Необходимый риск
29-е апреля нынешнего года, на Сан-Сиро проходит матч 33-го тура чемпионата Италии. Милан, идущий десятым, все еще мечтает о еврокубках, но у приехавшей в гости к россо-нери Дженоа шансы представлять Италию в Европе повыше — генуэзцы опережают команду Филиппо Индзаги на четыре очка. На 36-й минуте полузащитник гостей Андреа Бертолаччи подхватывает мяч в районе центрального круга, на скорости уходит от Марко Ван Гинкеля, на линии штрафной сажает на пятую точку Адиля Рами и легко реализовывает выход один на один с Диего Лопесом. Дженоа побеждает 3:1, в ворота Милана также забивают Мбайе Ньянг и Яго Фальке.
В итоговой турнирной таблице Милан так и остался десятым, а Дженоа увеличила свое преимущество над красно-черными до семи пунктов и стала шестой. Впрочем, в Лигу Европы генуэзцы так и не попали — стадион Луиджи Феррарис был признан несоответствующим требованиям УЕФА, а плана Б у клуба не оказалось. Неудивительно, что удержать ведущих футболистов оказалось не так просто — трансферное окно открыто всего пару дней, а авторы голов на Сан-Сиро уже сменили место работы.
Ньянг вернулся в Милан и продлил контракт с россо-нери, Яго Фальке и Бертолаччи уехали в столицу. Рома приобрела испанского вингера, а вместе с ним выкупила и 50% прав на Андреа, который находился в совладении между джалло-росси и Грифонами. За половину прав на полузащитника Волки заплатили 8,5 миллиона евро. Возвращение Бертолаччи среди тифозерии было воспринято с воодушевлением — все-таки речь идет о коренном римлянине, которых в команде не так много. Являясь воспитанником Ромы, Андреа ни разу не играл за первую команду, хотя к 24-м годам провел уже 125 матчей в Серии А. Начинал он в Лечче на правах аренды, затем половина прав была продана Дженоа. "Я не раз мог вернуться, но чувствовал, что еще рано — нужно набираться опыта", — говорил Бертолаччи.
29-го июня — ровно через два месяца после гола Милану — Андреа прибыл на Stazione Centrale в Столицу мод. В руках у него была красно-черная роза, на лице улыбка, а слова, сказанные журналистам, прозвучали медом для поклонников его новой команды. "Я всегда этого хотел. Играть за Милан — моя мечта".
Мы давно привыкли, что футболисты редко бывают искренними. Андреа Пирло в своей книге откровенничал, рассказывая, как ему приходилось врать СМИ и говорить текстом авторства работников пресс-службы. На протяжении многих лет Бертолаччи признавался, что очень хочет вернуться в Рому и поиграть вместе со своим кумиром Франческо Тотти. Однако Милан для него все-таки не пустой звук, и доля правды в признании Андреа есть — красно-черные цвета не чужды новичку россо-нери.
"Моим идолом был Роберто Баджо, — говорил он в интервью La Gazzetta dello Sport прошлой осенью. — Я обожал его, когда он играл за Милан. Я был просто помешан и даже отрастил хвостик — наверное, мама до сих пор его хранит. Но затем за меня взялся отец и напомнил, откуда я родом...".
Отец Андреа — чемпион мира по морским гонкам — впрочем, утверждает, что никогда не влиял на пристрастия сына. "Конечно, я мечтаю видеть его в Роме, но выбор делает он сам", — говорит Фабио. Велика вероятность, что мечта родителя так и не сбудется, но это вовсе не означает, что Бертолаччи-старший разочарован карьерой своего сына. При Антонио Конте тот стал регулярно вызываться в Скуадру Адзурру (более того — даже играть в старте), а теперь попал в список самых дорогих итальянцев в истории Серии А.
"Не купив Кондогбия и Мартинеса, мы сэкономили 75 миллионов евро, которые можно потратить с толком", — говорил не так давно Адриано Галлиани. Создалось впечатление, что деньги жгли карман вице-президенту Милана — как ни крути, сумма, отданная за Бертолаччи, выглядит завышенной. Итальянские игроки высокого уровня — роскошь по меркам нынешней Серии А, но все же стоит в очередной раз отдать должное директору Ромы Вальтеру Сабатини, который умудрился продать футболиста, неподходившего его клубу, за очень солидные деньги. Достаточно сказать, что в 2003-м Кака обошелся россо-нери в два раза дешевле.
