специалистов, высоко оценивающих способности 53-летнего тренера. Малазиец при этом умудрился в приветственном слове на официальном сайте напомнить о своей значимости и даже уколоть и так брошенного на дно Маккая: «Мы дали возможность посредственному менеджеру Уотфорда вывести нас в Премьер-лигу», — гордо заявил бизнесмен. Рассел Слейд, которого, если верить Тану, выбирал сам владелец, не может быть рад такому приветствию – любому тренеру хочется верить, что возможность он получает благодаря своей работе и способностям. Особенно тому, кто проделал огромный путь от учителя физкультуры до работы тренером большого по меркам Чемпионшипа клуба.
О тренерах, имеющих минимальный или нулевой опыт выступлений на профессиональном уровне, говорить всегда интереснее. Тем более в футболе, который, в отличие от американских видов, пока не готов наделять такими функциями специалистов по скаутским видеонарезкам. Небрежно относящаяся к своим талантам Англия в этом позади многих, хотя всегда рада предоставить шанс самородкам с континента, имеющим в резюме красивую историю восхождения. Только в последние десять лет в Премьер-лиге работали три португальца подобной породы, и последний из них, пусть и быстро отправился в дом престарелых на газовом обеспечении, мог похвастаться только карьерой в компьютерных симуляторах. Брендан Роджерс сейчас успешно разбивает стереотипы, но Рассел Слейд уникален даже на его фоне – в эту минуту мы говорим о тренере, не потратившим в своей карьере ни одного фунта на трансферы футболистов.
Рассел выступал в резерве клуба Ноттс Каунти, но значительно больше времени потратил на изучение тренерской профессии и вскоре оказался в штабе команды. Он даже не спешил подписывать профессиональный контракт, отправившись получать образование учителя физкультуры, а затем – работать в детских школах. Расширение кругозора было важным аспектом – по своему диплому Слейд может работать с баскетболистами, пловцами, теннисистами и многими другими. Работа с детьми подарила знание о важности индивидуального подхода к каждому человеку – почему ведь так хорош в мотивации игроков Моуриньо? В девяностых, правда, ни о каком Жозе даже не слышали, а Слейд вдохновлялся сотрудничеством со знаменитым менеджером Эвертона Ховардом Кендаллом, недолго руководившим Ноттс Каунти. Нет ничего зазорного в том, чтобы повести игроков в китайский ресторан и позволить им отвлечься от футбола.
Кендалл был великолепен в вопросах мотивации, но со временем Слейд поднял этот аспект на совершенно новый уровень. Он прыгал выше головы со всеми командами, в которых работал. Скарборо был фантастическим образом спасен от вылета из Конференции; Гримсби выведен в плей-офф Лиги 2; Йовил – в плей-офф Лиги 1. Результат последнего был повторен Лейтон Ориент, с которым Слейд работал последние четыре, располагая ограниченным бюджетом и дважды занимая седьмое место в дивизионе. В минувшем сезоне лондонцы блистательно стартовали, шли на первом месте и финишировали третьими, потому Слейд наверняка испытал разочарование от того, что его блистательная работа не была закреплена успехом в плей-офф. Ротерхэму они проиграли финальный поединок в серии послематчевых пенальти, выигрывая после первого тайма 2:0.
Председатель правления клуба Барри Херн рассказывал, какой шок на него произвела речь менеджера в раздевалке, когда он однажды решил без разрешения подсмотреть за происходящим. «Волосы на затылке поднялись». Слейд не отрицает важность тактических решений и строит игру своих команд на владении мячом и с прицелом на атаку, за что в свое время получил похвалу и бутылку вина от Арсена Венгера. Тем не менее убежден он в том, что успех спортсмена на 4/5 зависит от мотивации, позволяющей преодолеть любые сложности и стать лучше. Майкл Джордан зарабатывал решающие для Чикаго Буллс очки с травмой, и Слейд с философским подтекстом обращается к героизму Короля Воздуха: «Боль временна, но горечь поражения может жить с тобой вечно. Приложить дополнительные усилия очень важно».
Рассел восхищается не только спортивными примерами, он постоянно ищет новые источники мотивации. Один из его любимых героев – Уинстон Черчилль, фразы которого можно будет встретить в рамках на стенах его офиса. Вопрос «что мотивирует мотиватора?» он встречает с удивлением: его мотивируют реакция игроков и гордость, которую он ощущает, видя их самоотдачу на поле. Работа проделана не зря. Тренируя Лейтон Ориент, Слейд жил в паре сотен метров от клубной базы, и он был круглые сутки погружен в происходящее там. Его можно назвать законченным оптимистом: попадая в черную полосу, он не сомневается в себе, а готовится нанести судьбе удар в лицо. Его команды так часто со скрипом входили в сезон, что серия поражений лишь возвращает его к мысли о том, как он прежде переворачивал положение с ног на голову и избегал любых неудач. Стакан был наполовину пуст в тот день, когда Слейд приехал в Лондон, но уже через пару лет он все чаще видел болельщиков Ориент, предпочитающих гордо носить клубную футболку, а не стеснительно прятать ее под курткой.
В Кардиффе у него появится возможность работать с серьезным бюджетом и подписывать игроков. В конце концов, в его распоряжении уже один из самых богатых и сильных составов во всей лиге, а сам он не бежит от реально стоящих перед ним целей. «Выйти в Премьер-лигу по-прежнему реально», — говорит тренер команды, занимающей сейчас 15-е место. Как бы ни старался Винсент Тан, в ближайшее время эта история будет больше касаться цитат в офисе менеджера и его речей, от которых у случайных гостей в раздевалке на затылке поднимаются волосы. Расселу Слейду остается только надеяться, что порог раздевалки не будет переступать сказочно богатый нарцисс.