Football.ua

Нотки J-рока в индастриал-симфонии

Завершающийся сезон Бундеслиги запомнился, кроме всего прочего, рекордами, которые пачками устанавливала мюнхенская Бавария. Однако была парочка рекордов, которые никакого отношения к новоявленному чемпиону Германии не имели.
6 May 2013, 12:34
Німеччина
В 23-м туре текущего розыгрыша впервые в истории чемпионата Германии на поле во время игры пребывало сразу четверо японских игроков. Ими были Гутоку Сакаи и Синдзи Окадзаки из Штутгарта, а также Му Канадзаки и Хироси Киётаке из Нюрнберга. Спустя всего три недели в другом матче на поле вышли одновременно три корейца: Сон Хёнмин защищает цвета Гамбурга, Чжи Тонвон и Ку Джачхоль — Аугсбурга. Авторитет игроков из Азии в европейском футболе значительно вырос за последние годы, и Бундеслига стала главным инкубатором для молодых дальневосточных талантов. Даже с уходом Синдзи Кагавы в немецком чемпионате есть ряд дальневосточных исполнителей высокого уровня, в основном это японцы и южнокорейцы.
 
Конечно, эта мода в первую очередь стала настолько популярной в первую очередь благодаря успеху Кагавы. Теперь почти каждый клуб хочет купить за пару сотен тысяч неизвестного японского паренька, чтобы через несколько лет продать его за полтора десятка миллионов. Кроме того, фурор произвело выступление японцев на последней Олимпиаде, где они достигли полуфинала, победив по дороге хваленых испанцев.
 
В наши дни наука уже не чистая наука, искусство не ради искусства, и спорт не просто спорт. Все по сути своей является бизнесом. И в первую очередь это касается современного футбола. Если говорить о статусе среднестатистического футболиста в нынешней игре, его вполне можно описать как актив той или другой фирмы, которой, по сути, является клуб. Какова его сегодняшняя стоимость? Ага, а сколько футболок с его именем можно продать? Так или иначе, все от самых недалеких болельщиков до так называемых футбольных экспертов оценивают игру того или иного исполнителя в деньгах.
 
В нормально организованном чемпионате, как, например, Бундеслиге, большое количество игроков из различных стран поддаются оценке и сравнению функционерами, селекционерами, журналистами и болельщиками. По рыночным правилам их стоимость растет или падает согласно качеству их выступлений. Если один иностранный игрок терпит неудачу, он ставит под сомнение футбольную репутацию своих соотечественников, подвергая риску возможность их приглашения в этот чемпионат. Но если у игрока все получается хорошо, начинается «золотая лихорадка». На трансферном рынке представители той или другой нации становятся перспективными объектами инвестиций. В высшем эшелоне немецкого футбола настоящей золотой жилой стали игроки из стран Дальнего Востока, и в особенности — Японии.
 
 
После денежных вложений и внимания, которые привлек к японскому футболу чемпионат мира 2002 года, японская Джей-лига получила мощный толчок к развитию. Система молодежных академий, созданная в том году, насчитывала семь центров, главным заданием которых была подготовка спортсменов-профессионалов. К 2008-му таких академий было уже 34, и японский футбол буквально расцвел. По словам Гвидо Бухвальда, чемпиона мира 1990-го, который в 1990-х провел в Японии три года в качестве игрока, а в 2000-х тренировал два сезона свой бывший клуб Урава Ред Даймондс, японский футбол сейчас находится в состоянии застоя. Как видим, новой ступенькой для них стал выход на европейский трансферный рынок в качестве экспортера. 
 
До чемпионата мира в Японии и Кореи в Бундеслиге играли всего два футболиста из Страны восходящего солнца. На данный момент в клубах немецкой вышки числятся одиннадцать японцев и четыре представителя Южной Кореи. Но дело тут не только в успехе того самого парня из Дортмунда. В Германии в любую эпоху ценились сильные и выносливые игроки, которые обладают хорошей скоростью и умеют вступать в отбор. Если с выносливостью и скоростью у азиатов все в порядке, то другие физические показатели часто не впечатляют, однако отличительной чертой японских и корейских игроков является их способность учиться, меняться, приспосабливаться.
 
