Football.ua

Африканский прорыв

Спецпроект Другой футбол вспоминает легендарную сборную Камеруна 1990-х.
12 September 2012, 21:10
Другой футбол: Африка
Когда-то топ-клубы обходились без африканских легионеров, а представители Черного континента не влияли на расклад сил в европейских чемпионатах. Экзотические сборные играли архаично, и на мировых первенствах серьезно их не воспринимали.
 
На земле, богатой талантами, не получалось реализовать и долю большого потенциала из-за бедности, отсталой инфраструктуры, отсутствия дисциплины, и вмешательства чиновников. Даже на сегодняшний день футбольная Африка далеко не в полной мере научилась использовать свои преимущества. По крайней мере, она заставила себя  уважать. Двадцать лет назад к ней только присматривались, глядя свысока.  
 
Помощь из СССР
 
Большое количество европейских тренеров по различным видам спорта трудилось на этом континенте, среди них были и представители СССР. Командировка могла длиться несколько лет, отработавшего наставника менял соотечественник. Отправкой в Африку советских специалистов занимались государственные структуры. Посольства в соответствии с межправительственными соглашениями составляли программы, на основании которых работники получали приглашения. Футбольные тренеры из СССР, как правило, работали с командами, которым не светили большие успехи.
 
В 1984 году Валерий Кузьмич Непомнящий дал согласие на командировку за рубеж. Он был неизвестным даже в масштабах родной страны. Ему периодически сообщали о возможных вариантах трудоустройства. Обсуждались Суринам и Северная Африка, но до конкретики дело не дошло. Через четыре года ему предложили командировку в Камерун.
 
Непомнящий отправился в Африку, не зная французского. Он представления не имел о том, что предстоит возглавить первую сборную - ранее была достигнута договоренность о работе с молодежкой. Но камерунцев покинул Клод ле Руа, и советский специалист занял его место. Ситуация для Непомнящего осложнялась тем, что он пришел в команду, которая приучила аудиторию к победам. За последние четыре года Неукротимые львы трижды выходили в финал Кубка африканских наций и дважды становились первыми. Они прилично выступили на чемпионате мира 1982 года, не проиграв никому. Для советского тренера это был уникальный опыт, ведь ранее его коллеги возглавляли команды, от которых не ждали побед.

Камерунская страсть
 
Футбольное хозяйство Камеруна могло вызвать лишь слезы, но у Неукротимых львов был другой бесценный капитал – болельщики. Игрой бредили все, независимо от пола, возраста и социального положения. Находившиеся у власти политические силы, напрямую зависели от результатов сборной. Забегая вперед, стоит сказать, что во многом благодаря успеху команды Непомнящего правящая партия удержала свои позиции. В то время главный тренер Камеруна назначался указом президента страны, и по статусу его можно было сравнить с министром.
 
Зависимость политиков от спорта предполагала серьезные трудности – функционеры постоянно пытались влиять на работу команды, чиновники считали, что прекрасно понимают игру и старались диктовать свою волю. Министр спорта в день важнейшего отборочного матча мог запросто налить шампанское игрокам, и на возмущение тренера без задней мысли заявить, что все в порядке, это же не левое шампанское, а французское.
 
Путь к мечте
 
Непомнящему поручили координацию всех сборных страны вскоре после Кубка Африки 1988 года, который Неукротимые львы выиграли. Его ежемесячный гонорар составлял 700 долларов. По контракту он должен был получать больше, но СССР установил «потолок зарплат», в который и уперся заработок Валерия Кузьмича.
 
Камерун был освобожден от отбора к следующему континентальному турниру по праву победителя. Естественно, это не касалось квалификации чемпионата мира в Италии. Начало кампании не предвещало светлого будущего. Неукротимые львы сыграли вничью с Анголой. Перед гостевым матчем с Габоном президент федерации заявил Непомнящему, что в случае поражения Валерий Кузьмич отправится в Москву, не заезжая в Камерун. Его супругу планировали эвакуировать через посольство. Руководство страны было уверено, начнутся народные волнения. Президентский совет разработал рекомендации, которые предписывали наставнику включить в стартовый состав восемь игроков, указанных советом, остальные определялись тренерским штабом. Непомнящий после долгих переговоров убедил чиновников, что будет лично определять заявку на игру. Камерун победил со счетом 3:1. Встреча с Нигерией в июне 1989 года была еще более значимой. Команда Мсье Валери проиграла тот матч. Из непростой ситуация Неукротимые львы вышли, выиграв три следующие встречи – зажигали братьи Кана-Бийик и Омам-Бийик.
 
