Football.ua

Большая игра

Football.ua рассказывает о новом телевизионном контракте английской Премьер-лиги и стремительно увеличивающейся дистанции между бедными и богатыми футбольными клубами.
12 February 2015, 19:54
Англія

Никогда в своей истории болельщики Кембридж Юнайтед еще так не радовались нулевой ничьей. Без малого восемь тысяч людей, собравшихся в тот январский вечер на стадионе Эбби, не могли нарекать на отсутствие забитых мячей. Они понимали, что только что стали свидетелями выдающегося события – клуб четвертого дивизиона в английской футбольной иерархии отстоял ничью в домашней встрече с Манчестер Юнайтед. Сохранность своих ворот в матче против такого соперника потешило тренера хозяев Ричарда Мани не меньше, чем послематчевый комментарий его визави Луи ван Гала, обвинившего в неудаче Красных дьяволов поочередно арбитра и состояние газона. Однако куда больше тренера с говорящей фамилией обрадовал тот факт, что его команда обеспечила себе ответный визит на Олд Траффорд, ведь судьбу противостояния, по правилам Кубка Англии, должна была решить переигровка.

Лучший пример того, как продолжающийся процесс коммерциализации футбола влияет на его спортивную составляющую, – в матче против МЮ Кембридж гораздо больше был заинтересован в ничьей, чем в победе. Славная история старейшего футбольного трофея знает немало случаев, которые в Англии принято называть «убийствами гигантов», то есть побед команд из низших дивизионов над своими противниками из элиты, но перед встречей с Манчестер Юнайтед в Кембридже едва ли кто-то представлял себя в шкуре Джека из сказки о бобовом дереве. Мечты провинциалов были гораздо более приземленными: пределом их мечтаний было отстоять дома ничью и получить необходимую прибыль от выезда в Манчестер. «Не думаю, что мы способны победить, но случиться может всякое, – рассуждал после матча своей жизни Дик Мани. – Мы едем на Олд Траффорд. Какая разница, что там случится?»

Простая математика: оборот Кембриджа, только летом вернувшегося в Футбольную Лигу, в прошлом сезоне составил 1,6 млн фунтов, а одна только игра в «Театре Мечты» принесла клубу 1,7 млн фунтов. Несущественные для МЮ расходы (примерно во столько же манкунианцам обходится полугодовая заработная плата Анхеля Ди Марии) для клуба Лиги 2 являются гарантией выживания – и этот пример является показательным в проблеме стремительно увеличивающегося расстояния между принцами и нищими британского футбола.

По данным ежегодного рейтинга аналитической фирмы Deloitte, в прошлом году Манчестер Юнайтед стал вторым после мадридского Реала самым прибыльным футбольным клубом мира. Только прошлым летом вернувшийся в Футбольную Лигу Кембридж собирался потратить вырученные от проданных билетов на Олд Траффорд деньги на ремонт туалетов на своем стадионе. Разумеется, в случае с одной из величайших команд футбольного мира подобное сравнение может показаться кощунственным, но правда в том, что от сравнимого с масштабом МЮ успеха Кембридж в свое время отделяли какие-то два матча. В 1992 году команда университетского городка с Дионом Даблином и Стивом Клариджем в составе вышла в плей-офф последнего в истории розыгрыша Второго дивизиона, получив шанс стать первым в истории английского футбола клубом, который за три года напрямую преодолел расстояние из четвертого дивизиона до элиты. Однако в полуфинале серии на вылет Кембридж уступил Лестеру и, таким образом, потерял возможность, которую впоследствии назовут золотой, – победивший Лис в финале Блэкберн получил привилегию стать одним из основателей Премьер-лиги.

Дискуссия вокруг феномена английской Премьер-лиги давно уже потеряла большинство тематических признаков разговора исключительно о спорте. Обсуждая причины удивительного успеха этого проекта, в определенный момент мы обязательно уходим от вопросов футбольной культуры и состязательного элемента и приходим к наиболее важной составляющей этого предприятия – к бизнесу. История АПЛ в первую очередь основывается на подходе к футболу как к деловому проекту, а принятое в начале восьмидесятых решение ведущих клубов страны отказаться от разделения прибыли с более скромными командами – настоящий символ бескомпромиссного и не отяжеленного моральными преградами успеха.

