Почему у Блохина получается?
Мне довелось воочию видеть, как формировался Блохин-игрок. В начале 70-х годов прошлого века мой отец тренировал киевское «Динамо», и именно он стал потихоньку подпускать к играм за основной состав талантливого дублера. Помню, в сезоне 1971 года я, будучи игроком алма-атинского «Кайрата», приехал на календарный матч в Киев и, увидев в матче дублеров игру Блохина, спросил отца, почему он не ставит его в основу. И услышал в ответ: «Не хочу, чтобы он сломался в молодые годы, как это случилось с тобой».
Олега, естественно, такое положение вещей явно не устраивало, и он постоянно кипятился, злился на отца. Но до настоящих конфликтов дело не доходило. Все-таки Сан Саныч Севидов никогда не был тренером-диктатором. Где-то в глубине души Олег, наверное, понимал, что отец поступает правильно, придерживая его на скамейке.
Безусловно, на формирование Блохина-тренера оказали влияние все те специалисты, с которыми ему довелось работать. Чему-то он научился у моего отца, что-то взял у Лобановского. Но Олег – не из тех, кто будет кого-то копировать и следовать чьей-то методике. Во-первых, он слишком честолюбив и одержим идеей максимализма. Во-вторых, по ходу своей игровой карьеры успел поиграть против многих звезд мирового и европейского футбола. Этот опыт позволяет ему не оглядываться на других наставников, а выстраивать собственную тренерскую концепцию.
Многие сейчас твердят: Блохин – приверженец идей Лобановского, его последователь. Это в корне неверно. Еще в 1975-м, выслушав перед матчем очередную установку Валерия Васильевича, Олег обращался к выходящим на поле партнерам примерно с такой фразой: «Ребята, забываем половину из того, что нам сейчас сказали!». А на сборах часто можно было видеть Блохина, пропускающего тренировки из-за какой-нибудь травмы. «А я что, идиот – вкалывать в таком режиме? – говорил звездный форвард. – Лучше ногу немного подвернуть и побольше отдохнуть, чем загибаться неизвестно зачем!..». На мой взгляд, эти случаи лучше всего иллюстрируют отношение нынешнего наставника украинской сборной к тренерским постулатам Лобановского.
Блохин очень быстро стал звездой. Все-таки Киев – не Москва, где пять команд, и внимание болельщиков распылено на многих любимчиков. В столице Украины все поклоняются одному идолу, а уж когда тренер этой команды возглавляет сборную страны и делает ее базовым клубом именно киевское «Динамо», все его игроки переходят в разряд небожителей.
Блохин проделал этот головокружительный взлет в кратчайшие сроки. И сумел остаться самим собой. Пусть часто резким в высказываниях, пусть иногда обидчивым и вспыльчивым, но всегда – нетерпимым к фальши и максимально требовательным к себе и своим подопечным.
На то они и звезды, чтобы иметь непростой характер. Такими были Стрельцов, Бобров. Блохин, право же, заслуживает быть поставленным с ними в один ряд не только как великий спортсмен, но и как великий тренер.
Взгляд из Украины
Олег ПРОТАСОВ, партнер Блохина по сборной СССР, также выступал под его руководством в греческом «Олимпиакосе» в 1990–1993 гг.:
– Почему у Блохина все получается? А все ли? Давайте дождемся итогов выступления сборной на чемпионате мира, и тогда уже будем отвечать на этот вопрос. Пока мне наша сборная очень напоминает Грецию, которая вот также постепенно поднималась на чемпионате Европы. И я думаю так не потому, что Блохин долго работал в Греции. Просто провожу параллели.
Мне довелось поиграть и под руководством Блохина. Именно он позвал меня в «Олимпиакос». Какой он тренер? Я не могу ответить на этот вопрос – слишком много времени прошло с тех пор. Тогда его методы были похожи на методы Лобановского. И это нормально – он только начинал тренерскую деятельность, а потому черпал многое именно у Валерия Васильевича, под руководством которого отыграл много лет. А сколько еще людей училось у Лобановского! Все же основы оттуда. Какой он тренер сейчас – не знаю. Вот вернутся ребята из сборной в «Днепр», может, что-то расскажут.