Скудный подбор исполнителей и никому не известный тренер заставляли рассматривать африканцев в качестве аутсайдера. Команда была сформирована из игроков средней руки. Можно было выделить вратарей. № 1 - Антуан Белл, успешно выступал во Франции. Его сменщик, Томас Нконо, защищал ворота сборной на чемпионате мира 1982 года, стал первым голкипером из Черной Африки, переехавшим в Европу, играл в Эспаньоле. У Роже Милла выдалась богатая карьера, но к тому моменту он уже был почетным ветераном, и Непомнящий не собирался брать его в Италию. Остальные играли в Камеруне, либо в скромных клубах Европы.  Подавляющее большинство составляли непрофессиональные игроки – в стране тогда существовала только любительская лига.
 
Во время подготовки к турниру головную боль тренерскому штабу устроил Жозеф-Антуан Белл. Он дал интервью журналу Francefootball, в котором предсказывал полный провал Камеруна. Мсье Валери очень опасался удара по командному духу. Оперативно были выкуплены все журналы, продававшиеся недалеко от места, где базировалась команда. Белл оказался вне игры, хотя критика подготовительного процесса была обоснованной – в распоряжении камерунцев первое время было всего несколько мячей и один комплект формы.
 
Сборы посетил генеральный секретарь правящей партии и передал Непомнящему просьбу президента страны – посмотреть в деле Роже Милла. Этого же требовали и болельщики. Сегодня составы сборных обсуждают в социальных сетях. Тогда ради появления кумира в заявке камерунцы были готовы выйти на улицы. Советский тренер не без скепсиса дал возможность показать себя ветерану. 38-летний форвард очень удивил Непомнящего и быстро снял вопросы, стоит ли его брать в Италию. Ему не хватало физических кондиций, поэтому было решено выпускать Роже на замену.

Африканское чудо
 
Матч-открытие, в котором действующие чемпионы мира аргентинцы встречались с Неукротимыми львами, казался несложным для прогноза. Достаточно было Марадоны в составе фаворита, чтобы предсказать исход. Африканцы предложили жесткие стыки и болезненную борьбу. В том матче они получили две красные карточки, а подкат Бенджамина Массинга против Клаудио Каниджи до сих пор входит в топ самых страшных приемов футбола. Им было что защищать, ведь на 67-й минуте Франсуа Омам-Бийик открыл счет, и дело запахло крупной сенсацией. В той игре камерунцы отстояли победу. В Италии они продемонстрировали технику и пластику, но Аргентину они взяли жесткостью, переходящую в жестокость. Следующий день в Камеруне по указу президента страны был выходным.
 
К африканцам стали присматриваться. Эта победа сделала их не фаворитами, а, как сейчас принято говорить, информационным поводом. Во втором туре команда Непомнящего играла против сборной Румынии. На сцену вышел национальный герой Камеруна, гордость Африки, харизматичный лидер и профессионал. Роже Милла в той встрече забил два безответных мяча. Валерий Непомнящий считает этого нападающего наравне с удачей главной причиной успеха Неукротимых львов на том турнире. Многим он запомнился своим танцем после забитых мячей. Советские газеты его телодвижения назвали ламбадой. Позже появилось мнение, что это макосса -  традиционный камерунский танец. В одном из интервью Милла заявил, что никакого отношения к макоссе его празднование голов не имеет, и предложил называть те пляски «танцем Милла».
 
Победив румын, камерунцы обеспечили выход в плей-офф. Страна получила еще один выходной. Немотивированные Львы вышли на матч с СССР и попали под шквал атак. Уступили 0:4 и начали подготовку к плей-офф. До Камеруна никому на чемпионате мира не удавалось занять первое место в группе с отрицательной разницей забитых и пропущенных мячей.
 
