Let Me Entertain You
С главным нужно определиться сразу. Эден Азар — самый талантливый и просто лучший футболист Премьер-лиги. Говорить можно смелее: играя в нынешнем Челси, бельгиец в ближайшие годы станет лучшим игроком мира.
Тем не менее награду лучшего футболиста сезона должен забрать Харри Кейн.
Разумеется, форвард Тоттенхэма не обладает талантом Азара. Более того, на поле он выполняет роль, которая не подразумевает высоких технических навыков — Харри банально отправляет мяч в сетку ворот. Еще в прошлом сезоне, выходя в старте под руководством Тима Шервуда, Кейн заставлял журналистов задавать главный вопрос: достаточно ли он хорош для того, чтобы выступать в составе претендента на четвертое место?
Суть его нынешнего успеха не в ответе критикам как таковом. Лучший бомбардир Премьер-лиги (и лучший бомбардир английского сезона во всех турнирах) зарабатывает похвалу британских изданий из-за того, что производит эффект. Футбол, как бы мы ни старались загнать его в рамки интеллектуальных обсуждений, любим именно из-за свойства брать эффектом. Долгожданный праздник никогда не бывает так же хорош, как внезапная и затянувшаяся встреча. "Девушка мечты" в итоге становится разочарованием и заставляет вернуться к той, которую ты встретил мимоходом и без явных намерений.
Харри Кейн ворвался в игру именно так — внезапно, мимоходом.
Достижения английского форварда напрямую связывают с работой менеджера Тоттенхэма Маурисио Почеттино. Аргентинец прославлен доверием к молодежи как в испанском Эспаньоле, так и в Саутгемптоне. Оспорить его влияние на юных подопечных трудно, но стоит признать: к Кейну Почеттино обратился от безысходности. Харри демонстрировал отличный уровень результативности в поединках Лиги Европы, к которой англичане — по собственной глупости — относятся несерьезно. Когда Эмманюэль Адебайор и Роберто Солдадо окончательно разочаровали менеджера, он обратился к Кейну в чемпионате. Его первый гол (в ворота Астон Виллы) был сложным — Кейну помог рикошет. Этого, правда, было достаточно, чтобы поддержать уверенность молодого нападающего. Почеттино не скрывает: первый шанс ему предоставил именно Шервуд, дальнейшее — из разряда «в нужном месте и в нужное время».
"Эффект Кейна" касается многих вещей. Современный футбол, как его часто любят подавать блоггеры, все больше о тактике и влиянии футболистов центральной зоны. Болельщика при этом не обмануть: преуменьшая значимость людей, которые "просто отправляют мяч в сетку", мы тем самым усиливаем их величину, порождаем жажду. Центральный нападающий, насколько бы ограничены ни были его технические навыки, всегда будет оставаться первым лицом. Трибуны нуждаются в нем. Он — фронтмен группы, который, не владея ни одним инструментом, попадает в те самые ноты, что струной бывалой скрипки проходят по сердцу фаната. Конечно, часть признания Харри Кейна напрямую связана с тем, что он англичанин. Но гораздо большая часть — именно с тем, чем он занимается на поле. Отправляет мяч в сетку. Из любых положений, в любом стиле. Едва кто-то поспорит с тем, что его дубль в ворота Арсенала останется наиболее ярким моментом английского сезона.
Это — не праздник, которого ждешь и целенаправленно готовишься. Скорее, Харри Кейн — это подсознательная мечта, остающиеся с тобой в те моменты, когда рабочий день окончен, а до сна остается несколько самых важных минут. Тебе бы хотелось в это верить. Уайт Харт Лейн желал этого подсознательно. Еще не забив свой первый мяч в Премьер-лиге, Кейн был самым популярным футболистом среди болельщиков. Тоттенхэм пестрит звездами — только все они, прибыв на игру, погружались в африканские ритмы своих наушников, пока молодой парень без всяких наград раздавал автографы детворе Северного Лондона. Один из своих: игру можно глобализировать до предела, но значимость этой фразы не станет меньшей.
И случилось это все в нужном месте. Столица Англии богата футбольными клубами и традициями, но, только добравшись до Уайт Харт Лейн, можно по-настоящему ощутить силу сообщества. Да, Шпоры давно не выигрывают наград и кажутся бесперспективным гостем в гонке за четвертое место. При всем этом, вы найдете людей, для которых настолько принципиальную важность имеет причастность к своей команде. Автобус уверенно минует пустые улицы Северного Лондона, но, повернув в сторону стадиона, он вынужденно замедляет ход. Места в пабах забронированы два дня назад, клубный магазин делает кассу при том, что все туристы большого города остались на Стамфорд Бридж. Перекупщик билетов не покидает остановку — он готов предложить в трехкратном размере билет на следующей матч команды. Возвращаться обратно можно только пешком: улица перекрыта толпой движущихся фанов, часть из которых, оставшись в прошлом, несет в своих руках радиоприемники, раздражительно вещающих о том, как плох сегодня был Тоттенхэм.
Именно оттуда — из прошлого — в их мир ворвался Харри Кейн. А мы, если говорить начистоту, все живем им, прошлым, старясь проецировать те моменты на сегодняшний день.
Можно взять большую часть игровых аспектов, и в каждом из них Эден Азар будет превосходить Харри Кейна. Уступает он только в одном: он не произвел эффекта. О том, что в лице бельгийца растет один из лучших футболистов мира, было понятно еще в Лилле. Когда он связал свою судьбу с Челси и самим Моуриньо, отпали последние сомнения. Азар заработает немало индивидуальных и командных наград на своем пути, но тот самый "эффект" в нынешнем сезоне дал другой человек — Харри Кейн и его "голы Астон Вилле с рикошетами" напомнили о том, почему мы любим футбол. Используя слова старого хита Робби Уильямса, он вызвался развлекать нас — и ради таких историй существует не только игра, но даже сама жизнь.
Иван Громиков, Football.ua