Не поспешили ли джалло-росси? Возможно, для Андреа все-таки было место в составе? По системе "гол+пас" в прошлом сезоне он набрал 14 баллов (6 голов, 8 ассистов) из центральных полузащитников уступил лишь Миралему Пьяничу. Однако, помимо боснийца, в распоряжении Руди Гарсии есть еще и неприкосновенный Даниэле Де Росси, прогрессирующий Раджа Наингголан, Сейду Кейта, ставший откровением минувшей кампании, восстанавливающийся Кевин Строотман. Очевидно, что для борьбы на нескольких фронтах этого недостаточно, но ведь есть еще и молодежь вроде Леандро Паредеса и Салиха Учана. Бертолаччи не был бы лишним, но Рома должна не только тратить, но и зарабатывать — и Волкам удалось это сделать, не расставшись ни с кем из лидеров. От таких предложений не отказываются.
Милану, как ни странно, был нужен подобный трансфер. Дело вовсе не в имени футболиста — клуб показывает, что работает над комплектацией состава и готов тратить. К тому же, деньги на ветер — очень сомнительная аргументация, когда речь идет об одном из лучших полузащитников чемпионата 2014/2015. "С Джан Пьеро Гасперини я сделал шаг на новый уровень. Стал действовать более маневренно, больше работать с мячом, находить свободное пространство для рывков", — говорит Андреа.
Бертолаччи — игрок того типажа, который так любит нынешний алленаторе сборной Италии Антонио Конте. Трудяга, который может действовать как на атаку (в Лечче Андреа играл треквартисту), так и на оборону, с одинаковым успехом справляясь в разрушении и созидании. В прошлом сезоне он стал лидером Дженоа по количеству передач, а после перехватов, чем Бертолаччи, сделали только центрбек Факундо Ронкалья и опорный полузащитник Томас Ринкон — факты, которые дают хорошее представление о манере игры Андреа. К тому же, как и пришедшийся ко двору в Милане Джакомо Бонавентура, воспитанник Ромы — тот еще универсал, способный сыграть и в центре, и на фланге. "В современном футболы необходимо уметь все", — цитирует Бертолаччи тренера национале Антонио Конте.
За последние 13 лет (с момента введения в обиход евро) только один итальянский футболист, переходивший в клуб Серии А, стоил дороже — Милан отдал за Алессандро Несту 30,5 миллионов. Скепсиса не избежать, но, если взглянуть на статистику, то можно обнаружить, что лишь два футболиста Милана в прошлом чемпионате забили больше, чем Бертолаччи — Жереми Менез (16) и Джакомо Бонавентура (7). А если говорить о голевых передачах, то футболистов с такими показателями, как у Андреа, в команде просто не было — Иньяцио Абате лидирует с пятью ассистами. Важно понимать, в каком положении находится сейчас Милан — это не топовый клуб с множеством звезд, который может позволить себе тратить миллионы на лидера провинциальной команды. Россо-нери формируют коллектив, перед которым стоит ясная цель — вернуться в группу лидеров. И дорогие трансферы в этой ситуации — необходимость. Пусть и приходится переплачивать — очевидно, что далеко не все нынче горят желанием носить красно-черные цвета. Это риск и в то же время необходимость.
Бертолаччи вошел в десятку самых дорогих приобретений в истории Милана, но Андреа — не рекордная покупка россо-нери этим летом, ведь за Карлоса Бакку Севилья получит 30 миллионов евро. В последний раз такие деньги на двух футболистов клуб тратил летом 2002-го года, когда вместе с Нестой пришел Кларенс Зеедорф. К слову, именно с голландцем сравнивал Бертолаччи его старый друг Алессандро Флоренци. Параллель, возможно, и натянутая, но болельщикам хочется верить, что Сандро, как никто другой, знает потенциал своего приятеля.
Андреа Пирло в свое время обошелся Милану в 18 миллионов. Испанский нападающий Хосе Мари был куплен за 19. Один стал легендой клуба, второй бесславно ушел, забив за два с половиной года всего пять голов в Серии А. Выводы? Никаких. Просто факты.
В материале использованы фото Getty Images