Football.ua

Езил: "Зидан не финтил для красоты"

В интервью изданию The Times плеймейкер Арсенала Месут Езил рассказал о своих жизненных принципах, кумире детства и желании помогать людям, сохраняя при этом природную скромность.
26 December 2015, 21:04
Англія

Месут Езил — футболист с принципами, он все еще играет и живет так, как его учили в детстве. Рос Месут далеко не в роскоши, но всегда был окружен родительской любовью и вниманием.

"Родители хорошо меня воспитали, поэтому я не зазнавался, когда начал играть в футбол, — говорит Езил. — Они всегда меня учили, что нельзя задирать нос, что я такой же, как и все другие, и должен ко всем относиться хорошо. Родители говорили: "Ты можешь стать известным футболистом, но это не значит, что ты лучше своего брата или сестер. Уважайте друг друга. Держитесь вместе". Вот так я и рос. Это особенности нашей культуры. Я религиозный человек, — говорит он, — из-за семьи. Для меня молитва — это очень важно. Я всегда молюсь на поле, но не для того, чтобы все знали, что я мусульманин, верующий; я делаю это для себя. В Арсенале все к этому относятся с уважением. Я тоже уважаю их религии".

"Лондон чем-то похож на Берлин, но другого такого мультикультурного города, как столица Англии, я не знаю. Футболисты тоже люди, нам хочется наслаждаться жизнью. Люди на улице просят у меня автографы, фотографируются со мной; но я к этому привык. Пытаюсь жить так, как мне нравится: хожу в кино, рестораны, гуляю с друзьями — веду обычную жизнь". 

В прошлом году Езил начал приглашать детей-инвалидов на матчи Арсенала. Во время чемпионата мира в Бразилии он платил немецким врачам, чтобы те ездили по деревням вдоль Амазонки и оперировали детей с волчьей пастью. Сначала провели 11 операций, а после Мараканы Езил сказал врачам: "Давайте сделаем еще". Так изменились жизни еще 23 детей. Теперь "доктора Езила" работают в Африке. 

"Я люблю помогать тем, кто нуждается, но не хочу, чтобы они знали, что это делаю я, — говорит он. — Обычно об этом не болтаю. Я вырос в таком окружении, где не принято хвалиться своими делами. Нужно быть скромным. Моя цель — помогать детям. Дети — это будущее. Помню свое собственное детство, мне многого не хватало. Мы жили бедно, хоть и не голодали. Я играл в футбол восемь-девять часов в день. Уроки заканчивались в полвторого, и я сразу же бежал на поле, там мы с друзьями играли до половины шестого, тренировались с местной командой. А после тренировки мы обычно возвращались и играли еще. Зидан был одним из моих кумиров, я учился у него, хотел стать таким же. Он финтил, а мне хотелось повторить то же самое. Я всегда обожал Зидана. Он очень скромный человек. Он никогда не показывал финты просто так. Зидан был очень умным футболистом, мог решить исход игры. А я наблюдал за ним, пытался повторять, и у меня многое получалось".

"Раньше я никогда не задумывался, что футболом можно зарабатывать на жизнь. Когда мне было 15-16 лет, мне всегда говорили, что я очень одаренный, но я не представлял, что смогу сделать такую карьеру. Мне просто очень нравилось играть в футбол. Позже я осознал, что мое увлечение может приносить деньги. Это прекрасно".

"Я очень рад, когда люди говорят, что я играю честно. Я с этим вырос и это не изменится. Не могу и не хочу нырять, да и просто не умею. В детстве я играл на твердом поле с камнями, падая лишний раз можно было покалечиться. Поэтому мы даже не пробовали симулировать. Но теперь даже на траве у меня это не получается. В молодежных командах в Германии против меня всегда играли жестко, но я не сердился, — вспоминает Езил. — На позиции 10-ки привыкаешь к подкатам; я знал, что без них не обходится. Но я предпочитаю обходить соперников с помощью техники, а не злости. Агрессия — это пустая трата времени. Нужно сосредотачиваться на игре".

Езил в этом сезоне, имея на своем счету уже 15 голевых передач, готов замахнуться на рекорд Тьерри Анри — 20. "Я не думаю о том, что обязан превзойти Анри, — говорит он. — Знаю об этом рекорде, но моя главная цель — успех Арсенала. Это приятно — быть рекордсменом, я буду только рад; но это не главное. Главное — команда".

