Любит, не любит
О сложных взаимоотношениях немецких футбольных фанатов.
25 September 2013, 14:41
Німеччина
Признаться честно, я не очень хорошо разбираюсь в отечественном футболе. По различным причинам даже в таком основоположном компоненте, как просмотр матчей, я обхожусь отдельными играми. Однако нередко читаю материалы, посвященные перипетиям украинского футбола, и время от времени в комментариях нахожу ссылки на тему дружественных отношений между фанатами некоторых украинских клубов. Опять же, я плохо знаком с украинской фан-сценой, но это меня очень удивило, ведь о дружбе между болельщиками различных команд я слышал только в контексте немецкого футбола (речь идет о командах одного чемпионата). В каждой лиге есть свои классические противостояния и "заклятые враги", но братания случаются крайне редко.
В Германии в свое время это было массовым явлением, и если ты не мог назвать дружелюбные тебе клубы, это считалось плохим тоном. Первые проявления подобных отношений были замечены в 1970-х. В следующем десятилетии это явление получило широкое распространение, пережило ренессанс в начале 90-х и к началу нового тысячелетия фактически сгинуло, если не принимать во внимание некоторые исключения. Дружба между фанатами возникала на разных, иногда совершенно неожиданных, основаниях. Как, например, клубные цвета. Такого рода партнерство когда-то завязалось между фанами Штутгарта и Энерги, Гамбурга и Арминии. Другие банально «дружили вместе» против совместного врага, третьих связывал какой-то конкретный случай (обычно событие во время или после матча), некоторых – почитание отдельного игрока (например, Дортмунд и Селтик связало неравнодушие к нынешнему наставнику Астон Виллы Полу Ламберту).
Нередко причина взаимной симпатии так и оставалась до конца неясной. Например, в 80-х дортмундцы были в дружественных отношениях с гамбургцами. Как и положено, когда на табло Вестфалена во время матча Боруссии появлялась информация о том, что Красноштанники забили гол, трибуны приветствовали новость общим гулом одобрения. Уже тогда популярны были дружеские шарфы, гибриды роз Гамбурга и Боруссии. Но, несмотря на то, что оба клуба имеют богатую историю и традиции, а еще недавно имели и приблизительно равный статус, это никак не объясняло предпосылки для такого союза. И они были не едины в своем роде – подобная дружба завязалась между фанатами Герты и Карлсруэ, Киккерс Оффенбах и леверкузенского Байера, Дуйсбурга и франкфуртского Айнтрахта.
Иногда отношения завязывались по воле случая, как, например, в матче между Санкт-Паули и Кёльном в сезоне 1977/78. Кёльн начинал игру последнего тура чемпионата в статусе лидера. Гладбахская Боруссия имела равное с кёльнцами количество очков, но у Козлов разница забитых и пропущенных мячей была на десяток голов лучше, чем у Жеребят. Однако по истечению часа игры из Мёнхенглабаха пришла новость о том, что Боруссия (в прощальном матче Юппа Хайнкеса) поразительно легко закатывает в ворота Дортмунд мяч за мячом. И пока Кёльн хранил минимальное преимущество над Пиратами, Гладбах вел уже 7:0. Хотя в итоге кёльнцы забили до конца матча еще четыре мяча и взяли титул, многим такой разнос Дортмунда (12:0) показался слишком подозрительным, в том числе и гамбургским фанатам. И хотя их команда проиграла и вылетела, они праздновали чемпионство Кёльна с приезжими болельщиками, заложив основу дружбы, которая просуществовала вплоть до середины 90-х.
Но большинство связей заводились по менее приятным причинам. Очень часто речь шла об угрозе физической расправы, вынуждавшей немногочисленные группы фанатов в тяжелых ситуациях вступать в коалиции или под защиту группировок, которым нравилась идея хотя бы раз за сезон съездить на выезд, не чувствуя опасности. Так, например, в 1973 году члены бохумского фан-клуба защитили группу болельщиков Баварии, спасавшихся от преследований какой-то другой рурской бригады. Спустя восемь лет фанаты из Леверкузена поехали на игру кубка в Оффенбах, что рядом с Франкфуртом, где подверглись нападению франкфуртских хулиганов. Поскольку Киккерс Оффенбах и Айнтрахт являются извечными соперниками, фанаты первых стали на защиту леверкузенцев. Оба случая завершились длительной дружбой.
В 90-х, наверное, не проходило и тура, чтобы где-нибудь две враждебные группировки внезапно не начинали признаваться друг другу в вечной верности и бескорыстной поддержке. Дружеские отношения между болельщиками стали настолько модными, что иногда за несколько минут ломался лед между фирмами, на протяжении годов бережливо лелеявшими слепую ненависть друг к другу. На трибунах, где еще недавно не было места любви, царила гармония, которой мог гордиться пастор местного прихода. Создавались интереснейшие союзы: швабы братались с леверкузенцами, Рот-Вайс Эссен теперь дружил с Вердером, а билефельдцы обнимались с ганноверцами. Каждый выбирал себе друзей по вкусу.
Фирмы настолько яро бросились искать себе партнеров, что вскоре немецкая фан-сцена состояла, подобно парижскому метро, из сложнейшей сетки связей. С Боруссией Д дружили все, кому не лень. Редко когда дортмундским болельщикам приходилось приезжать на вокзал города, в котором их команда проводила выездную игру, не встретив на месте кучку фанатов в тех самых гибридных розах. Реагировали они на это нормально, стараясь отвечать приветливостью на приветливость. Лучшие отношения у них завязались с болельщиками Фрайбурга и Мюнхена 1860, при том, что до этого среди их «друзей» значились Рот-Вайс Эссен, Дармштадт и, конечно же, Гамбург. Но и это еще не все. Некоторые дортмундские фанаты утверждают, что встречали дружеские розы, связывающие Боруссию с Саарбрюкеном, Лейпцигом, берлинским Унионом, Гертой, Карлсруэ и Цвикау. Предел всему наступил весной 1997-го, когда Дортмунд и Шальке победили в финалах ЛЧ и КУЕФА соответственно. В обоих городах были замечены даже "рурские" розы, сочетающие черно-желтое и сине-голубое соцветия.
