Человек в жилетке
«Я не умею проигрывать, — признавался шотландец своему лидеру. – Знаешь, что это за люди, о которых говорят, что они «умеют проигрывать?». Те, кто привыкли это делать». Можно гордиться достоинством проигравшего, но неприятие чьего-то превосходства рождает больших победителей. Тренер Тим Шервуд пока далек от видимых достижений, но его полный эмоций и нескончаемого недовольства период работы в Тоттенхэме сделал 46-летнего англичанина заманчивым предложением для всех, кто в последний год искал способы сменить вектор развития и оживить свой клуб. Шервуд отвечал им осознанием собственной важности — еще одно хорошее тренерское качество, которое не позволит руководству и прессе при первой возможности выставить тебя крайним.
В июне Тим был главным фаворитом на вакантную должность в Вест Броме. Владелец Дроздов Джереми Пис изначально даже не желал рассматривать другие кандидатуры, но при этом не захотел идти на требуемые уступки Шервуду — он нуждался в том, чтобы составить штаб из собственных людей (одним из которых был нынешний менеджер КПР Крис Рэмси), а также хотел иметь реальное влияние на трансферную политику клуба. Вест Бром обратился к более удобному и менее ожидаемому варианту — шотландцу Алана Ирвину, также прославленному работой с молодежью, но готовым подписаться под любые условия, лишь бы только получить шанс работать в клубе Премьер-лиги. Шервуд, называвший себя «лучшим менеджером в истории Тоттенхэма», смотрит на вещи иначе. Да, это было шутка, за которой последовал искренний смех, но даже на подобную шутку в наши дни не решится большая часть тренеров, предпочитающих считать, что их работа создана для стресса и вечного поиска оправданий.
КПР, распрощавшись с Харри Реднаппом, также стремительно посмотрел в сторону Тима. За него агитировал временщик Крис Рэмси, имевший возможность воссоединиться со старым товарищем, но переговорный процесс снова зашел в тупик, после чего Фернандес обратился к самому Рэмси. Шервуд лишился еще одного шанса? Едва ли. Спустя всего день Астон Вилла попрощалась с Полом Ламберта и мгновенно пригласила Тима: он возглавил самый крупный из предлагаемых клубов, а также получил полноценную роль менеджера кризисного, но всегда амбициозного проекта. Если владелец Рэнди Лернер все так же настроен продать клуб, то ему не найти лучшей тренерской вывески, чем Шервуд — дело осталось за малым, за результатами.
То, что Шервуд был первой опцией для нескольких клубов, менявших тренеров, наглядно показывает, как сильно могут разниться взгляды на жизнь у людей, прямо задействованных в сфере игры, и «футбольных хипстеров», иронизирующих в интернет-блогах. Для тех, кто измеряет процессы шаблонами «правильности», Шервуд за пять месяцев работы в Тоттенхэме стал прямой ассоциацией того, каким не должен быть современный тренер. Тим использовал игроков строго на своих позициях, долго предпочитал схему игры с двумя форвардами любой другой. То, что Шпоры при этом выиграли пять из шести первых матчей под его началом, не имело значения, потому что Шервуд объяснял это «эффектом», а не философской сменой формата. По итогу, он имеет самый высокий процент побед среди всех тренеров Тоттенхэма в Премьер-лиге: да, не столь показательно, учитывая сроки работы, но достаточно для того, чтобы считать его период вполне успешным.
Вторая составляющая этого негатива касалась уже поведения менеджера, позволявшего себе при отсутствии большого тренерского опыта делать громкие заявления и пестрить самоуверенностью. Наибольшее возмущение вызвала реакция Тима на поражение его команды от Челси со счетом 0:4, когда он прямым текстом обвинил в неудаче команду, которой «не хватает яиц». Извечная тема тренера, критикующего подопечных, была подхвачена всеми медиа: Шервуда снова обвинили в «отсутствии опыта», а подопечные в то же время прекрасно отреагировали на критику в следующих матчах. Харри Реднапп, пригласивший Шервуда руководить молодежным департаментов Шпор несколько лет назад, дал верное резюме: «Сколько можно делать из мухи слона? Единственное, в чем можно обвинить Тима, так это в излишней честности».
Прогресс Тоттенхэма под его началом не был выдающимся, но люди, вовлеченные в процесс, прекрасно понимали, что Шервуд дал команде нужную психологию. Это не были тактические идеи, но это была простая мотивация — вы должно идти в атаку, потому что к этому привык Уайт Харт Лейн. Есть и то, что подолгу остается за кадрами объективов, редко интересующихся такими вопросами. Тим с успехом занимался лондонской молодежью, грамотно отдавал игроков в аренды и доверял им, став тренером первой команды. Харри Кейн и Набиль Бенталеб восхищают всех своей игрой, но именно Шервуд, а не Маурисио Почеттино поставил их в состав. Он всецело доверял молодому форварду, который еще весной был «зеленым» и «слегка неуклюжим», а сейчас стал одной из звезд Премьер-лиги.
Об этих вещах знали в футбольной среде, а за пять месяцев работы менеджером Тоттенхэма Шервуд убедил в способности руководить большими игроками, брать ответственность и не стесняться выражать свое мнение. Да, Шервуд представляет себя бо̀льшим тренером, чем пока является, и готов открыто заявлять своим игрокам об их недостатках. Но это вовсе не плохо, когда речь касается команды, полностью лишившейся уверенности в себе и забившей в 25-ти играх чемпионата 12 мячей. Эффект Тима Вилланы могли оценить уже в воскресенье в кубковой игре с Лестером. Не забив до перерыва, игроки бирмингемской команды подтолкнули нового менеджера к знакомству. Шервуд в перерыве спустился в раздевалку, но не стал повторять ошибок «неопытных тренеров» и бросаться на незнакомых людей с криками. «Он был полон позитива и вдохновил каждого. По глазам парней я видел, что они, как и я, очень хотят его впечатлить», — рассказал после встречи Шей Гивен. Вилла одержала первую победу, а Кристиан Бентеке, переживающий кризисный этап карьеры, получил необходимые слова поддержки — на Вилла Парк надеются, что Шервуд возымеет на него тот же эффект, что и на Эмманюэля Адебайор минувшей зимой.
Сложность его задачи трудно переоценить — Вилла обязана выжить, находясь в зоне вылета за 13 игр до финиша. «Я делаю это для себя и для этого клуба», — признается Тим, который точно знает, что от ближайших месяцев может зависеть судьба его амбициозной карьеры. Шервуд относит себя к числу английских тренеров, сильно озабоченных вопросом отсутствия своих специалистов в ведущих клубах — и он также настроен изменить это положение дел. Ему предстоит научиться еще многому, но критикам не стоит ухмыляться самоуверенности Тима Шервуда. Интеллигентный Ходжсон, притворный простак Реднапп и прагматик Аллардайс не удовлетворили запросы публики: возможно, претензионный человек в жилетке — именно то, в чем нуждается не только Астон Вилла, но и английский футбол? Проигрывать, если что, он уже «не умеет».