Переформатировав систему английского футбола основанием Премьер-лиги, владельцы крупнейших клубов страны добились главного: теперь они могли вести переговоры с телевидением от своего имени, убирая из этого уравнения лишнюю переменную в виде не интересующих ТВ клубов низших дивизионов. Именно телевидение было движущей силой нового подхода к футбольному бизнесу и именно оно оказалось ответственным за нынешнее положение дел не только в английском, но и в мировом футболе. К примеру, американский медиа-магнат Руперт Мердок, посредством своего издания The Sunday Times в свое время называвший футбол «спортом трущоб, интересующим только трущобных людей на трущобных стадионах» и одобрявшим контраверсионное освещение трагедии на Хиллсборо другой своей газетой, The Sun, сыграл определяющую роль в основании Премьер-лиги. Более того, в своей попытке оживить спутниковый сервис Sky Мердок не побоялся сделать ставку именно на футбол – и достиг потрясающего успеха.

Предложение Sky в размере 300 миллионов фунтов за права на трансляцию первых пяти сезонов Премьер-лиги в свое время казалось астрономической суммой, однако непрекращающийся рост ее популярности позволил капитализировать этот успех во все больших и больших масштабах. На этой неделе стало известно, что очередной аукцион за право считаться официальным транслятором самой известной футбольной лиги мира закончился заключением сделки между руководством АПЛ и медиа-гигантами Sky Sports и BT Sport на сумму в 5,14 миллиардов фунтов. По сравнению с предыдущим соглашением, цена телевизионных прав выросла на 70%, и, начиная с сезона 2016/17, когда в силу вступит новый контракт, каждая игра чемпионата Англии будет стоить Sky 11 миллионов фунтов. Для наглядности: бюджет Кембридж Юнайтед в 2014 году составил 1,1 миллиона фунтов.

Итогом предыдущей сделки между руководством Премьер-лиги во главе с Ричардом Скудамором и телевизионщиками стало попадание всех двадцати команд АПЛ в составленный Deloitte список из сорока наиболее успешных клубов мирового футбола. Согласно этим данным, команды, покинувшие элитный английский дивизион в прошлом году, заработали гораздо больше, чем некоторые европейские топ-клубы, а Вест Хэм и Сандерленд заработали больше, чем Рома и Порту соответственно. Разумеется, львиная доля заслуги в этом принадлежит именно поступлениям от телевидения.

«Если вы проведете международное исследование, то убедитесь, что наиболее узнаваемыми современными английскими символами являются Королева Елизавета ІІ, Би-би-си и Премьер-лига, – рассказывает Ричард Скудамор. – Даже наш премьер-министр с удовольствием популяризирует АПЛ во время своих путешествий по миру. Само собой, мы гордимся тем, что наши клубы и наша лига являются образцом для подражания». По словам исполнительного директора ассоциации, контракт со Sky Sports и BT Sport подтверждает статус Премьер-лиги как наиболее популярного европейского чемпионата, а сравнительно равномерное распределение полученных средств в пределах лиги – то, что отличает чемпионат Англии от той же Ла Лиги – позволит его организации сохранить это первенство. Согласно новому контракту, команда, которая займет в сезоне 2016/17 последнее место в турнирной таблице, получит 99 миллионов фунтов даже без учета «парашютных выплат», в то время как будущий чемпион пополнит свою копилку на 156 миллионов фунтов. Именно это равновесие, считает Скудамор, обеспечивает фирменную непредсказуемость и драматичность английского футбольного первенства.     

Непредсказуемым, если верить руководству Премьер-лиги, оказался и переговорный процесс во время заключения нового телевизионного контракта. «Я продолжаю удивляться исходу каждой следующей сделки, приятно удивлен я был и на этот раз. Но если обратить внимание на то, кто является нашими партнерами, можно сделать вывод, что это было не так уж и неожиданно. Теперь мы являемся частью большой игры», – делится Ричард Скудамор соображениями в интервью The Guardian. Вслух свое предположение он не озвучит, но очевидно, на что он намекает: увеличение суммы выплат от телевизионных компаний на 70% стало итогом серьезной борьбы между двумя претендентами на эксклюзивные права на трансляции. Все дело в том, что со следующего сезона бывший монополист области Sky теряет права на показ матчей Лиги чемпионов, а вытеснивший конкурента с европейского рынка телекоммуникационный гигант BT Sport сделал все для того, чтобы не дать ему восстановить потерю гегемонией в Премьер-лиге. В прошлом сезоне BT Sport получил права на телетрансляцию 38 матчей АПЛ, лишив компанию Руперта Мердока монополии в британских кабельных сетях, а в новом соглашении попытался увеличить количество лицензированных игр. В конечном же итоге борьба между двумя сервисами подписки существенно повысила итоговую цену лицензии.