Владимир ОНИЩЕНКО, партнер Блохина по линии атаки киевского «Динамо» и сборной СССР в 70-е годы:
– Везет тем, которые работают. Есть такая поговорка: «Боженька не Яшка, видит кому тяжко». Представляете, как сложно будет в дальнейшем сборной Украины? Она прошла отборочный турнир, группу, 1/8 финала. Вышла и в четвертьфинал. И теперь все будут требовать результат. Именно в эти дни в Германии создается визитная карточка сборной Украины, по которой будут ориентироваться все соперники. И требования теперь будут повышенные. Болельщики скажут: «Вы же были в четвертьфинале чемпионата мира». И будут ТРЕ-БО-ВАТЬ. Поэтому Олегу не завидую. Планка поднята на очень высокую высоту. Я не сказал бы, что наше киевское «Динамо» образца середины 70-х можно назвать фартовым. Наоборот, нам часто не везло. Был, к примеру, четвертьфинал Кубка чемпионов против французского «Сент-Этьена», когда мы их в первом матче одолели в Симферополе (2:0), а в ответной игре неожиданно получили – 0:3.
От матча с Италией лично я жду положительного для нас исхода. Прогноз? Нет, не решусь… Но все должно быть нормально. Главное – не отходить от принципов. Будет ли победа над Италией чудом? Это неправильное слово… Да, итальянцы посильнее нашей команды, но можно и с ними играть.
Взгляд из Греции
Лакис КАЦИКАРИС, корреспондент греческой газеты Nea:
– А чего, собственно, добился Блохин? Ну да, вышел на чемпионат мира, на котором дошел пока до четвертьфинала. Конечно, это здорово. Но можно ли это называть достижением? Тем более что соперниками украинцев были команды не самые сильные. Если говорить о его игроцкой карьере, то да, он был великим футболистом, а тренер… До сборной он работал только в Греции и ничего не выиграл. Это говорит о многом. Хотя, подождите, один раз он завоевал Кубок Греции, тренируя «Олимпиакос». Что ж, достижение немалое. Но требовали-то от него золота чемпионата. В стране, где есть две серьезные команды: «Олимпиакос» и «Панатинаикос», неудача в чемпионской гонке не прощается!
Янис ГЕОРГАКИС, корреспондент греческой газеты Bhma:
– Блохин оставил очень хорошие впечатления в Греции. Особенно когда работал в «Олимпиакосе». Для команды это было не лучшее время, но он смог наладить игру, «Олимпиакос» занимал вторые места и однажды даже дошел до 1/8 финала Лиги чемпионов, если я не ошибаюсь. Он создал очень хороший, боеспособный коллектив, в котором было, кстати, трое русских: Протасов, Литовченко и Савичев. Но его сняли. В клуб пришло новое руководство, и они захотели, чтобы командой руководил грек.
Потом Блохин поработал еще во многих клубах. «Ионикос» вообще команда слабенькая, но он смог поднять ее – однажды она играла в Кубке УЕФА. Кстати, я совсем недавно звонил в этот клуб и спрашивал как раз про Блохина. Так они до сих пор любят его, следят за его карьерой, называют его другом.
Сложно сказать, в чем же рецепт успеха Блохина. Про его греческий опыт могу сказать так: футбол в Греции тогда только поднимался, и нам не хватало дисциплины. А Блохин эту дисциплину наладил, причем жесткую, как на поле, так и вне его. Но вот только характер у него очень сложный. За все время своей работы в Греции он был очень далек от журналистов, а на греческом языке и не общался – постоянно через переводчиков. Конечно, греческий он знал, но по какой-то причине не хотел на нем говорить. К примеру, когда в прошлом году он приезжал к нам со сборной Украины, то журналисты задавали ему вопросы по-гречески, а он сразу отвечал на русском.
Юрий СЕВИДОВ