Football.ua

Витесс. Начало грузинской эпохи

Один из старейших футбольных клубов Голландии, арнемский Витесс, стал за последнюю пару лет едва ли не самым колоритным во всей Эредивизии.
13 March 2013, 11:50
Нідерланди. Новина
Одиозный грузинский владелец, разговоры о связях с Челси, большие амбиции и отличный скаутинг – все это добавляет красок скромным арнемским Орлам. О них говорят, им завидуют, ими восхищаются.
История Витесса хоть и насчитывает более 120 лет (раньше арнемцев была основана только роттердамская Фортуна), но не изобилует громкими титулами и большими свершениями. Орлы никогда не выигрывали Эредивизию, да и вообще до начала 90-х Витесс был редким гостем в высшем свете. В основном вся их жизнь размерено и не спеша протекала в глубинах Ээрсте и Твеедедивизии (втором и третьем по рангу дивизионах Нидерландов), а если команда и выбивалась наверх, то сразу же возвращалась обратно. 
Так происходило до тех пор, пока в середине 80-х желто-черные не пережили финансовый кризис, едва не закончившийся банкротством. В клуб пришел новый президент – Карел Альберс, с именем которого связана самая славная страница в истории Орлов. Постепенно Альберсу удалось разобраться с делами команды, финансовый микроклимат наладился, и Витесс резко добавил в результатах, что позволило завоевать право участия в Эредивизии в сезоне 1988/89. Больше Орлы ни на год не покидали элиту, став крепким коллективом, постоянно пребывающем в шестерке. Первые два года после возвращения – самое славное время в истории клуба, время, которое с особыми чувствами вспоминает каждый арнемский болельщик. Вернувшись в Эре, Витесс сразу же финишировал четвертым, а в Кубке Голландии добрался до финала, где, правда, уступил ПСВ 0:1. Это был единственный финальный матч в истории Витесса. Затем было участие в КУЕФА, яркие противостояния с мадридским Реалом, Интером, Вердером и Ливерпулем. Кульминацией этого периода стал сезон 1997/98, в котором команда заняла третье место, а несравненный Никос Махлас наколотил 34 мяча и завоевал «Золотую бутсу»!
Однако на рубеже веков Витесс ощутимо лихорадило. Причиной тому явился неслабый финансовый кризис, повлекший за собой многомиллионные долги. Энергетическая компания Nuon, которая семь лет спонсировала клуб благодаря огромной любви к Витессу генерального директора Тоба Свельхейма, провела расследование, которое установило, что Карел Альберс тратил спонсорские деньги не всегда по назначению. Президент был очень дружен со Свельхеймом, которого и подсадил на футбольную «иглу», что позволяло получать неплохое финансирование для клуба. Однако в начале 2000-го Альберса свергли, ушел и Свельхейм, а Nuon больше не сотрудничала с Витессом. Клуб остался один на один с долгами, и лишь титанические усилия муниципалитета Арнема и провинции Гелдерланд помогли спасти клуб от банкротства. Витесс начал жить по средствам, порой лишь чудом избегая вылета.
2010 год можно смело называть годом, в котором Витесс родился заново. 16 августа 2010 года Витесс стал первым нидерландским клубом, перешедшим в собственность иностранного хозяина. Им стал грузинский бизнесмен Мераб Жордания, выкупивший все 100% акций клуба.
Естественно, реакция общественности была еще та. Народ негодовал, логично переживая за судьбу своего клуба. Фанаты боялись, что новые владельцы пришли ради легкой наживы, а пресса называла Жорданию и его партнера Эрвина Казаковского, вместе с которым Мераб и пришел в клуб, мафией, причем русской! К тому же репутация у экс-футболиста тбилисского Динамо, экс-президента и тренера сборной Грузии была, мягко говоря, подмочена. На родине Жордания несколько раз был арестован по обвинению в сокрытии доходов («потерял» 370 тысяч долларов за переход Кахи Каладзе в киевское Динамо) и в не целевом использовании средств. В свое время он практически прибрал к рукам Динамо (Тбилиси), когда то еле дышало в начале 90-х. У него влиятельные связи, как в футбольном мире, так и в целом. Так, например, он дружен с Мишелем Платини, Йозефом Блаттером и Романом Абрамовичем, имел хорошие отношения с Джабой Иоселани, грузинским политическим деятелем, вором в законе.
