Шовковский: "Нужно победить себя"
В своей стране он уже пользуется таким же авторитетом, как в свое время Ринат Дасаев в СССР. И когда наставник украинской дружины Олег Блохин отметил, что после завершения карьеры Шовковского в сборной возникнет немалая проблема с голкиперами, его слова абсолютно никого не удивили.
– Александр, чем можете объяснить собственную стабильность на посту № 1 в сборной и клубе?
– На этот вопрос можно отвечать часами. Вратарю нужно владеть целым комплексом качеств – талант, реакция, правильное отношение к тренировкам, физическая и психологическая готовность. Еще бы я посоветовал молодым коллегам по-философски отнестись к своей карьере. Нужно поставить себе простой вопрос: "Способен ли я пройти сквозь все тернии?". Я всегда считал, что должен учиться не только на своих, но и на чужих ошибках. Думал, что бы я делал, если бы пропустил такой же грубый промах, как кто-то из коллег.
– Вы не раз говорили, что нынешняя работа для вас в радость. Неужели не было моментов, когда утром было лень просыпаться и идти на тренировку?
– Конечно, были. Я же человек, а не робот. Зачастую думал: "Ох, еще бы часик поспать". Но заставлял себя подниматься с постели. Футболист – словно строитель. Скажем, ты строишь дом. Сначала закладываешь фундамент, возводишь стены, двери, окна... Так же и в футболе – движение к поставленной цели не состоит из одной победной игры. Чтобы подойти к решающему поединку готовым, стоит преодолеть множество других, менее заметных глазу простого болельщика преград. Сюда входят и ежедневные тренировки, и сборы, и теоретические занятия. Все это является неотъемлемой составляющей жизни футболиста. Для того чтобы победить кого-то, сначала нужно победить себя. Поэтому я предельно четко сознаю, что если не встану на тренировку, то оставлю свое здание без окон или даже без стен.
– Вспомните свои тренировки десятилетней давности. За это время концепция воспитания голкиперов значительно изменилась?
– Безусловно. Футбол идет вперед. Тренеры предлагают нам каждый раз новаторские упражнения, новые программы тренировок. Я уже не говорю о том, что когда-то у меня были одни вратарские перчатки. Да что там перчатки – в начале 90-х годов прошлого столетия в киевском "Динамо" недоставало мячей, хотя сейчас такое сложно и представить.
– Кстати, о вратарских перчатках. Вы их часто меняете?
– Только тогда, когда срок их эксплуатации подходит к концу. Не понимаю своих коллег, которые меняют перчатки после каждого неудачного матча. Я не суеверный человек. Могу вернуться в раздевалку, если там что-то забыл из вещей. Хотя, говорят, это плохая примета. Но я верю лишь в свои силы. Признаюсь, какое-то время старался ступать на поле только с правой ноги. Однако это было давно – пару-тройку лет назад.
– Пару-тройку лет назад было сложно представить, что сборная Украины наконец-то пробьется на чемпионат мира. Что думаете о соперниках по групповому турниру?
– Лично у меня коленки ни перед кем не дрожат – меня не пугают громкие имена. Мне все равно, кто будет играть в линии нападения у наших противников. Честно говоря, никогда не интересуюсь составом оппонентов. Моя миссия – исправно отбивать удары и делать все, чтобы держать ворота на замке. Если у всей нашей команды будет такое же настроение, мы непременно выполним поставленную задачу – выйти из группы. Это, кстати, наглядно проиллюстрировал отборочный цикл.
– В одном из своих интервью вы сказали, что если не сыграете на чемпионате мира или Европы, то не будете считать собственную карьеру успешной.
– Я не отрекаюсь от своих слов. Тем более сейчас, когда до чемпионата мира остаются считанные дни. Теперь нужно только продемонстрировать свои лучшие качества на полях Германии.
– Вы считаете себя коммуникабельным человеком?
– Наверное, для этого я чересчур замкнут. В новой компании нередко чувствую себя некомфортно. Я – домашний парень. Хотя не против в свободное время повеселиться с близкими мне людьми.
– У вас их много?
– Приятелей – да. Друзей – не очень. Из футбольных друзей могу назвать Влада Ващука и Сергея Федорова. С Владом мы родились в один день и дружим с детских лет. Когда есть возможность, вместе отмечаем дни рождения. К тому же Ващук – крестный отец моего сына Владислава.
– Не так давно вы сказали, что будете достаточно жестким собеседником для журналистов. Чем Шовковского обидели представители СМИ?
– Никто меня не обижал. И со многими вашими коллегами у меня отличные отношения. Я стараюсь всегда вас понимать, журналисты мне ближе, чем представители других профессий. Не забывайте, что журналистика – моя специальность. Высказался же я так потому, что мне надоели одни и те же вопросы, которые Шовковскому беспрестанно задавали корреспонденты. Поймите и меня, я ведь не робот. На некоторое время захотелось ограничить общение с прессой – мне просто нечего было ей рассказывать. Со временем я изменил свою точку зрения. Но теперь к интервью отношусь более взвешенно и готовлюсь.
– Известные спортсмены часто пишут автобиографические книги. У вас подобная идея не возникала?
– Возникала – после точно такого же вопроса от журналиста. Но окончательно с этим я пока не определился. С одной стороны, украинским болельщикам, наверное, было бы интересно прочитать мою книгу, но с другой – подобные опусы напоминают мне банальную погоню за славой.
– Как Шовковский проводит свободное время на сборах в Швейцарии (там сборная Украины проводит последние тренировки перед переездом в Германию)?
– В основном читаю книжки. Раньше литература меня мало интересовала, но после того, как прочитал серию книг Бориса Акунина о приключениях Фандорина, отношение к ней изменилось. Получил большое удовольствие от прочтения "Идиота" Федора Достоевского, бестселлеров Тома Харриса "Молчание ягнят" и "Ганнибал", знаменитых произведений Михаила Булгакова "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита". А еще понравился Чак Паланик с его "Бойцовским клубом" и "Колыбельной", книги по психологии. Теперь стараюсь постоянно следить за книжными новинками. Предпочитаю разноплановые произведения – в отличие от прошлого, когда читал исключительно детективы.