"Правильный футбол"
"Ритм. Концентрация. Перестроение". Серьезный успех команды строится на высоких показателях в каждом из них — все остальное второстепенно. Футболисты должны быть готовы действовать в одном ритме с мячом и без него. Футболисты должны быть сконцентрированы — они не должны делать лишних движений, идя в отбор и просто прессингуя соперника. Футболисты также должны командно перестраиваться из обороны в атаку и обратно, должны уметь действовать от соперника.
Если в футболе и есть "правильный путь", то он только в следовании этим принципам.
Вы ведь помните тот непродолжительный конфликт в пару дней, который родился между старыми приятелями Бренданом Роджерсом и Жозе Моуриньо? Челси цинично лишил Ливерпуль первого места в чемпионате, и менеджер Красных прогнозируемо повернул в сторону "правильного футбола".
"Он может выиграть все на свете, но я предпочитаю делать это в конкретном стиле", — где-то так выразился Роджерс, спустя сутки извинившийся перед португальцем. Мысль Брендана ясна, и проблема только в том, что к этому моменту наставник Ливерпуля не выиграл в карьере ни одного трофея, если не брать в счет победу в финале плей-офф Чемпионшипа с Суонси. Он не предпочитает, он только хочет.
Тогда североирландец ощущал себя моральным победителем. В конце концов его команда финишировала в чемпионате даже выше Челси, и отсутствие конечного результата не помешало Брендану получить награду как лучшему менеджеру сезона. Роджерс находился на пике национальной славы не только за превышение самих ожиданий, но также за свою исключительно "правильную" манеру игры и добрый тон большей части высказываний. Медиа создают "хипстеры", которые больше всего ценят философский подтекст и стилистику.
Роджерс героически порхал по строчкам их од, и таким же романтичным персонажем того сезона стал его мерсисайдский коллега Роберто Мартинес. "Правильный путь" — испанец говорил о нем и в Суонси, и в Уигане, а первый год на Гудисон Парк сделал его потенциальным претендентом на работу в Барселоне. "Угрюмый" Дэвид Мойес, оценивающий футбол фундаментально, покинул Эвертон, а на смену ему пришел более молодой и энергичный Роберто. Ириски едва не пробились в Лигу чемпионов, но стиль — именно он — вознес Мартинеса на временный трон. Не столько изменилась игра Ирисок, сколько изменилось представление о ней — Роберто соответствовал результатам предшественника, но придал им философского блеска.
Чуть менее заметным, но также почитаемым человеком того сезона стал менеджер Саутгемптона Маурисио Почеттино. С аргентинцем Святые добились лучшего финиша в истории Премьер-лиги, а ему самому приписали почти революцию на Сент-Мэри. Как и два предыдущих коллеги, Маурисио отлично выполнял свою работу, но большая доля его признания была вызвана образом революционера и прогрессивного тренера. Почеттино отправился на повышение в Тоттенхэм — ему, как и Роджерсу с Мартинесом, предрекали большое будущее. Они были "людьми момента" — теми, кто уже завтра может потеснить с первых полос Арсена Венгера и Жозе Моуриньо. Когда кто-то говорит о "правильном футболе", он, несомненно, смотрит в будущее и создает завтрашний день — по крайней мере, в это легко поверить. Пророки говорят громко.
Спустя год, еще за две недели до старта сезона 2015/16, двое из трех менеджеров уже находятся под давлением. Только Почеттино может быть спокоен за свою работу в Тоттенхэме: в первый год он не предоставил никакого "философского" аргумента и просто не улучшил результаты команды. Другое дело, что аргентинец попал в Северный Лондон в очень подходящее время — Даниэл Леви как раз решил очистить клуба от балласта и привести его к балансу. Шпоры подготовили для первой команды несколько классных молодых футболистов, и здесь способности Почеттино — и его понимание ситуации — могут сыграть на руку. Как минимум, Тоттенхэм не гонит лошадей, и вполне сознательному аргентинцу дано время, чтобы наконец сделать из Шпор команду с игровым стилем. При этом, никто не поспорит с тем, что всего за год общий восторг относительно Почеттино улетучился, и вчерашний герой колумнистов не вызывает прежнего жаркого интереса.
Другое дело — Роджерс и Мартинес. Интерес к ним не иссяк, но вчерашняя слава "правильной игры" сменилась критикой, построенной на неумении тренеров быть гибкими. Последнее, кстати, такая же чушь, как и первое: Ливерпуль Роджерса каждый из трех сезонов под его руководством играл в разный футбол, а Мартинес по ходу провального чемпионата несколько раз менял схему и даже делал ставку на длинные забросы в сторону Ромелу Лукаку. В обоих случаях молодые тренеры приходили к смене взглядов путем кризиса — они не предвидели ситуацию, не желали меняться в зависимости от соперника, но становились жертвами своего видения. Стоит одному-двум игрокам не вписаться в коллектив или паре команд перебить карты менеджеров своими козырями, как им приходится заново сдавать колоду карт. Но ведь может наступить момент, когда тебя просто не пустят за игровой стол?
Завершившийся в мае сезон был сезоном футбольных "фундаменталистов". Жозе Моуриньо уверенно выиграл чемпионат — эти золотые медали стали для него восьмыми в карьере. Менеджер Челси кривится, слыша о слове "философия", и упирает на то, что футбол строится вокруг базовых принципов и способностей игроков. Того же мнения его коллега Тони Пьюлис, снова совершивший спасение тонущего клуба, и успешно проведший в Премьер-лиге восьмой подряд сезон. Марк Хьюз сумел с легкостью и спокойствием реанимировать солидную карьеру после провала в КПР — он шаг за шагом усиливает Сток Сити, избегая разговоров о "правильном футболе". Стив Брюс и его Халл покинули Премьер-лигу, вопреки ожиданиям, но менеджер Тигров прежде демонстрировал способность возвращаться на прежний уровень, как тот же Сэм Аллардайс. Эти люди не получат минутной славы громких философов, но способность "выживать" в футболе — лучшая черта любого менеджера, о чем когда-то еще юному Аллардайсу рассказывал еще не "сэр" Алекс Фергюсон.
Мартинесу и Роджерсу, возможно, предстоит определяющий для их карьер сезон. Оба, с одной стороны, куда ближе к Моуриньо и/или Венгеру, чем к Пьюлису. Они имеют возможность продавать свое имя и ими движут большие амбиции. В тот самый момент, когда Брендан пошел на маленький конфликт с менеджером Челси, он ощущал себя "моральным победителем". Через год ситуация не изменилась — она просто вернулась в исходное положение. В футбол почти каждый тренер приходит романтиком, но его необходимо вовремя отдернуть и дать понять, что постоянство любого менеджера определяется его прагматичным отношением к делу, следованию основным постулатам, на которые после можно накладывать "философию". И последнее желательно делать тише — футбол быстро забывает вчерашних пророков.