В приобретении Витесса грузинскому бизнесмену активно помогал Эрвин Казаковский. Сей гражданин мира (родился в Душанбе, долгое время жил в Германии, имеет тесные связи с Грузией) в середине 90-х активно занимался агентской деятельностью, помогая молодым грузинским игрокам устроиться в Бундеслиге. С Жорданией он познакомился во времена, когда Мераб был президентом Федерации футбола Грузии, помогал устраивать товарищеские матчи и занимался экипировкой команды. Затем, когда Жордания решил купить европейский футбольный клуб, именно Казаковский способствовал ему в этом, став заодно генеральным директором. Витесс, по некоторым оценкам купленный Жорданией всего за 5 млн евро, был не единственным вариантом. «Были также переговоры с АЗ и льежским Стандардом, но здесь понравилось больше, хотя без финансовых проблем не обошлось, — объяснил гендиректор. — Если бы не Жордания, в 2011 году Витесс  ждало банкротство».
Дружба с владельцем Челси заставила общественность подозревать, что именно Роман Аркадьевич стоит за сделкой по покупке Витесса, ведь многие не верят, что у Жордании есть средства на содержание арнемских Орлов. Сам же новый владелец отрицает эти домыслы, но, тем не менее, связь с лондонским клубом подтверждает. «Это была моя идея – приглашать к нам молодых игроков, которые не имеют практики в Челси, – говорит Жордания. - Всем прекрасно известно, что у Челси есть много хороших молодых игроков, которым еще рано играть за первую команду, поэтому мы пользуемся этим и даем им платформу для профессионального роста тут, в Нидерландах. А кто кому больше помогает, это еще вопрос. У нас чисто футбольные отношения, и это идет на пользу всем. Я купил клуб полностью за свои активы, и никакого финансового вливания со стороны Абрамовича тут не было».
Так, в первом сезоне под управлением Мераба Левановича из Лондона в Арнем переехали три молодых балканца – 17-летний кипер Матей Делач, Слободан Райкович и Неманья Матич. Если первый так и не сыграл ни одной игры, то Матич и Райкович стали твердыми игроками основы. Слободан Райкович и вовсе переходил в Витесс, уже имея опыт выступления в Эре за ПСВ и Твенте. Тем не менее, нельзя сказать, что первый опыт для Витесса оказался удачным, ведь команда едва спаслась от вылета. А вот футболисты от такого сотрудничества только выиграли – их карьеры начали развиваться, правда, не в Челси.
В следующем сезоне удалось более качественно усилиться. Капитан резервной команды Челси Томаш Калас и Патрик ван Аанхолт, на счету которого были матчи в главной команде Синих, сразу же пришлись ко двору, прочно застолбив за собой место в основе. 18-летний Калас действует преимущественно справа в защите. Его игра произвела такое впечатление, что аренда была продлена еще на год, Челси продлил контракт со своим воспитанником до 2017 года, а сам Томаш впервые получил вызов в национальную сборную Чехии. Не менее великолепно заиграл и взрывной крайний защитник, голландец Патрик ван Аанхолт. Порой оборона Витесса выдавала на гора немалые серии без пропуска голов, что большая редкость для Эредивизии. Цены на этих парней выросли в два раза, что говорит о выгоде для Челси.
В нынешнем сезоне Синие отправили в Арнем одного из своих самых одаренных игроков – Гаэля Какута. Француз, лишь на мгновение засверкав в основе лондонцев, потух, не выдержав ожесточенной конкуренции. Витесс дал ему возможность раскрыть себя по-новому, и надо сказать, что у Гаэля это получается. Его фланговые проходы, техника и понимание игры впечатляют. Он очень полезен в подыгрыше и добавил в оборонительных действиях.
Работа с Челси определенно приносит свои плоды. Представить Витесс без ван Аанхолта, Каласа и Какута сейчас уже довольно трудно. С появлением этих игроков Орлы поднялись с колен, отряхнулись, и уже в этом сезоне ведут борьбу за самые высокие места. Челси, в свою очередь, тоже получает дивиденды в виде прогресса своих игроков, которые способны навязать конкуренцию ветеранам. «Эти ребята сделали огромный шаг в развитии, - говорит скаут Челси Пит де Висер – Калас всю жизнь играл центрбека, но оказалось, что и на фланге выглядит отлично. Какута постепенно оправдывает выданные ему авансы, но наибольшего прогресса, с моей точки зрения, добился ван Аанхолт».
Естественно, с приходом Жордании вектор развития клуба немного повернулся и в сторону Грузии. Благодаря знакомству с Мерабом в клубе появился Гурам Кашия, купленный у тбилисского Динамо за 300 тысяч евро. Сейчас это самый дорогой грузинский футболист (оценивается в 4,5 млн евро), капитан Витесса, которым интересуется не один серьезный клуб. На счету Гурама 18 игр в составе сборной Грузии, причем именно выступая в Нидерландах, Кашия стал основным игроком родной сборной.
