Кевин Нолан: "У Пайе плохие советчики"
Наклонившись вперед на самом "горячем" тренерском стуле, Кевин Нолан каждым своим словом излучает силу и уверенность. Откровенное мнение о Сэме Аллардайсе, Димитри Пайе, Дэвиде Салливане-младшем и Энди Кэрролле — все это свидетельствует о том, что владелец Ноттс Каунти Алан Харди назначил на тренерский пост человека с сильным характером — иначе клуб не спасти от вылета, а о светлом будущем и вовсе можно забыть.
Только одно заставляет Нолана ненадолго прервать свою уверенную речь. Его голос становится тише. За день до собеседования с руководством Каунти, Нолану сообщили, что его дедушке Тони неожиданно стало очень плохо и времени у него осталось совсем мало.
Родители уговорили Нолана не отказываться от заявки — и ему посчастливилось получить работу. А спустя три дня после того, как 34-летний специалист провел со своими новыми подопечными первую игру, Тони скончался.
Поэтому когда свисток рефери обозначил минуту аплодисментов в честь Грэм Тэйлора, Нолан думал о другом — о человеке, который наполнил его юность радостью футбола.
"Было странно — Флетчер (представитель руководства Ноттс) позвонил и спросил, смогу ли я добраться к ним вовремя. Я ответил, что все нормально, конечно, успею. А потом мне сказали, что дедушка в критическом состоянии — умереть он мог в любую секунду, — Нолан вздыхает. — Я сразу же позвонил в Ноттс и попросил перенести встречу на другой день. Но мама и папа сказали, что так нельзя, что дедушка так же болеет за мою карьеру, как и все остальные, — он приходил на все мои матчи вместе с моим братом Джеймсом и Кевином-старшим. Они подвозили друг друга каждую неделю сначала в Болтон, затем в Ньюкасл, затем на матчи Вест Хэма".
"Мы вместе провели последнее рождество, я еще помню, как мы сидели вдвоем, только я и дедушка, болтали о футболе. Сэм тогда принял Пэлас, дедушка спросил, вернусь ли я к нему".
Глаза Нолана налились слезами. Он немного сомневается, прежде чем промолвить слова о самом печальном. Но чувство юмора все равно не покидает его. — Он ушел в мир иной, а я получил работу".
"Думаю, он смотрел на меня с небес и думал: "Подними задницу и давай работать, лентяй!" Так грустно. Никто не ожидал, что такое произойдет, от этого стало еще хуже. Я был на нервах целую неделю, а когда в субботу вышел на Медоу Лейн, на меня нахлынуло. Я немного прослезился. Но мне совсем не стыдно".
"В следующую среду его похоронили. У меня иногда бывают такие моменты, когда хочется побыть одному или когда я вишу на телефоне с мамой. Он был очень хорошим человеком, я любил его всем сердцем. Но это не должно помешать мне достигнуть того, к чему я стремлюсь здесь. Ребята увидят во мне только профессионализм. Я уверен, что дедушка пожелал бы того же самого".
Красноречие и честность Нолана в таких болезненных вопросах личного характера поражают — но к вопросам, которые более тесно связаны с его непосредственными задачами на тренерском посту, он подходит не менее ответственно.
Нулевая ничья против Мансфилда — это многообещающее начало, третий сухой матч Ноттс в этом сезоне, который положил конец десятиматчевой серии поражений во Второй лиге. Но победа Челтенхэма опустила Каунти в зону вылета, и угроза понижения в классе стала уже более, чем реальной, тем более после поражения Ноттс от Гримсби. Нолан считает, что его богатый опыт борьбы за выживание в разные периоды карьеры может стать спасательным кругом для утопающего Каунти.
"Это обязательно поможет если мне удастся сделать так, чтобы мои ребята думали о том, как сыграть получше, а не шарахались от мяча".
"Я уже переживал подобные моменты, когда проигрываешь несколько матчей подряд и получаешь мяч, а у тебя в голове четыре варианта решений, что с ним делать. В конце концов, запутываешься, мяч застревает в ногах, и его просто отбирают — а болельщики лишь разочарованно вздыхают".
"Нам непременно нужно снять напряжение и напомнить, что осталось еще почти два десятка матчей, чтобы все исправить. Даже учитывая все хорошие моменты, которые мы показали в матче против Мансфилда, остается еще очень много аспектов, над которыми нужно поработать. Как только у нас это получится, все увидят, что Ноттс способен даже на большее, чем пробиться в верхнюю часть таблицы Второй Лиги".
Нолан возвращается в низы Футбольной лиги спустя двенадцать месяцев после своего пребывания в Лейтон Ориент, которое, по мнению многих экспертов, завершилось преждевременно. Как играющий тренер Нолан выиграл семь из пятнадцати матчей во главе этой команды, но Франческо Беккетти указал Кевину на дверь — владелец клуба остается столь непредсказуемым, сколь и нелюбимым болельщиками. "Мой показатель побед составлял 48%, никто долгое время даже не мог поверить в то, что меня действительно уволили, — говорит Нолан. — Владелец хотел, чтобы я просто играл, но мы так не договаривались. Для меня это был удар ниже пояса. Но я пытаюсь запоминать только хорошее. Я ведь понял, что действительно могу быть тренером".
Недавняя история говорит, что Нолан прыгнул из огня в полымя, присоединившись к клубу с самой высокой частотой увольнений во всей Англии. Но Каунти, по мнению Кевина, изменился под руководством Харди, местного богача, который сколотил свой капитал на мебельном бизнесе. Харди официально приобрел Каунти в тот же день, что и Нолан был назначен главным тренером, положив конец нестабильности под руководством Рэя Трю.
