Тренер на все времена
За неделю до юбилея сэра Алекса обозреватель Independent Стив Танг разделил его манкунианскую карьеру на три этапа, вспомнил трансферные удачи и провалы и выяснил, что для полного счастья шотландскому специалисту не хватает еще одной победы в Лиге чемпионов.
С открытым забралом
Когда медиамагната Руперта Мердока спросили, как бы он стал управлять «Манчестер Юнайтед», приди BSkyB (Британская спутниковая телекомпания) в 1998 году к власти в клубе, он ответил: «Я бы сохранил за Алексом Фергюсоном пост главного тренера и молился за его вечную жизнь».
Кем бы еще ни стал сэр Алекс, которому в канун Нового года стукнет 65, он не бессмертен. А в течение трех лет, минувших с последнего чемпионства «Юнайтед», его репутация не раз стояла на кону. Такого не наблюдалось даже «в начале славных дел» на «Олд Траффорд», где Фергюсон, сменив Рона Аткинсона, с места в карьер взять не смог. Что, впрочем, не мешает ему – несомненно, одному из величайших футбольных тренеров современности – отпраздновать грядущую через неделю 20-летнюю годовщину своей работы в клубе.
Команда Фергюсона, не привыкшая размениваться на такие мелочи, как Кубок Лиги (в отличие от Жозе Моуриньо, год назад закатившего праздничный банкет по поводу выигрыша оного), в этом сезоне уже успела продемонстрировать свою конкурентоспособность в борьбе за более значимые трофеи. Более того, она готова играть в атакующем ключе, отвечая не только требованиям фанатов, но и истории клуба с его великими традициями.
Одна, но пламенная страсть
Тренер «МЮ», за последние два десятилетия прошедший огонь, воду и медные трубы, также не прочь пополнить коллекцию из 17 трофеев. В процессе их завоевания Фергюсон не давал повода усомниться в качествах, обретенных еще давно. В детстве, прошедшем на берегах Клайда, в Говане, в судостроительном районе Глазго, и в профсоюзе инструментальщиков он воспитал в себе веру в коллектив, которая потом помогала правильно расставлять приоритеты: «Решение принимается не ради меня или тебя, а ради клуба».
Клуб и преданность ему – превыше всего. «Преданность всегда служила мне спасительным якорем в штормовом море жизни», – гласит последнее предложение его выдающейся автобиографии. Что подразумевает и умение искусно лавировать в ситуациях, когда от внимания прессы, футбольных чиновников, судей, давнишних соперников вроде Арсена Венгера и других оппонентов не ускользает ни единая деталь.
Иногда со стороны Фергюсона доходило до чересчур жестких отповедей. Однако члены сообщества с говорящим названием «Юнайтед» за это его и любят. Даже невзирая на то, что им самим приходилось испытывать на себе все последствия словесных войн.
Оле-Гуннар Солскьяер после 10 лет совместной работы отдал должное справедливости наставника: «Если ты не выкладываешься на 100%, то от него непременно об этом узнаешь. Но он никогда не придерется, если увидит, что ты стараешься изо всех сил. Он всегда был победителем. И великолепным командиром, с лаконичными, но невероятно воодушевляющими напутствиями».
Три года в ежовых рукавицах
Шестого ноября 1986 года, когда Фергюсон впервые попал на тренировочную базу «МЮ» в Клиффе, он думал о том, как окрылить игроков – в турнирной таблице команда плелась предпоследней. Но вскоре сообразил, что в первую голову нужно опустить кое-кого на землю, поближе к суровой действительности.
К тому времени Гордон Стракан, бывший подопечный Ферги в «Абердине», уже успел предупредить, что на тренировках творится полный бардак, да и пьянство в порядке вещей. «Не похоже на то, чтобы они устраивали гулянки по пятничным вечерам», – сомневался Аткинсон. Значит, веселились в остальные шесть дней недели. Еще один игрок команды признался, что после стартового поражения Фергюсона от «Оксфорд Юнайтед» атмосферу в команде можно было описать словами «заблудших овец сейчас как следует отхлещут ремнем». «Как следует» продлилось более трех лет.
Сезон-89/90 стал переломным. Многое решалось и в судьбе самого Фергюсона, когда в поединке третьего раунда Кубка страны с «Ноттингем Форест» чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. «МЮ» тогда победил – но каковой была бы реакция руководства клуба, если бы «Олдхэм Атлетик» взял верх (а он этого заслуживал) в любой из последовавших полуфинальных битв? Так или иначе, в трудную годину патроны поддержали своего тренера и были вознаграждены за это первым из 17 трофеев.
