Football.ua

Tief in meinem Herz

Football.ua продолжает серию «Опаленные солнцем» - после матча Боруссия-Карпаты ее героем становится легенда дортмундцев Ларс Риккен.
3 December 2010, 10:47
Чтиво

Согласно легенде об Икаре, он взлетел в небо на искусственных крыльях, скрепленных воском. Взлетел он высоко, но, когда Солнце было так близко, Икар упал на Землю… В данной рубрике речь идет о футболистах, имевших все шансы достичь футбольного Солнца, но опаливших свои крылья и не достигнувших цели.

 

1. Ли Шарп

2.Себастьян Фрей

3. Ларс Риккен

 

Кто из нас, глядя на завораживающие финты футбольных кумиров, восторгаясь красивыми голами и филигранной техникой, не вздыхал тихонько - а ведь если б я в детстве не книжки нудные зубрил, а гонял мяч во дворе? Глядишь, сейчас и под моими фотографиями ставили бы на футбольных сайтах забавные подписи.

 

На самом деле это все вполне могло произойти, если бы мы четко осознавали, чего хотим. Мало кто откажется стать известным футболистом, если ему предложат. Но "не против" и "хочу" - две большие, фундаментальные разницы! Нужно четко понять, чего ты хочешь в этой жизни. И желательно осознать это как можно раньше.

 

Кляйне Киндеру из Дортмунда по имени Ларс не довелось выбирать между школой и футболом - еще до всяких букварей и арифметик мальчишка записался в TuS Eving-Lindenhorst. Так называлась детская футбольная школа. Но Риккен не просто подался в первую попавшуюся команду - у него был выбор. "Вообще-то я хотел сразу играть в дортмундском Айнтрахте, - улыбается Ларс. - Однако их секция располагалась на другом конце города".

 

Лень? Ничуть. Силы, сэкономленные на путешествии в дальнюю часть города, Ларс без остатка отдавал на тренировках. На тренировки он приходил первым. И дело во все не в том, что Ларс был такой правильный или хотел погонять мяч в одиночку. "В то время у нас были как хорошие мячи, так и плохие, старые, - смеется Риккен. - Так вот, кто приходил первым, забирал себе мяч получше". Вот так, как говорится, кто первый встал, тот красивее всех оделся.

 

На самом деле, юный Ларс уже тогда четко знал, чего он хочет - футбол, и быть лучшим в футболе. Если ты хочешь быть победителем, то должен выглядеть как победитель, заниматься лучшими мячами и с лучшими тренерами. Но здесь замечается еще один нюанс. Риккен словно предчувствовал свою футбольную судьбу, и подсознательно стремился успеть что-то сделать. Неважно что, но как можно быстрее. Так было сейчас, так же будет и в дальнейшем.

 

А пока птенец Икар расправлял свои крылья, и порхал по гнездышку - после TuS Eving-Lindenhorst он все-таки попал в дортмундский Айнтрахт. А в возрасте 14-ти лет Ларс уже тренировался в главной команде города. Птенец попал в компанию орлов. Да и никакой и не птенец он уже был - Риккен поэтапно шел к своей цели. Слышат ведь лишь того, кто говорит - а Ларс слагал целые поэмы на футбольном языке. И он был услышан.

 

В 1993 году Риккену исполнилось 17 лет, и одним из лучших подарков стало внимание Оттмара Хитцфельда, главного тренера Боруссии. "Парень не замыкался на своем участке поля - его интеллект позволял понимать и просчитывать все варианты развития событий по всему периметру газона!" - вспоминал позже Генерал. Впрочем, херру Оттмару вряд ли стоить брать на себя большую заслугу в открытие Риккена - даже самый отъявленный наследник конспектов заметил бы игрока, считающегося одним из самых одаренных хавов в мире.

 

Ларс стал самым молодым дебютантом в истории Боруссии. И быстро принялся оправдывать авансы. Сначала он завоевал себе место в составе, и никому уже его не отдавал. Стало очевидно - парень готов к большим свершениям. Тем более, он попал в нужное время и нужное место - названия «Боруссия» боялись и в ужасе уступали на футбольном поле. А те, кто не боялся, проигрывали дортмундцам без страха. Но проигрывали.

 

Крылья

 

Сезон 1996/97. Лига чемпионов. Боруссия завоевала два подряд чемпионства в Бундеслиге и намеревалась завоевать Европу. В групповом турнире дортмундцы набрали одинаковое количество очков с мадридским Атлетико и заняли второе место по разнице мячей. В четвертьфинале был вынесен вперед ногами Осер, а в полуфинале - Манчестер Юнайтед. Риккен феерил вовсю - забил Осеру, и именно его выездной гол против МЮ поломал все надежды Красных Дьяволов, которые грозились на Олд Траффорд проучить дерзкого выскочку.

 

Но то, чего не удалось Манчестеру, казалось, удастся Ювентусу. Старая Синьора считалась безусловным фаворитом финала, а вот Боруссия накануне решающей битвы посыпалась в Бундеслиге и не смогла в третий раз подряд стать чемпионами. Психологическое состояние, конечно, у немцев было не ахти. Но как могла Боруссия проиграть финал в Мюнхене, и упустить возможность завоевать самый престижный трофей под носом у своего главного соперника? Не такого принципиального, как Шальке, но все же!

 

И в первом тайме Карл-Хайнц Ридле забивает два безответных мяча! Однако после перерыва Марчелло Липпи выпускает молодого Дель Пьеро (что будет делать этот тренер в сборной Украины без игроков Ювентуса? Страшно подумать!). Проходит 18 минут, и Алессандро отыгрывает один гол! Интрига жива?