Азиатская история Бундеслиги началась еще в 1977 году. В то время японская лига была любительским чемпионатом и команды, принимавшие участив в Японской лиге соккера, высшем дивизионе японского футбола с 1965-го по 1992-й, принадлежали исключительно корпорациям, а в них преимущественно играли работники фирмы-хозяина. В одной из таких команд, Фурукаве Электрик, известной тем, что она ни разу не вылетала из JSL, играл некто Ясухико Окудера. Так вот, в том году японская сборная, в которой Окудера играл уже на протяжении пяти лет, отправилась в турне по Германии. Тренер сборной Хироси Ниномия оказался человеком достаточно рассудительным, чтобы показать немецким скаутам своих лучших игроков. 
 
Нашего героя заметил не кто иной, как сам Хеннес Вайсвайлер, пребывающий тогда на тренерском мостике Кёльна. Японцы славятся своей преданностью работодателю, и решение не возвращаться на родину и бросить свою фирму далось ему нелегко. Однако Окудеру в этом поддержали футбольные власти Японии, а на работе пообещали держать за ним место до его возвращения, и парень решил рискнуть. Несколько недель спустя он сыграл свой дебютный матч под руководством Вайсвайлера, став первым японским игроком в истории высших дивизионов Европы.
 
Ясухико был игроком основы того Кёльна, который оформил золотой дубль в 1978-м. В следующем сезоне он стал первым игроком из Азии, который отличился голом в Кубке европейских чемпионов, когда в полуфинале провел мяч в ворота будущего обладателя трофея – Ноттингем Форест Брайана Клафа. Однако еще через год клуб покинул Хеннес Вайсвайлер. Может, это стало причиной ухода японца, а может, то, что в следующие полгода Кёльн поменяет трех наставников, но как бы там ни было, Окудера отправился в столичную Герту, которая только что вылетела из Бундеслиги.
 
Долго прозябать во второй лиге ему не пришлось, поскольку в 1981 году его пригласил в свою команду еще один гигант немецкого тренерского цеха. Отто Рехагель вернулся в бременский Вердер, чтобы поднять его на вершину немецкого футбола. За бременцев Окудера провел более полутора сотни матчей за пять лет, трижды становясь вице-чемпионом страны. В 1986-м он действительно вернулся в Фурукаву Электрик, но не на свою бывшую должность. В этом попросту не было нужды – он стал первым полностью профессиональным игроком японской лиги, положив начало процессу профессионализации местного футбола.
 
Первым южнокорейцем в Бундеслиге стал Чха Бомгын (в Германии известный под именем Ча Бум Кун). Его карьера началась в полуаматорском ФК Сеул Траст Банк. Как можно понять из названия, корейская лига была организована аналогично японской: команды принадлежали компаниям, и за них играли работники фирм. К тому времени когда его заметили в Германии, Чха отбывал воинскую повинность, а поэтому играл уже за команду корейских воздушных сил. Но кроме всего прочего он выступал за национальную сборную, став в восемнадцать лет самым юным ее дебютантом. Именно своим выступлениям в главной команде страны он и был обязан вниманию со стороны немецких клубов. В 1978-м Чха Бомгына пригласил к себе Дармштад. Нынешний аутсайдер третьей лиги тогда только что впервые в своей истории вышел в Бундеслигу. Однако за Лилий кореец сыграл всего один матч – возникли какие-то проблемы со службой в армии, и Чха пришлось возвращаться на родину.
 
Но в Дармштадте он привлек внимание функционеров очень крепкого в то время франкфуртского Айнтрахта, и в следующем сезоне он уже играл за Орлов. Кореец оказался неплохим нападающим, который в 122 матчах за Айнтрахт отличился 46 раз. В первом сезоне Чха Бомгына Айнтрахт взял Кубок УЕФА, обыграв по пути Абердин Алекса Фергюсона, Баварию и мёнхенгладбахскую Боруссию Юппа Хайнкеса (в том году в полуфинале турнира играли четыре представителя ФРГ). Спустя два года он перешел в Байер, где играл до конца своей карьеры (180 матчей, 52 гола). За это время он успел выиграть с клубом еще один Кубок УЕФА, а со сборной – сыграть на первом с 1954 года чемпионате мира. Его рекорд самого результативного иностранца в Бундеслиге продержался 14 лет. И Чха Бомгын, и Ясухико Окудера были успешными игроками, но их появление не стало причиной настоящей революции, как в случае с Кагавой.
 