За ним последовали два трансфера более молодых грузинских футболистов, но также талантливых. Из знаменитой Ла Масии, академии Барселоны, выдернули Георги Чантурию, который в свои 18 лет сразу стал основным игроком. Юноша поразил всю Эре своей великолепной техникой, имел стабильное место в составе и забил четыре мяча, однако с приходом на тренерский мостик Фреда Руттена выпал из обоймы и отправился набираться опыта в Аланию. Валерий Кавазишвили, пришедший из Сиони, не менее одарен, также вызывается в молодежную сборную Грузии, но пока что сыграл всего пять матчей в Эредивизии.
Скауты арнемцев следят не только за грузинскими талантами, у них на карандаше немало игроков из стран СНГ, в частности Эстонии, России и Украины. В эстонской Флоре нашли способного голкипера Марко Мееритса, который к своим 20-ти годам успел даже дебютировать за главную сборную страны. Не так давно Витесс активно интересовался Романом Безусом, но непомерные аппетиты полтавчан не позволили трансферу состояться. Также в сферу интересов арнемских Орлов входил игрок молодежной сборной России, воспитанник Спартака Дмитрий Рыжков.
Естественно, имея столь богатый опыт работы функционером и отличные связи в футбольном мире, Мераб Жордания и сам занимается трансферными делами. К тому же у его правой рук
и Эрвина Казаковского опыта и связей не меньше. Генеральный директор Витесса выстроил отличный скаутский механизм, главным механиком которого стал весельчак Тед ван Леувен, о котором в Нидерландах ходят легенды. Именно Тед направил взоры своих помощников на игроков по всей Европе, а кроме того не обделил вниманием и Южную Америку с Азией.
С первых дней начала работать задекларированная Жорданией программа по омоложению состава. С возрастными Санти Колком, Сержиньо, Мадсом Юнкером и другими без сожаления расставались, а на их место приходила молодежь. В первое время Витесс старался брать перспективных игроков из топ-клубов, но такая политика едва не привела клуб к вылету. Насер Барезит из Арсенала, Лука Кардирола из Интера, Марти Риверола из Барсы оказались не способными заиграть сразу же. Не помогли и приобретения более опытных Бабангиды и Хорди Лопеса, того самого испанца, который сейчас играет в Говерле. К тому же не сыграла и ставка на молодого тренера – Альберта Феррера, который был призван в надежде перестроить клуб на испанский лад. Но тренер из экс-игрока Барсы, мягко говоря, слабенький.
Как оказалось, Мераб Жордания – хороший ученик, президент отошел от «испанской линии», поняв, что нужно строить что-то свое, а не копировать имеющееся. С приходом Джона ван дер Брома, легендарного полузащитника Орлов и одного их самых перспективных тренеров Голландии, покупки игроков обрели некий порядок. Закончились постоянные аренды, больше внимания стало уделяться выходцам из академии (при ван дер Броме в команду вернулись Пит Вельтхузен и Никки Хофс, заиграли недавние юниоры ван Гинкель, Чантурия), а скаутская служба под руководством Теда ван Леувена начала давать результат. 
Уже зимой Витесс подписал Вилфрида Бони из пражской Спарты, ставшего символом нынешнего Витесса. В Аяксе нашли ненужного амстердамцам Яна-Ари ван дер Хейдена, который стал одним из лидеров команды. Просто замечательно скауты работали за пределами Европы, отыскав в Эквадоре отличного правого крайка Ренато Ибарру, а из Японии привезли защитника Мисихиро Ясуду (ван Леувен говорил о нем, как о новом Роберто Карлосе) и форварда Майка Хавенаара (японский Халк). Кроме того, ко двору пришелся скандальный экс-форвард ПСВ Джонатан Рейс, который одно время страдал от наркозависимости. Перейдя в Витесс, бразилец не давал повода усомниться в своем профессионализме, замечательно играя и радуя фанатов забитыми мячами. Все эти игроки обходились клубу либо бесплатно, либо за них отдавали сущие копейки. Лишь Бони и Ибарра обошлись Орлам в относительно немалую сумму – четыре и два миллиона евро соответственно.