Так закончился первый из трех фергюсоновских этапов в «МЮ». Второй, с 1990-го по 2003-й, с восемью чемпионскими титулами, четырьмя кубками страны и еврокубком (Лига чемпионов-99), завоеванным «красными дьяволами» впервые с 1968 года, войдет в футбольные анналы как достойный образец тренерской карьеры. С дефицитом мотивации, но вполне довольный собой, в январе 2001-го Фергюсон отсчитал себе 16 месяцев до отставки, что было ошибкой как для него самого, так и для клуба.
В феврале 2002-го он подписал новый контракт, но когда Роман Абрамович утвердил «Челси» в качестве конкурентоспособного клуба, сэр Алекс успел выиграть лишь еще одно золото чемпионата и пару кубков. Вдобавок оказался замешан в скандалах различного рода: уход звезды светской хроники Дэвида Бекхэма; агентская деятельность сына Джейсона; допинговая история с Рио Фердинандом; спор по поводу прав на владение скакуном; вынужденное одобрение прихода к власти Глэйзера; уход Роя Кина и Руда ван Нистелроя.
От Андерсона до Клеберсона
Впрочем, игроки приходят и уходят во всех клубах. Вив Андерсон стоимостью 250 тыс. фунтов, Брайан Маклейр («Селтик») и Стив Брюс стали первыми покупками Фергюсона в «МЮ», что было неплохо для начала. Интуитивное приобретение Эрика Кантона за 1,2 млн. фунтов, трансфер Петера Шмайхеля за вдвое меньшую сумму и увод Кина из-под носа у не на шутку потом рассердившегося Кенни Далглиша также стали сделками, которым позавидовал бы любой клуб.
Как и у любого тренера, у Фергюсона были и менее удачные примеры селекции. Ральф Милн, приобретенный за прошлые заслуги в «Данди Юнайтед», стоил всего 170 тыс. фунтов. А вот голкипер «Венеции» Массимо Таиби, обошедшийся в 4,5 млн., был более серьезным проколом. Не говоря уже о переходе Хуана Себастьяна Верона за умопомрачительные 28 «лимонов», из-за чего Фергюсон поначалу раздувался от гордости. Когда журналисты стали подвергать сомнению профпригодность аргентинца, в их адрес прозвучало уничижительное: «Вы все идиоты конченые!»
Эрик Джемба-Джемба и Клеберсон еще раз подчеркнули проблемы импорта малораскрученных легионеров, а соперничество с «Челси» за звезд калибра Михаэля Баллака оказалось занятием неблагодарным. Были и те, кто в последний момент срывался с крючка, благополучно раскрывшись в других клубах – Джон Барнс, Питер Бердсли, Алан Ширер и Пол Гаскойн.
Теперь и Инс
Трофеи тоже неотвратимо уплывали вдаль. Как тут не вспомнить начальные строчки романса Чайковского: «Хотел бы в единое слово я слить свою грусть и печаль…» Слово это, вернее, три – выигрыш Лиги чемпионов. «Нам то не везло, то было не до этого, то мы были недостаточно хороши. Но должны были выиграть по крайней мере еще один еврокубок. Надеюсь, нам удастся это сделать до того, как я уйду на покой», – рассуждает Фергюсон.
Когда это случится (и случится ли вообще), не дано знать никому. Как нельзя не согласиться с тем, что двадцать лет в одном седле – это вам не шутки. Через неделю восхваление сэра Алекса достигнет апогея. И еще неизвестно, чьи комплименты придутся маэстро больше по душе – коллег или игроков. Восхищенный Рафаэль Бенитес, которому в позапрошлый уикенд задали хорошую трепку на «Олд Траффорд», отстрелялся одним из первых: «Единственное, на что стоит обращать внимание, – это количество выигранных им титулов и время, отданное работе».
Пол Инс – последний из экс-подопечных Фергюсона, кто пошел по его тренерским стопам. Бывший полузащитник сборной Англии на днях возглавил в Маклсфилде, что неподалеку от Манчестера, одну из команд-аутсайдеров четвертого эшелона. Несмотря на то, что по футбольным меркам клубы разделяет миллион километров, Инс в день своего назначения не побоялся изречь: «Нужно равняться на самые высокие стандарты. Алекс Фергюсон всегда учил меня этому». И рано или поздно в телефонном разговоре «Господина» (прозвище Инса) со своим бывшем шефом выяснится, что тренерская доля легкой не бывает. Ни в зажиточном «МЮ», ни в захудалом «Маклсфилд Таун».
Будучи одним из самых влиятельных членов тренерского комитета английской Футбольной Ассоциации, Фергюсон ратует за то, чтобы клубные руководители проявляли больше терпения, благодаря которому ему и удалось добиться блестящих результатов. «Кому вы это говорите?» – с иронией вопрошал он в минувшую пятницу, когда была затронута тема давления на тренеров. И на его лице играла широкая улыбка.