На стадии 1/8 финала их ожидала колоритнейшая Колумбия. Можно забыть название столицы этой страны, но Карлоса Вальдерраму и Рене Игиту помнит каждый, кто их видел в игре. 90 минут не хватило командам, чтобы забить мяч. Даже выход Роже Милла во втором тайме не помог Камеруну. Ветеран сказал свое слово в дополнительное время двумя голами. Второй стал одним из самых памятных эпизодов того первенства. Вратарь колумбийцев Рене Игита любил выйти далеко из ворот. На этот раз он дошел до центра поля, играя с партнерами в пас. На него налетел Роже Милла, активный прессинг смутил колумбийца, и тот уступил в борьбе форварду. Камерунец побежал с мячом на пустые ворота и забил. В оставшееся время Неукротимые львы пропустили один гол, что не помешало им стать первой африканской сборной, пробившейся в четвертьфинал чемпионата мира.

1 июля в Неаполе им противостояла Англия. Счет открыл Дэвид Платт. Подопечные Непомнящего активизировались в середине второго тайма. Сначала они получили право на пенальти. К мячу подошел Эммануэль Кунде и сравнял счет. Через несколько минут Экеке вывел африканцев вперед. Под занавес основного времени камерунцы сфолили в штрафной, и Линекер, реализовав пенальти, перевел игру в экстратайм. Он же на 105-й минуте матча ударом с «точки» установил окончательный счет поединка.
 
Камерунцы отправились домой, где праздник не прекращался. Страна бурно отмечала невиданный успех, который, как окажется позднее, упростил экспорт местных футболистов в Европу. Роже Милла и Томас Нконо были награждены высшими знаками почета страны. Непомнящему вручили орден, пояснив, что до него лишь один «белый» был удостоен такой чести.  Ему предложили удвоение заработной платы и продление контракта. Но при принятии решения Валерий Кузьмич руководствовался другими резонами. Четвертьфиналисты чемпионата мира не получили обещанную премию и отказались принимать участие в следующей встрече за сборную. А игра должна была пройти спустя три дня после возвращения с чемпионата мира. На первой тренировке Непомнящий увидел перед собой камерунскую молодежь и две литровые бутылки воды. Нехватку воды и отсутствие душевых кабин объяснили нехваткой денег. Тренер понял, что даже такой мощный прорыв не поможет в развитии инфраструктуры и принял решение об уходе. Он покинул Камерун. В память о его достижении в Яунде появились улица Валери и бар «Непо».
 
История той премии всплыла через 19 лет. Виктор Ндип в интервью рассказал, что так и не получил обещанный бонус. Среди тех, кого порадовали выплатой, он назвал Нконо.

Представители того коллектива продолжали выступление в клубах разного уровня. Но все эти судьбы объединяет одно – лето 1990 года стало самым великим моментом их футбольной жизни. Выше той вершины не смог забраться никто.
 
Не принявший участия ни в одном матче американского мундиаля Томас Нконо поехал в Боливию, где дважды становился чемпионом страны. Он входит в число лучших африканских вратарей за всю историю футбола. Он один из немногих представителей камерунской сборной, для которого чемпионат мира в Италии стал вехой в карьере, а не единственным великим событием. Массинг вернулся из Франции на родину. Там же выступали Бертин Эбвелле, Эммануэль Кунде, Виктор Ндип, Луи-Поль Мфеде. Стефен Татав стал одним из первых африканских легионеров в чемпионате Японии, правда, в высшем дивизионе страны так и не поиграл. Эмиль Мбу тоже поездил по миру – пылил в чемпионатах Португалии, Катара и Малайзии. Сирил Маканаки за карьеру сменил более десяти клубов. Засветился в Испании, выигрывал кубок Израиля, дважды становился чемпионом Эквадора. Экеке и Андре Кана-Бийик завершили карьеру во Франции, как и Франсуа Омам-Бийик, который еще успел поиграть в Мексике. Его прощальный матч на стадионе Ацтека посетило 15 000 зрителей. Роже Милла поиграл в Индонезии, закончил великую карьеру в 49 лет на родине. При нем Неукротимые львы превратились в одну из главных сил континента.
 