В целом, стоит отметить, что придя к руководству, Жордания не стал разбрасываться миллионами, как это делают многие современные хозяева. Здесь умеют считать деньги, и сам хозяин заверяет, что со временем клуб выйдет на самоокупаемость. Показательным примером является тот факт, что самым дорогим приобретением Витесса является Боб Питерс, которого за 6,3 млн евро купили в Роде еще в 2000 году. Философия Витесса — воспитывать и продавать игроков. Эрвин Казаковский гордится работой клубной академии, подарившей футболу Роя Макаая, Рики ван Вольфсвинкеля и Тео Янсена, а также тем, что в этом сезоне состав команды — один из самых молодых даже по меркам вечно юной Эредивизии. «Мы всегда думаем о будущем», - говорит гендир Витесса. Постройка нового учебного центра для молодежи в Папендале, целый спорткомплекс со стадионом, тренировочными полями и корпусами для проживания молодых футболистов, который сдали в эксплуатацию в феврале 2013 года, подтверждает слова Казаковского. Они сюда пришли не на один день.
Летом клуб покинул один из самых ярких воспитанников Витесса последних лет – Александр Бюттнер. Защитник, который попал в предварительную заявку сборной Нидерландов на Евро-2012, переехал в Манчестер, к Алексу Фергюсону. «Деньги хочется не только тратить, но и зарабатывать, — замечает Казаковский. — Мы планируем выйти на самоокупаемость уже в ближайшие годы». Конечно же, для достижения таких задач порой приходится продавать лидеров. К тому же этот трансфер – отличный пиар-ход Витесса, клуб тем самым демонстрирует, что здесь не «золотая клетка», а отличный плацдарм для переезда в один из топовых чемпионатов континента.
В то же время усиливать конкурентов, соблазняясь на щедрые предложения трех китов Эре – Аякса, Фейенорда и ПСВ, – арнемцы не намерены. У команды есть свои амбиции, Жордания поставил цель в ближайшие пару лет завоевать чемпионскую салатницу, поэтому, например, переход Марко ван Гинкеля в Аякс даже не рассматривался. А вот удержать главную ударную силу, гордость скаутинга Витесса, Вилфрида Бони, наверняка не удастся. Да и не нужно, ведь именно сейчас за талантливого ивуарийца можно получить сумму, в разы большую, чем та, которую отдали пражской Спарте на «флажке» зимнего трансферного окна 2011 года. Несомненно, это лучший трансфер за период правления Жордании. Бони стал кумиром Арнема, в его честь болельщики устраивают яркие перфомансы на трибунах, рисуют огромные баннеры.
Наследник Дидье Дрогба, как называют Вилфрида на родине в Кот-д'Ивуаре, начинал свою европейскую карьеру в 18 лет с неудачного просмотра в Ливерпуле. Однако ему все же удалось осесть в Старом Свете - пражская Спарта сначала взяла в аренду этого футболиста у клуба Исса Вази, а потом и полностью выкупила его контракт. Форвард не подвел, наколотив 22 мяча в 59 играх Гамбринус Лиги, а также прибавил к этому шесть мячей в Лиге Европы. В Арнеме его показатели еще больше впечатляют – 34 гола в 55 матчах, причем в Нидерландах Бони раскрылся и как отличный ассистент.
Оригинальный дриблинг, интересная манера бега, а также отличная игра головой привлекают к персоне Бони скаутов со всей Европы. Им интересовались Милан, Наполи, ПСЖ, ряд немецких клубов, включая дортмундскую Боруссию и Баварию, а также Челси, что не удивительно. В зимнее трансферное окно Ньюкасл даже предлагал Витессу 12 млн фунтов, но в Арнеме решили отказаться. Более предметный интерес исходил из России. Половина клубов Премьер-лиги была бы не прочь заиметь в своем составе этого классного форварда, а наибольшую активность проявили ЦСКА и Рубин. Даже несмотря на то, что у Евгения Гинера и Мераба Жордании дружеские отношения, Бони пока не переехал в Белокаменную – сумма в 8 млн евро, предложенная ЦСКА, не устроила Витесс. Казанцы же давали на два миллиона больше, что тоже не порадовало голландскую сторону. Оставался Зенит, способный выплатить любые деньги за нужного ему игрока, но, зная отношение в Питере к темнокожим футболистам, не верится, что Вилфрид Бони когда-либо наденет футболку Зенита.
Спустя два с половиной года после приобретения Мерабом Жорданией Витесса, люди уже не смеются над грандиозными планами грузина. Благодаря умному менеджменту клубу удалось в столь короткий срок подтянуться к когорте сильнейших. Грамотная трансферная политика, нацеленная на приобретение талантливых молодых игроков и раскрытие их потенциала, совершаемая самим Жорданией, гендиром Казаковским и главой скаутской службы ван Леувеном, позволяют Фреду Руттену бороться за места в еврокубках. Здесь умеют учиться, исправлять ошибки и всегда работают на перспективу.
Олег Барков, специально для Football.ua