"Когда Ширер и Линекер написали обо мне, я не знал, что ответить": знакомимся с восходящей звездой Ньюкасла Шоном Лонгстаффом
Шон Лонгстафф вспоминает тот момент, когда он встретился с тренерами Ньюкасла, чтобы обсудить свой первый профессиональный контракт. Встреча действительно была, но никакого профессионального контракта предоставлять ему не хотели. Тренера не думали, что он был достаточно хорош.
Это было меньше, чем три года назад. Сегодня 21-летний футболист — один из самых обсуждаемых молодых игроков в стране, и болельщики уже ждут его в сборной Англии. В феврале он мог обойти таких мастеров, как Поль Погба и Серхио Агуэро, в борьбе за звание лучшего игрока месяца, но также он узнал степень травмы колена, которая вынудила его покинуть поле в поединке против Вест Хэма.
Лонгстафф прошел медобследование в среду, которое подтвердило, что полузащитник в текущем сезоне больше не поможет "сорокам". Но многие уверены, что Шон справится. Неудачи служили мотивацией и раньше.
"Я помню, как тренеры молодежных команд говорили: "Ты не один из лучших игроков, мы только собираемся дать тебе кредит доверия", — рассказывает полузащитник, который начал выступать за клуб своего города в возрасте семи лет.
"Мне было 18 лет, я хотел стать профессионалом, который выступал бы за первую команду. У меня было мнение о себе, но другие думали иначе. Это было не приятно слышать, я немного расстраивался. Речь шла не о деньгах. Я отправился в аренду в Килмарнок за 300 фунтов в неделю — после уплаты налогов и прочего у меня буквально ничего не оставалось. Но это мотивировало меня. Я хотел оглянуться назад и сказать этим тренерам: "Вы ошибаетесь, я буду тем, кто сражается на поле и забивает". Только я мог изменить мнение о себе".
Лонгстафф, безусловно, сделал это. Что касается мнения о нем сейчас, то такие легенды как Алан Ширер и Гари Линекер еженедельно пишут твиты о нем.
"Я был в шоке, когда они впервые написали про меня. Я не знал, как ответить. Это было безумие", — говорит молодой футболист.
Сумасшедший — одно из слов, описывающих появление Лонгстаффа. Он провел прошлый сезон в аренде в Первой лиге, выступая за Блэкпул, а за Ньюкасл дебютировал только в качестве замены в Ливерпуле в День подарков. Если бы не травмы старших товарищей по команде, он бы и сейчас вернулся в аренду.
Вместо этого хавбек начал последние 11 матчей с первых минут, забив дважды во время серии встреч, в которых четыре победы подряд дома спасли сезон для "сорок". И именно поэтому Рафа Бенитес отчаянно нуждался в хороших новостях о травме игрока.
Один из них — это победа со счетом 2:1 над Манчестер Сити. Тогда Пеп Гвардиола аплодировал Лонгстаффу после того, как он перехитрил Фернандиньо и Кевина де Брюйна. Жизнь, согласен он, изменилась до неузнаваемости всего за два месяца.
"Я не изменился, я все тот же парень, который живет дома с моей мамой, братом и сестрой", — говорит он. К слову, младший брат Мэтью находится в молодежных структурах Ньюкасла.
"Но да, другие вещи изменились. Это все немного странно, я этого не ожидал. Утром я выходил из дома, а доставщик из Сэйнсбери говорил: "Ты Лонгстафф?". И мы сделали селфи. Я хотел помочь ему с его сумками, но я уже не успевал на тренировку!"
Если сам Лонгстафф был озадачен его внезапным появлением на большой сцене — а ведь никто даже не находил в нем задаток для такого уровня — тогда возникает вопрос: как же он стал настолько хорош?
"Я не знаю", — смеется он, немного смущенный. "Я думаю, что переход на более высокий уровень происходил, когда я был рядом с лучшими игроками. Я пришел с новыми идеями, свежим мышлением и, возможно, с небольшой наивностью, что не так уж плохо. Я думал: "Ты всегда мечтал о том, чтобы оказаться здесь, с тем же успехом ты можешь просто отдать все, что у тебя есть, и не рисковать". Я думаю, что это дало мне свободу".
Какая же рабочая нога Лонгстаффа?
"Правая, но чувствуют себя уверенно, играя и левой. Все началось, когда мне было 13 лет. Я понял, что не собираюсь обыгрывать пятерых игроков и забивать, у меня была другая роль, и я горжусь, что я "двуногий" футболист".
Лонгстаффа сравнивают с Майклом Карриком. Он играет так, словно способен видеть всех остальных в замедленном темпе.
"Именно так, наверно, я выгляжу со стороны, я непринужденный человек. Как бы легко это не казалось, внутри меня, поверьте мне, скорость принятия решения составляет миллион миль в час!"
Голова Лонгстаффа закружилась, когда Бенитес сказал ему, что берет его с собой на Энфилд. Его отец Дэвид, бывшая британская звезда хоккея с шайбой, признается, что ему приходилось хватать окружающих, настолько он был взволнован, когда фанаты приветствовали выход его сына припевом: "Шон Лонгстафф, он один из наших".