В Японии Синдзи не был звездой в полном значении этого понятия. Незадолго до переезда в Дортмунд Кагава играл с Сересо Осакой во второй японской лиге, которую команда выиграла не в последнюю очередь благодаря 27 мячам Синдзи. До его подписания дортмундской Боруссией он успел сыграть часть сезона в вышке, поддерживая высокий уровень результативности. Быстроногий атакующий полузащитник невысокого роста – японских игроков такого типажа сейчас скауты и просматривают в первую очередь. Вскоре «новыми Кагавами» были призваны стать Такаси Усами, Такаси Инуи и Хироси Киётаке. На данный момент больше всего в своей команде выделяется последний. Киётаке стал настоящим лидером Нюрнберга, и был причастен к 14 из 34 общекомандных голов в качестве ассистента или забивалы.
 
 
Инуи проводит не очень ровный сезон, но без сомнения является полноценным игроком основы. У Такаси были и откровенно плохие выступления, но в тех матчах неудовлетворительно выглядел весь Айнтрахт, да и показатели в 6 голов и 7 результативных передач в 31 матче не могут принадлежать игроку низкого уровня. Усами, который получил, наконец, игровую практику после года просиживания на скамье запасных Баварии, провел ряд неплохих игр в футболке Хоффенхайма в первой части чемпионата, но то ли пертурбации в клубе, то ли что-то еще помешало ему достичь стабильности. В итоге новый наставник команды Маркус Гисдоль вычеркнул его из первой команды до конца сезона. Парню сегодня исполняется всего 21 год, так что он, думается, еще получит возможность себя показать. Вероятно, в другом клубе.
 
Но кроме полузащитников в Бундеслиге играет ряд многообещающих крайков. Фланг защиты также принадлежит к тем позициям, на которых можно использовать сильные стороны азиатских игроков. Главным японским талантом на этой позиции является, несомненно, Ацуто Учида. Японец, который уже успел провести более полусотни матчей за свою национальную сборную, был важной частью команды Хуба Стевенса, взявшей бронзу немецкого первенства в прошлом сезоне, а за год до этого – первым японцем, сыгравшим в полуфинале Лиги чемпионов. Болельщики Шальке надолго запомнят его два прекрасных кросса, после которых забивались голы в ворота дортмундской Боруссии этой весной.
 
Что касается немецких корейцев, тут главной звездой является Сон Хёнмин. Его Гамбург подписал еще в 2008 году, после того как парень бросил школу, чтобы начать карьеру профессионального футболиста. Как-то Франц Беккенбауэр даже сказал, что Сон станет для Бундеслиги новым Чха Бомгыном. В последние годы игрок действительно прогрессировал, а во время предсезонной подготовки летом 2011-го кореец отличился восемнадцатью голами в девяти матчах, после чего получил прозвище «корейский Мюллер». Сон долго не оправдывал выданных ему авансов, но в конце прошлого сезона отметился несколькими важными для команды голами, а в этом, после ухода Петрича и Герреро, стал ключевым игроком Гамбурга.
 
 
Не менее заметными фигурами в своем клубе являются Чжи и Ку. Чжи Тонвон принадлежит Сандерленду, но играет за Аугсбург на правах аренды. Бывший наставник Котов Стив Брюс заприметил паренька на Кубке Азии 2011 года, в котором Чжи отличился четырьмя забитыми мячами. Больше него на том турнире забил только соотечественник Ку Джачхоль, который к тому времени уже числился в Вольфсбурге Феликса Магата. Ни один, ни другой не получали в своих клубах достаточного объема игровой практики, а потому в итоге оказались на юге Германии. Ку – раньше, и стал одной из главных причин сохранения швабами прописки в Бундеслиге на этот сезон. До этого времени в 34 матчах за Аугсбург он отметился восемью голами и четырьмя ассистами. В этом сезоне уже Чжи помогает дружины Маркуса Вайнцирля в выполнении ее нелегкого задания. Его голы приносили Аугсбургу победы в важнейших матчах с Хоффе и Айнтрахтом.
 
У этой немецко-азиатской связи есть еще одна немаловажная причина. Бундеслига сейчас продвигает свой бренд на восточном рынке, который оказался весьма прибыльным для английских и испанских клубов. Японские и корейские игроки привлекают внимание болельщиков в этих не самых последних странах к чемпионату Германии. На матчах команд, в составе которых есть Киётаке, Учида и компания, постоянно присутствуют японские журналисты, которые информируют своих соотечественников о немецком футболе и, в первую очередь, о японских игроках. Многие матчи Бундеслиги транслируются в Японии и, если верить Ацуто Учиде, в Стране восходящего солнца есть немало болельщиков, которые смотрят эти трансляции, несмотря на разницу во времени. Бундеслига этой зимой даже запустила японскую версию своего официального сайта. И можно не сомневаться – немецкие скауты тщательно прочешут японский чемпионат на наличие новых талантов.