Понятно, впрочем, что вместе с увеличивающимися возможностями, обеспеченными новым пятимиллиардным соглашением, Премьер-лига приобретает и куда большую ответственность. Подписание настолько выгодного контракта достойно похвалы, но в то же время увеличение дополнительного финансирования лишает клубы АПЛ и ранее неочевидных отговорок в таких беспокоящих публику вопросах как стоимость билетов. Руководство лиги резонно замечает, что посещаемость матчей чемпионата Англии никогда еще не была настолько высокой, однако дело в том, что речь в данном случае идет не столько о посещаемости, сколько о доступности футбола. Стремительно возросшие с образованием АПЛ цены на матчи (по самым пессимистичным данным – на 1000%) нанесли серьезный удар по местной футбольной культуре, ведь повышенный порог входа, по сути, отрезал от стадионов молодое поколение. Введение же по новому контракту нового времени старта тура вечером пятницы не только грозит нарушить вековую традицию субботнего игрового дня, но и осложнить жизнь болельщикам, которые поддерживают свою команду на выездах.

Вызывает опасение и отсутствие должного контроля над тем, как клубы распределяют выделенные им средства. Очевидно, что большинство телевизионных денег уходит на главную статью расходов футбольных команд, трансферы и зарплатную ведомость футболистов, и клубы должны иметь всю свободу в распоряжении заработанным. Ни о каком стороннем регулировании не может быть и речи, а вот в том, что касается увеличения общего финансирования клубами Премьер-лиги системы общедоступных футбольных полей и поддержании инициативы Челси по предоставлению рядовым работникам клубов достойного жалования, дискуссии идут уже не первый год. Условия нового контракта с ТВ предусматривают отчисление приблизительно 4% от всей суммы соглашения на потребности развития футбола как общественного спорта, но эта цифра устраивает далеко не всех.

Особенно учитывая тот факт, что амбициозный план главы Футбольной Ассоциации Грега Дайка по существенному увеличению в Англии количества открытых футбольных полей остается невоплощенным в жизнь из-за отсутствия должного финансирования. Ну и, разумеется, не уйти от того, что пример другим командам вынужден подавать одиозный российский олигарх.

Главная претензия к теперь еще более богатым клубам Премьер-лиги, однако, заключается в том, что их организация семимильными шагами продолжает увеличивать расстояние от остальных английских команд. Определенный процент от телевизионных денег клубы АПЛ все еще выделяют Футбольной Лиге, но, понятное дело, полностью удовлетворить аппетит множества маленьких клубов эти выплаты не могут. «Парашютные платежи», полагающиеся покинувшим элитный дивизион командам, помогают им адаптироваться к новым реалиям, но, как свидетельствуют недавние примеры Кардиффа, Фулхэма и Норвича, панацеей они не являются. Удивительные же истории возвращения в Премьер-лигу Саутгемптона и фантастического прогресса Суонси в этом контексте кажутся исключениями из правил – эти клубы преуспели прежде всего благодаря грамотному менеджменту и продуманной стратегии, которые дали свои плоды скорее вопреки сложившейся системе английского футбола.

Вот уже четверть века Премьер-лига живет в изолированном мире роскоши и богатства, и, судя по темпам, в которых он продолжает расти, в ближайшее время дистанция между бедными и богатыми футбольными клубами только увеличится. Приблизившемуся в свое время к этому миру на минимальное расстояние Кембридж Юнайтед остается только посочувствовать, однако болельщики команды в чьем-то сочувствии нуждаются едва ли – их команда остановила сам Манчестер Юнайтед!

Ярослав Друзюк, Football.ua