Это было слишком много для молодого футболиста, стоящего на боковой линии и ожидающего выхода на замену.
"Это было странно, в этот момент вы представляете себе всю свою жизнь, и все, что вы думаете, это: "Я надеюсь, что я не провалюсь!". Это то, что вы делаете каждый день, буквально бегая по прямой линии. Я даже смехотворно завязывал свои шорты, потому что боялся, что они упадут".
Затем он услышал песню.
"Я был в толпе, я сам пел песни об игроках Ньюкасла. Затем ты понимаешь: "Держись, поют обо мне". Я просто остановился и посмотрел вокруг. Это невероятно. Я оцепенел".
Очень немногие посетители в стейк-хаусе Miller & Carter на Мосли-стрит в Ньюкасле в октябре прошлого года узнали бы мучительно застенчивого именинника.
"Они принесли большой торт... честно, это было последнее, чего я хотел", — говорит Лонгстафф, вспоминая свои 21-й праздник со своей семьей. "Я ненавижу быть в центре внимания".
Лучше всего к этому привыкнуть. Хорошая новость для поклонников Ньюкасла заключается в том, что есть песня, которую игрок боится еще больше. Это песня посвящения в раздевалке команды.
"Если бы кто-то сказал мне, когда мне было 10 лет, ты должен будешь сделать это, я бы бросил футбол! Это самое отдаленное место от моей зоны комфорта, в котором я могу быть".
Что он пел?
"Love Yourself" Джастина Бибера... Я знаю, можете ничего не говорить. Я просто благодарен, что это сделано, теперь я никогда не поменяю клуб".
Лонгстафф более спокойнее тогда, когда он находится в родном Норт Шилдсе. Вместо того, чтобы поразить город, а ведь именно туда он вернулся после своего выступления в матче против Манчестер Сити, он просто отправился в свою спальню, чтобы поиграть в Xbox.
"Моя мама все еще говорит мне, чтобы я отказался от этого", — улыбается он. "Но партнеры говорят, что нужно оставаться дома как можно дольше, особенно если моя мама рядом занимается своими домашними делами. Я тоже люблю, когда мой брат там. Мы очень помогаем друг другу с футболом. Иногда бывают даже ссоры, что может немного взбудоражить собаку, но, в целом, наш дом очень забавный".
Домом для Лонгстаффа вполне могла стать Швеция. Его семья переехала в Стокгольм на год, когда Дэвид подписал контракт с Юргорденом — самой большой командой в стране.
"Я и Мэтти, вероятно, играли бы в хоккей, если бы мы остались. Даже после всего у нас возникло искушение следовать за папой. Когда мы наблюдали за ним, мы думали, что то, что он делал — это было удивительно, и это все, что мы знали. Но папа был великолепен, он видел, что мы лучше играем в футбол, подтолкнул нас к нему и помог нам — это было правильное решение!"
Дэвид, теперь игрок-тренер Уитли Уорриорс, является внушительным персонажем в британском хоккее. Он кажется огромным по сравнению со своими худыми сыновьями. Возможно, поэтому мальчики не слишком волновались, когда их отец попадал в эти позорные драки на льду.
"Мы не хотели, чтобы его избили, но он довольно большой парень. Я знал, что он справится сам".
У Лонгстаффа есть не только спортивный папа, у которого более ста поединков за хоккейную сборную страны, у него также есть дядя Алан, он же бывший полузащитник Ньюкасла, Селтика и сборной Англии Алан Томпсон.
Так какой же совет Томпсона он ценит больше всего?
"Просто иди вперед", — говорит Лонгстафф. "Он говорит, что легко сойти с пути вбок или назад. Он всегда говорил мне, что я достаточно хорош, чтобы играть на этом уровне. Он учит меня быть смелым. Я очень на него полагаюсь".
В то время, как Лонгстафф смотрит на дядю Алана — двоюродного брата его отца — он видит, каково это — быть примером для подражания, особенно для своего 18-летнего брата, с которым он сыграл вместе в молодежной команде Ньюкасла.
"Я хочу показать ему, что это возможно, что если вы будете продолжать усердно работать, то получите то, чего заслуживаете. Я думаю, что мой брат — отличный игрок. Он похож на меня, только он делает больше ударов и пытается обыгрывать. С ним легко играть. Это заставляет меня гордиться. Я бы хотел, чтобы он пошел дальше в своей карьере, чем я".
Вероятно, братья когда-то будут вместе выступать в полузащите Ньюкасла.
"Согласен! Это сработало в молодежной команде, и он мог бы определенно достичь основного состава. Это было бы конечной мечтой".
Сейчас или в будущем, но футболист вполне может ожидать вызов в национальную сборную Англии.
"Если это произойдет, то отлично, но это не повлияет на меня, если этого не случится. Я никогда не был со сборной, поэтому я привык там не участвовать. Моя возрастная группа сильна, они выиграли чемпионат мира в 2017 году, поэтому странно видеть мое имя рядом с ними. Я полагаю, это показывает прогресс, которого я достиг".
Лонгстафф прошел долгий путь с тех пор, как ему сказали, что он недостаточно хорош.
Daily Mail, перевод Антона Рыбакова