В стиле фламенко
Футбол завершен, пришло время танцев. "Il valzer delle panchine", "вальс скамеек" — так изобретательные итальянцы окрестили привычное явление, которое начинается по окончании регулярного сезона. Слухи, домыслы, увольнения, назначения.
31 May 2013, 11:45
Італія
На Апеннинах тренерские перестановки — дело куда более обыденное, чем в других топ-чемпионатах. Иногда довольно сложно вообще понять, почему клуб и алленаторе расстаются, остается просто воспринимать все как должное.
Вот скажите, казалось бы, какие причины у Эудженио Корини покидать Кьево? Легенда веронского клуба возглавил Летающих ослов по ходу сезона и привел команду к спокойному финишу на 12-м месте. Никакой угрозы вылета, минимум нервов. Но готовить Кьево к новой кампании будет уже другой специалист — контракт Корини не продлили.
Впрочем, в ситуации с Вальтером Маццарри все более-менее ясно. Он ведь сообщил, что может уйти еще осенью, когда первенство только началось. Говорил о том, как устают современные тренеры, кивал в сторону Хосепа Гвардиолы — дескать, вот бы и мне взять передышку. Тифози Наполи морально были готовы к прощанию с Вальтером, потому его заявление об уходе, которое последовало сразу после поражения от Ромы в последнем туре, не стало неожиданностью. Другое дело, что Маццарри вовсе не собирается отдыхать и уже возглавил Интер — это, однако, тема для отдельного разговора.
Маццарри довольно четко аргументировал свое решение, сказав, что, по его мнению, достиг потолка с Наполи и нуждается в переменах. В минувшем сезоне адзурри стали вторыми и уверенно завоевали место в Лиге чемпионов, но серьезную конкуренцию Ювентусу навязать так и не сумели. За три года под руководством уроженца Тосканы Партенопеи добились огромного прогресса, став одной из сильнейших команд страны, однако пришел момент, когда алленаторе, похоже, понял, что потолок достигнут. В частности, для него самого, для его амбиций. Вальтер готов отказаться от ЛЧ ради возможности начать с Интером новую главу в своей карьере, а для Наполи, как ни странно, его уход вовсе не означает трагедию.
К Маццарри в Неаполе привыкли. Всем известно, что адзурри играют 3-5-2, что команда редко чем-то может удивить соперника, что если забивает Кавани, то за результат можно не волноваться. Так вот, об этом забудьте. В следующем сезоне мы увидим абсолютно новый Наполи, и не суть важно, останется ли в его составе Эль Матадор. Президент Да Лаурентис решил поднять ставки, сыграть размашисто.
Говорили, что новым алленаторе Партенопеи может стать Массимилиано Аллегри, называли в числе кандидатов Франческо Гвидолина. Это сильные по меркам Италии специалисты, но вряд ли их назначение что-то кардинально изменило бы в Наполи. Оба живут итальянскими реалиями, оба, несомненно, ценили бы наследие Маццарри. Де Лаурентис же сделал выбор в пользу совсем другого варианта. Человека, который провалился в Италии, но побеждал в Лиге чемпионов. Человека, для которого не существует авторитетов. Десять трофеев за двенадцать лет — повод забыть неудачные полгода на тренерской скамье Интера. На Апеннины возвращается Рафа Бенитес. Фигура, мягко говоря, неоднозначная.
Менее чем за год работы с Челси испанец прошел путь от критикуемого болельщиками чужака до триумфатора Лиги Европы, однако так и не сумел расположить к себе поклонников лондонцев. Фаны клуба жили в ожидании Жозе Моуриньо, считая дни до того момента, как Бенитес отправится восвояси. Он ушел, выведя команду в Лигу чемпионов и выиграв еврокубок. Ушел с высоко поднятой головой, чувством выполненного долга, не обращая внимания на неблагодарность кучки людей, ради которых он собственно и работал.
Бенитес и Моуриньо поменялись ролями — теперь Рафа сдает пост португальцу. Три года назад, в 2010-м, все было иначе — испанец подписал контракт с Интером, чьи тифози безутешно горевали, желая Жозе удачи в Мадриде. Рафаэль принял нерадзурри в статусе сильнейшей команды Италии и Европы. Казалось бы, проблем возникнуть не должно — все-таки Моуриньо оставил по себе не выжженное поле, а вполне конкурентоспособный коллектив. Но Бенитес затеял перестройку, а затем еще и умудрился поставить ультиматум президенту Массимо Моратти, заявив, что его не устраивает работа руководства клуба на трансферном рынке. Пойти на попятную тренер не успел — выиграв смешной турнир с названием клубный чемпионат мира, Рафаэль был вынужден паковать чемоданы.
Он не боится вновь ступить на итальянскую землю, прекрасно понимая, что в Наполи у него будет куда большая свобода действий. Синьор Де Лаурентис, безусловно, хочет замахнуться на какой-никакой трофей, но нынешнее положение команды его вполне устраивает. Бенитесу не будут мешать, а Риккардо Бигон, спортивный директор, готов внимательно выслушать все пожелания нового алленаторе.
Пока Вальтер Маццарри хочет видеть в Интере Раджу Наингголана и Хуана Суньигу, пресса, говоря о Наполи и Бенитесе, жонглирует именами совсем другого порядка. Томас Вермален, Рамирес, Хавьер Маскерано, Эдин Джеко и даже Фернандо Торрес — список потенциальных новичков Партенопеи впечатляет и демонстрирует готовность Де Лаурентиса тратить, даже учитывая то, что на продаже одного лишь Эдинсона Кавани клуб может заработать около 70 млн евро.
Амбиции Наполи никуда не делись, но теперь у команды есть тренер, который не понаслышке знает, как воплощать их в жизнь. Маццарри прошел путь становления "провинциального героя", Бенитес же в сравнении с ним может почивать на лаврах, вот только это не в принципах испанца. Он преданно любит свою работу и готов принять новый вызов. По словам Рафы, второе место – это вовсе не потолок для адзурри, несмотря на то, что позиции Ювентуса по-прежнему выглядят непоколебимыми. Судя по всему, сейчас он может всецело полагаться на поддержку президента и не переживать, что история трехлетней давности повторится. Шаг назад, два шага вперед – такой ритм Де Лаурентиса вполне устраивает. Главное, чтобы все это движение привело к желанному результату.
Подписание контракта с Бенитесом сродни громкому заявлению, однако президент довольно скромен в высказываниях. Он выражает восхищение былыми достижениями Рафы, предвкушает плодотворное и интересное сотрудничество, но молчит о конкретных заданиях и целях. Можно предположить, что Маццарри готовил почву, при нем тифози привыкли к мысли, что их команда является фаворитом едва ли не в каждом матче, научились принимать победы как данность. Опыт Бенитеса должен сыграть свою роль, прежде всего, на европейской арене, покорение которой является давней мечтой Де Лаурентиса.
Очевидно одно – возвращение испанского специалиста в Серию А является несомненным плюсом для имиджа чемпионата в целом, и подогревает интригу в преддверии нового сезона. Для Наполи, в отличие от Милана и Ромы, "танец скамеек" уже завершен, теперь дело за трансферной кампанией. Что ж, Аурелио Де Лаурентису довольно неожиданно удалось изящное и красивое па в стиле фламенко.