 

Как бы ни так. То, на что Дель Пьеро понадобилось 18 минут, у нашего Икара получилось за 16 секунд! Едва выйдя на замену, да и выйти-то толком не успев, Ларс воспользовался ошибкой защитников и пробил вышедшего далеко из ворот Перуцци! "Залетай, ну же, залетай! TOOOOORRRRRRRRRRR!!!!!!" – сумасшедший крик комментатора Марселя Рейфа Германия не забудет никогда. Триумф! Колоссальный триумф!

 

Ларс Риккен забил, едва ступив на поле, еще раз стоит повторить. Потому что вновь вспоминается, как Ларс будто бы боялся не успеть в своей футбольной жизни. К счастью, он поторопился вовремя и успел свершить то, что прославило его на века.

 

...Этот Кубок чемпионов - особая реликвия в музее Дортмунда. Да и самого Ларса Риккена теперь можно смело причислять к легендам клуба. А тогда, осенью 1997-го, ему предстоял дебют за сборную Германии. Все двери открыты перед Ларсом. Вот оно - футбольное Солнце.

 

Первое крыло

 

Здесь, увы, не выходит стройная картина "опаления" крыла. Уж слишком жестока и банальна причина потери первого крыла у нашего Икара. Это не было плавление воска, это был моментальный ожог!

 

Октябрь 1997-го, матч Бундеслиги против Арминии. И стадион прорезал вопль, заставляющий застыть кровь в жилах. Билефильдец Фукс получил всего лишь желтую карточку, а поломанный им Надежда нации и Любимец фанов рухнул на газон, корчась от боли. Сколько раз слышишь эту фразу, и уже не придаешь ей значение. Ну подумаешь, еще один травмировался. Но Ларс сломал не просто ногу. В тот день сломалось его будущее, а с ним - и футбольное будущее всей страны.

 

Второе крыло

 

Чемпионат мира-98 и Евро-2000 Ларс пропустил - все по вине этих самых травм. Как на тех турнирах выступила Германия, многие помнят - вылет в четвертьфинале от хорватов во Франции и клоунада в Бельгии и Голландии. Но в 2002-м на одном крыле наш Икар все же сумел долететь до главного футбольного форума в мире. Риккен отправился в Японию и Корею, на Мундиаль-2002, в последний момент заменив еще одну "Надежду нации", Себастьяна Дайсслера.

 

На том чемпионате Бундестим выглядел настоящей машиной, и результат показывал исправно, уверенно прошагав до самого финала. Но эта уверенность была лишь на бумаге, на протоколе с сухими цифрами. На самом деле, убедительно Германия выглядела лишь в первом матче с Саудовской Аравии, порвав бедолаг со счетом 8:0. В остальных матчах Бундестим напоминал сначала разобранный, а потом собранный механизм, после сбора которого осталась одна лишняя деталь. Вроде все работает, но что же делать с этой железкой, ведь не зря ж она там была? Значит, механизм в один момент может дать сбой?

 

Абсолютно верно, и этот сбой произошел в финале против Бразилии, когда Германия из-за отсутствия Баллака очень нуждалась в креативе в полузащите. Место Микаэля занял Йеремис, а вся ответственность за созидание возлегла на плечи Шнайдера. Бернд с честью справился с заданием - но как же ему не хватало партнера в центре поля! А тем временем на скамейке запасных печально взирал на происходящее тот самый винтик, без которого механизм не смог запрыгнуть на мировую вершину.

 

Так что можно говорить о том, что второе крыло нашему Икару опалил Руди Феллер. Разумеется, не со зла, никто и никогда не смог бы дать гарантию, что вечно травмированный игрок вдруг блеснет и удивит. Тем более, "Тетушка Кэт" как никто другой был в курсе обстановки внутри команды, стало быть, знал, что делает.

 

Логик, конечно, из Феллера неплохой. А вот как быть с психологией? Возможно, стоило учесть, что этот самый вечно травмированный изголодался по большим победам, и этот мундиаль мог стать его шансом восстать из футбольного пепла и вновь почувствовать себя в деле...

 

Падение

 

Все эти события существенно повлияли на карьеру Риккена, прежде всего, психологически. Он стал ссориться с тренерами ("Ван Марвейк вредит не только мне, но и всей команде", – кричал Риккен), подвергался дисциплинарным штрафам и ссылкой в дубль. В конце концов, устав от всего этого, Ларс попрощался с футбольным Солнцем, и с 11 июля 2008 года стал координатором клуба по работе с собственными воспитанниками.

 

В свободное от футбола время Риккен с упоением слушает группу Metallica, и даже сам играет на гитаре. И здесь он достигает успехов – так, Ларс выпустил альбом под названием Lars Ricken's Hot Spots. А год назад наш Икар налетался и в личной жизни, и свил прочное гнездышко с телеведущей Андреа Кайзер.

 

Эпилог

 

Вечно подающий надежды - такой титул получил от болельщиков Ларс Риккен. Но произносят его без иронии или издевки, а с глубоким сожалением. Несколько раз Ларс мог оставить Боруссию и перейти в клуб попроще. Но, как поется в одном из неофициальных гимнов клубов, "Borussia - tief in meinem Herz", то есть "навсегда в моем сердце".

 

Но не только у Риккена Боруссия в сердце навсегда. Сам Риккен навсегда занял место в сердце каждого болельщика, испытывающего теплые чувства к дортмундской команде.

 

Алексей Федянин, Football.ua