"Наступила новая эра, — заявляет Нолан. — Для меня это чудесная возможность поработать с председателем, который верит в меня, хотя он еще и относительно новичок в футболе. Все, чего он добился в бизнесе, было достигнуто тяжким трудом. При всем престиже, который есть у Ноттс как самого старого клуба в мире, мы стараемся не стоять на месте и развиваться".
Нолан пытается мыслить в долгосрочной перспективе, но он уже двадцатый тренер Каунти со времен ухода Аллардайса в октябре 1999 года. Нолан созванивался с Аллардайсом и спрашивал совета перед собеседованием — на учителя все еще можно положиться — кто же еще, как не Биг Сэм, просветит в вопросах выживания в английском футболе. "Я буду пытаться делать то же самое, — говорит Нолан. — У него все было настолько хорошо за пределами поля, что во время самих матчей ни у кого не возникало проблем с концентрацией. Я знаю, что всегда могу позвонить ему и обсудить все, что угодно. В клубе до сих пор работают люди, которые были здесь еще при Аллардайсе — это чудесно. Тони Катберт (клубный секретарь) сказал, что еще помнит день, когда у руля стал Сэм".
В Премьер-лиге с Пэлас у Аллардайса пока не клеится, и Саймон Джордан, бывший владелец Орлов, уже отметил что Биг Сэм выглядит разбитым и сломленным после своей 67-дневной работы на посту тренера сборной Англии. Но лейтенант Аллардайса остается верен своему командиру. "Саймон Джордан — это который сидит у себя в офисе и имеет какое-то там мнение? — отвечает Нолан. — Не все осознают, как много на самом деле у тренера работы. Сэм принял клуб, который на протяжении всего 2016 года выиграл лишь шесть матчей в Премьер-лиге".
"При всем уважении к Алану Пардью, я считаю, что ему очень повезло так долго продержаться во главе Кристал Пэлас. Наверное, он и сам это понимает. Снимаю шляпу перед Стивом Пэришем, он обеспечил Алану заслуженную поддержку в благодарность за то, что Пардью сделал в прошлом году. Но теперь Сэм должен изменить психологические установки игроков, перетряхнуть персонал, переработать тактику. Только в последние десять дней он привел в команду Сэмми Ли и Мартина Маргетсона — они оба хорошо знакомы с методами работы Сэма. Как только у них все устаканится, болельщики увидят совершенно другую команду".
Нолан был капитаном у Аллардайса на протяжении всего четырехлетнего периода в Вест Хэме, но с приходом Славена Билича летом 2015 года Молотобойцы расстались с Кевином. Несмотря на то, как это выглядело со стороны, Нолан уверяет, что расставание получилось дружественным.
"Мы поговорили, Славен сказал, что хочет меня оставить. Но пришло время, чтобы капитаном клуба стал Марк Нобл. А я не желал оставаться на втором плане. Я хотел нового старта своей карьеры".
"Дэвид Салливан и Дэвид Голд обошлись со мной очень хорошо. Мы пришли к взаимному соглашению. Я должен был уйти в другой клуб, но из-за владельцев с этим не срослось. И вот так я оказался в какой-то совсем непонятной ситуации. Стоило ли мне это затевать? Наверное, нет. Лучше было бы просто остаться и заработать капитанскую повязку своей игрой".
Последний год Нолана в команде получился несколько натянутым. После январского матча против Эвертона в Кубке Англии в Твиттере на Кевина обрушился целый шквал неприятных сообщений, в частности от Дэвида Салливана-младшего, в то время 17-летнего сына сопредседателя клуба: "Я, черт возьми, не понимаю, как Нолан до сих пор играет выше Второй лиги. Спаси нас, Господь".
Нолан впервые готов публично высказаться о том случае — с дипломатичностью, которая ему еще пригодится на тренерском пути.
"Он сказал то, что мог сказать еще совсем юный парень. Отец отругал его за это — большего мне и не надо. Он извинился, а я пригласил его потренироваться вместе в любое время. Придет — я покажу ему, в какой я плохой форме. Будет у меня рыгать. Хотя он пока что не принял приглашение. Я видел его Инстаграм — у него сейчас слишком много свободного времени".
Для бунтаря Димитри Пайе у Нолана нашлись слова построже. "При всем хорошем, что Пайе сделал для Вест Хэма, его поведение перечеркнуло это десять раз. Ни один болельщик ему не простит. Я играл с Димитри, он милый парень, высококлассный футболист, но ему кто-то дал парочку плохих советов. Клуб твердо выразил свою позицию, игроки с ней согласны. В команде очень хорошая дружественная атмосфера — благодаря этому у Вест Хэма и получается выжимать из футболистов максимум, как в игре с Пэлас".
В том матче Кэрролл забил фантастический гол ножницами: "Кэрролл — один из самых одаренных футболистов по всем параметрам. Он отлично работает ногами, может забивать мячи на любой вкус, головой играет великолепно. Когда Энди в форме — против него играть невозможно. Его стоит вызывать в сборную, он способен предложить команде то, чего нет ни у одного другого центрфорварда".
Нолан и сам мог похвастаться неплохими бомбардирскими способностями: "У меня так и осталось 99 голов в лиге, но теперь я верю уже в свою команду, — улыбается он. — Пока я был в разъездах, моей любимой приходилось без меня нелегко, но у меня внутри разгорался голод к победам. Теперь это чувство снова со мной, и расставаться с ним я больше не собираюсь".
Лори Уитвелл, Daily Mail