"Мне нравится и забивать, и отдавать передачи — и то, и другое идет на пользу команде. Конечно, я рад, когда болельщики получают удовольствие, наблюдая за моей игрой, но я играю не для себя, а для Арсенала".

"В этом сезоне мы играем лучше, более прямолинейно на чужой половине поля.  Больше рискуем, двигаемся быстрее, целенаправленнее. Контроль мяча — это хорошо, но когда есть возможность провести атаку, мы ею пользуемся".

Недавно, когда Езил покидал Вилла Парк, болельщики Астон Виллы показывали в его строну оскорбительные жесты. "Они проигрывали 0:2, их команда была в непростом положении, так что я просто улыбнулся и послал им воздушный поцелуй. Некоторых это еще больше разозлило, а кто-то начал смеяться".

Поведение Езила отражает состояние всего Арсенала. "В этом сезоне мы более уверены в себе, — считает немец. — Я это чувствую на поле, когда мы играем. Мы доминируем над соперниками. Взгляните на Лигу чемпионов: в Афинах против Олимпиакоса нам достаточно было двух мячей, но мы забили и третий. Мы сильнее жаждем побед".

Арсеналу пригодится такой настрой в следующем раунде Лиги чемпионов. "Против Барселоны играть сложнее всего. Это лучшая команда в мире на данный момент, мы это понимаем. Но я всегда жду встреч с подобными соперниками. Для меня такие игры важны, играть против сильных команд — это хорошо, это большая возможность для всех нас".

"Мы уважаем Барселону, но они тоже не будут нас недооценивать. Дома мы победили мюнхенскую Баварию, так что Барселоны не боимся. В футболе нет ничего невозможного. Это будет захватывающее противостояние, команды должны забить много мячей, но мы абсолютно не чувствуем страха. Барселона — это великий клуб, но я играл за мадридский Реал, так что для меня в этом нет ничего особенного".

"Если взглянуть в прошлое, то можно заметить, что Арсенал, к сожалению, еще не побеждал в Лиге чемпионов, — говорит Езил. — У Канониров всегда были отличные игроки, они всегда играли в привлекательный атакующий футбол. Надеюсь, нам по силам будет выиграть Лигу чемпионов. Спасибо болельщикам, которые поддерживают Арсенал так долго. Но они уже заждались. 

Мы очень рады, что у нас есть такой опытный вратарь, как Петр Чех. Если у соперника появляется шанс, то Чех это исправит. Мы знаем, что он поймает мяч, это нас успокаивает, добавляет уверенности. Он контролирует игру с вратарской позиции. Хотя у нас есть и другие отличные голкиперы".

Разговор зашел о бывшем тренере Месута, Жозе Моуриньо, которого недавно уволили из Челси. Езил хорошо знаком с португальцем по мадридскому Реалу. "Я очень удивился, когда это случилось с Жозе, — рассказывает Месут. — Он отличный тренер. Я уверен, что, в какой бы клуб он ни попал, его везде ждет успех. Моуриньо действительно особенный. Он поддерживает игроков и защищает команду, выжимает из нее максимум. Желаю ему всего самого наилучшего в будущем, счастья и здоровья". 

"Главная причина того, что я оказался в Арсенале, — это Арсен Венгер, — вспоминает Езил. — Он отличный человек. Его команда всегда пробивается в плей-офф Лиги чемпионов. Мы все очень рады, что он у нас есть. Арсен умеет готовить футболистов, у него много опыта. Сюда я приехал, чтобы развиваться дальше под его началом, учиться у Венгера чему-то новому". Венгер тоже не оставляет Месута без внимания. Недавно он сказал: "Если вам нравится смотреть футбол, то вам нравится наблюдать за игрой Езила". 

Не так давно многие были недовольны выступлениями немца и в Арсенале, и в сборной. "Сейчас я играю хорошо, так что критики умолкли, — говорит Езил. — Я уже столько пережил за свою карьеру, хорошего и плохого, что, когда СМИ пишут что-то про меня, мне нет до этого дела. Важно было лишь никогда не терять удовольствие от футбола — я и не потерял. Это помогает мне двигаться дальше". 

Месут уверен, что Германия сможет добавить к победе на чемпионате мира и кубок чемпионов Европы. "Определенно, — это в наших силах. Мы верим, что сможем победить".

Генри Уинтер, The Times

Перевод Юрия Паустовского