Обилие новых "друзей" смущало нормальных болельщиков и в некоторой степени усложняло им жизнь. Ведь отношения дружественных групп регулировал определенный кодекс. Помимо обязательных совместных попоек перед матчем и после него, они обязывались не использовать во время игры обидные кричалки. Вместо этого они просто подпевали друг другу, а если кто-то из старших на матче с "друзьями" начинал заводить что-то наподобие "Арминия (Боруссия, Бавария…) параша, победа будет наша", на него со всех сторон обращались осуждающие взоры. В связи с этим возникла дилемма: хулить или не хулить "друзей" своих "друзей"? То есть можно ли леверкузенцам обижать гостей из Коттбуса, учитывая, что они союзники Штутгарта? Наверное, нет. А стоит ли дортмундцам обзывать болельщиков Арминии, если они тоже дружат с Красноштанниками? Как-то нехорошо получается.
Под конец 90-х во всех хитросплетениях этих странных отношений было уже настолько тяжело разобраться, что многие фанаты с ностальгией вспоминали о днях, когда они могли обложить кого угодно и как угодно. Случались совершенно смехотворные истории. Еще в 1976-м болельщики Карлсруэ и Герты не разобрались, стоит им ссориться или нет, и, не рискнув, на этом основании затеяли еще одну дружбу. Это не могло длиться долго и вскоре на всех концах страны начались биться горшки. Иногда это было похоже на настоящие семейные драмы, с сожжением гибридных роз и взаимными обвинениями на фанатских форумах. После долгих лет взаимной верности разошлись болельщики Боруссии М и Майнца, уже нет былой нежности между когда-то неразлучными Львами (Мюнхен 1860) и Чертями (Кайзерслаутерн). В 2004 году Бохум официально объявил о разрыве отношений с Баварией из-за длительного пренебрежения фанатами последней их обязанностей (хотя отдельные фирмы проигнорировали это событие, и Шикерия, к примеру, все еще поддерживает связь с Ультрас-Бохум).
Но история одной дружбы с некоторыми оговорками длится до сих пор. Речь идет о самом известном фанатском партнерстве – отношениях фанатов Шальке и Нюрнберга. Точно неизвестно как оно завязалось, и книга на данную тему, опубликованная в 1992 году, насчитывает сразу шесть различных версий. Среди них есть красивая и душераздирающая сказка о "Ромео" из Рура и "Джульетте" из Франконии, или же вызывающая умилительную улыбку история о том, как добросердечные нюрнбергские болелы скинулись на дорогу домой бедному фанату из Гельзенкирхена. Есть свидетельства о затерянном репортаже в газете Stern, содержащем фото с гельзенкирхенцами, размахивающими красно-черными стягами (Нюрнберга, разумеется) наравне со своими. Хотя более правдоподобной кажется теория о дружбе на основании совместной ненависти к мюнхенской Баварии.
Но почти все истории сводятся к тому, что это случилось в начале 80-х, и замешаны были две печально известные группировки, шалькеровская Гельзенсцена и нюрнбергские Красные Дьяволы. Как бы там ни было, за десять лет партнерство распространилось на все болельщицкие группы и стало массовым. Они не просто зависали вместе перед играми. Нередко нюрнбергцы приезжали в Штутгарт или Мюнхен, чтобы поболеть за Кнаппен, когда те играл на юге, в свою очередь болельщики Шальке поддерживали "Клюбб", когда тот играл с кем-то из их рурских соседей. Пиком отношений стало совместное празднование весной 1991-го, когда Нюрнберг спасся от вылета, а через день Кнаппен вернулись в Бундеслигу. По поводу последующей встречи фанаты даже устроили дружескую вечеринку.
Пишут, что шесть лет назад эта дружба пошатнулась во время матча между командами в Кубке Лиги. Неожиданно с фанатской трибуны Нюрнберга запели "Вы никогда не будете чемпионами" — кричалка, которую болельщики Шальке слышали уже сотни раз на других стадионах, но никогда до этого – в Нюрнберге. Ответ последовал незамедлительно: "Вы – такое же дерьмо, как и Дортмунд". Вполне вероятно, что этот инцидент подорвал отношения между отдельными группами ультрас, но в целом болельщики обеих команд продолжают поддерживать дружбу. Во время финала кубка Германии в 2011 году, в котором Шальке одержал победу над Дуйсбургом, можно было услышать, как болельщики заводят на трибунах "Шааальке унд Эф-Це-Эн". На матч с Галатасараем прошлой весной Шальке сопровождал в том числе и один фан-клуб из Нюрнберга. Поезда с болельщиками из Гельзенкирхена на нюрнбергском вокзале встречаются приветливо, а наряды полицейских в этот игровой день могут немного расслабиться.
Причиной заката эры таких союзов, скорее всего, стало то, что поколение, их создавшее, перестало принимать активное участие в жизни фан-сцены, а новое идею не приняло. Однако это не означает, что само явление уже не вернется в немецкий футбол. На различных болельщицких клубных форумах можно встретить обсуждения того, кого стоило было бы "зафрендить". Можно себе представить, сколько просуществовала бы такая "дружба".