Севернее улицы красных фонарей
Улица Reeperbahn в Гамбурге – квартал красных фонарей по-немецки. Это целый километр тротуаров и проезжей части, по обеим сторонам которых тьма секс-шопов, стрип-клубов, легальных борделей и кинозалов соответствующей тематики. Символично, что все это находится буквально в двух ста метров от порта.
Среди всех эротических вывесок иногда проскакивает изображения черепа с костями на черном фоне – "Веселый Роджер", символ клуба Санкт-Паули, названного честь всего района. Пройдешься по этому району, и вообще можно позабыть о том, что в Гамбурге кроме Санкт-Паули есть еще один клуб, вроде бы как более популярный и более титулованный. О нем вроде бы известно на всю Европу, но тут не напоминает вообще ничего. А черепов с костями – пруд.
На Reeperbahn много ночных клубов и просто клубов. В каких-то из них в 60-х начинали свой путь к всемирной известности The Beatles, о которых здесь тоже много чего напоминает. Тут чувствуется дух свободы и раскрепощенности, но кто-то может углядеть и вульгарность.
Сам Гамбург – приятный портовый город с исторической архитектурой, которую не назовешь на вид старинной, и потрепанными кварталами. Его заселяют много национальностей, и характерно, что на него не распространяется немецкая выдержка торговцев, которые обычно никого к себе не завлекают, а спокойно ждут, пока покупатель сам их обнаружит. Санкт-Паули – это район по-хулигански разрисованных стен.
Наверное, в Гамбурге есть гамбургеры в том виде, который мы знаем по McDonalds – плоская котлета с сыром и салатом в середине разрезанной надвое булки. Но тут более популярны просто большие сосиски разных сортов, к которым прилагается маленькая булочка, а также возможность самому добавить кетчуп и горчицу.
Чтобы попасть на стадион Санкт-Паули нужно лишь пройти на восток в конец Reeperbahn и свернуть налево (на север), и сразу же покажется Миллернтор. Это скромный по внешности стадион из четырех ничем не соединенных между собой трибун, но комфортный благодаря козырькам крыши и отсутствию других задач эксплуатации – только для футбола. На фасаде разрисованы громадные изображения – например, одноглазый пират-кок.
Днем возле него мало людей, а в клубном магазине больше болельщиков сегодняшнего соперника Санкт-Паули – берлинского Униона, которых можно отличить по бледно-красным шарфикам. Магазин находится в корпусе самого стадиона, и, шагая с Reeperbahn, попадаешь прямо к нему. На компактной территории весь набор одежды с атрибутикой, и не только одежды, причем некоторые уцененные вещи продаются совсем задешево.
О болельщиках Санкт-Паули, возможно, под влиянием эмблемы клуба, прозвища, а также фильма Gegengerade ("Никто не побеждает на Миллернтор"), а сложилось мнение как о сорвиголовах, но подтверждение хулиганской сущности сегодня найти не удалось, а вот то, что многие из фанатов Санкт-Паули придерживаются неформального образа жизни – факт. Целиком в духе района, который сразу вызвал ассоциации с нефешенебельными районами Америки. Эти люди полностью лишены предрассудков: восемь лет президентом клуба был открытый гей Корни Литтманн.
Между фанатами Санкт-Паули и Униона точно нет вражды – перед матчем они свободно и по-доброму общались друг с другом, шутили. Группа из трех местных сначала под гитару спела песню в честь своего клуба, а потом один из них, с крашенной зеленой бородкой, начал выкрикивать: "Union! Union! Sowjetunion…" — при последнем слове громко расхохотался.
Ультрас привычно находятся на трибунах за воротами. Справа от центральной – болельщики Санкт-Паули, слева – Униона. Трибуны за воротами разбиты на две части – нижнюю и верхнюю. Ультрас "пиратов" расположились на нижней, а сверху – фанаты примерно такой же активности, как и на двух больших трибунах. То есть поддерживают они сильнее, чем обычно принято у неультрас других клубов, но гораздо слабее, чем ультрас.
Фанатам Униона выделена целая трибуна и разделена она по такому же принципу: снизу активная часть, сверху пассивная. Гостей Миллернтор уважают – первым включают гимн именно берлинской команды, потом уже Санкт-Паули.
Но настоящую атмосферу начинаешь чувствовать, когда перед выходом игроков на поле раздается звук курантов, а затем команды под рок появляются на поле. В это время включаются голоса болельщиков, а также на трибунах появляются какие-то желтые пятна. Издали кажется, что болельщики подожгли свечки, хотя если то и свечки, то точно ненастоящие, без огня. Секунды до стартового свистка сопровождаются стуком. Миллернтор – это рок!
Первый тайм не удается обеим командам. Но зато понимаешь, что из Берлина в Гамбург приехали тоже крутые парни. Болельщики Униона иногда не уступали, а иногда и превосходили хозяйских поклонников. Но на победу, разумеется, не наиграли.
Нижняя часть правой трибуны, та, которая для ультрас Санкт-Паули, ограждена сеткой, и только одному человеку позволено быть за ней – это заводиле с громкоговорителем в руке. Здесь людей не остановишь, они постоянно кричат, часто прыгают, иногда устраивают переклички с центральной трибуной.
Во втором тайме футбол стал гораздо интереснее. И на 58-й минуте форвард гостей Симон Терроде открывает счет, забивая как раз в те ворота, за которыми расположились фанаты Униона. Однако Санкт-Паули долго в проигрывающих не пробыл, и на 61-й защитник Себастьян Шахтен в ответ поражает ворота ударом с разворота из-за пределов штрафной. Празднование проходит под Song 2 от Blur. Whoohoo!
Футбол пошел на встречных курсах, по разу мяч попал в каркас обоих ворот. На 88-й минуте второй мяч за Санкт-Паули забивает Бартелс, и от резкого рева трибун закладывает уши, ведь почти наверняка гол становится победным. Whoohoo!
Игра заканчивается. Футболисты Униона подходят к своим болельщикам и виновато стоят перед ними с опущенным лицом несколько минут, как виноватый сын перед отцом. В конце концов, получают прощение и уходят в раздевалку.
Игроки Санкт-Паули сначала собираются в круг, а потом подходят к главной трибуне. Под пение You'll Never Walk Alone они выстраиваются в ряд и синхронно вместе с болельщиками пять раз скидывают руки вверх: "Хей-хей!" Неторопливо обошли все трибуны и в конце, наконец-то подходят к своим ультрас, которые их встречают уже не YNWA, а прыганием и размахиванием флагами и шарфами. Ждали, пока фанаты закончат свою песню, и в конце снова вскидывают руки вверх вместе с ними.
Все это время Миллернтор практически не пустел, и вот только после того, как футболисты закончили обход трибун, который длился минут десять, пришло время покидать стадион.
Евгений Блажко, Football.ua
Использованы фото автора
Матч Санкт-Паули – Унион состоялся 3 марта 2014 года.