Пришедшие на смену им игроки с более известными фамилиями так и не смогли затмить предшественников. Они ничего не добились за пределами Африки, больше ни разу не вышли в плей-офф главного турнира планеты, а на чемпионат мира в Германии даже не смогли отобраться. Сборная в первой половине 1990-х формировалась из игроков невысокого класса. Они не выступали за сильнейшие клубы Европы, не играли два раза в неделю против серьезных оппонентов. Эту команду возглавлял неизвестный тренер. Готовились к матчам Неукротимые львы в немыслимых условиях. Они получали смехотворные деньги, причем не в полном объеме, еще и с задержкой. Но именно эта команда совершила прорыв. Показала силу африканских футболистов, поучаствовала в уничтожении «дамбы», которая сдерживала бешеный поток игроков в Европу. За несколько лет скауты привезли в свои клубы большое количество спортсменов, естественно, не только из Камеруна.
 
Жизнь команды Валерия Непомнящего и Роже Милла – это история преодоления невероятных препятствий, успеха, который казался недостижимым. Воплощение спортивной мечты, о том, что больших побед может добиться даже тот, в кого никто не верил.
 
Жизнь ветеранов
 
Представители нашумевшей камерунской сборной пока не смогли себя ярко проявить на тренерском поприще. До первой команды страны дорос лишь Нконо. Да и то он всего лишь несколько месяцев был исполняющим обязанности главного тренера. Его бывшие партнеры могли рассчитывать на работу с молодежью или на пост помощника главного тренера. Именно в этом качестве продуктивно поработал Нконо. Ему доверили вратарей родной сборной и Эспаньола. Его партнеры, выбравшие работу с клубами, исчезли из поля зрения СМИ.
 
Самым нашумевшим случаем в его жизни после окончания карьеры игрока стало задержание в 2002 году во время Кубка африканских наций. В полуфинале Неукротимым львам предстояло встретиться с хозяевами – сборной Мали. За полтора часа до начала встречи главный тренер Винфред Шефер вместе с Нконо вышел на газон стадиона. Их окружили полицейские. Томаса ударили, но получили сдачи. Подоспело подкрепление, легендарного вратаря арестовали. На траве полиция обнаружила предмет, который признали амулетом. Малийцы обвинили Нконо в шаманстве. Представители сборной Камеруна добились освобождения узника. Рассвирепевшие Львы разнесли в клочья соперника. После матча в раздевалку победителей пришел президент Мали и принес извинения. Тот турнир выиграли камерунцы.
 
Другая известная история с заключением случилась с Луи-Полем Мфеде. После окончания карьеры игрока он работал в малазийской академии. Возникли проблемы с документами, миграционная служба его арестовала. Под замком бывший футболист провел около месяца. Большую помощь в его освобождении оказал Самюэль Это`О.

Капитан Стефен Татав в отличие от партнеров по команде стал футбольным чиновником. Эмиль Мбу открыл молодежную академию в США. Виктор Ндип предпочел работать на своих плантациях, но никогда не отказывает в помощи молодым командам из окрестностей. Андре Кана-Бийик стал одним из организаторов памятного матча в честь Марка Вивьена Фоэ, трагически погибшего от сердечного приступа во время полуфинала Кубка конфедераций 26 июня 2003 года. Экеке периодически выступает на телевидении в качестве эксперта. Естественно, чаще других СМИ упоминают Роже Милла. Он вошел в список 125 величайших ныне живущих футболистов. Стал послом по особым поручениям президента Камеруна, вместе с ООН борется со СПИДом, поддерживает детско-юношеский футбол страны и помогает ветеранам.

Валерий Непомнящий после Камеруна поработал в Турции, Южной Корее, Китае и Японии. В 1999 году был тренером-консультантом ставропольского Динамо. Прежде чем оказаться на родине, ненадолго принял сборную Узбекистана. Вернувшись в Россию, выступал на телевидении, а в 2008 году подписал контракт с Томью, которую тренировал три года. Сейчас он советник президента по спортивным вопросам в московском ЦСКА. Его тренерский путь вызывает недоумение - почему он не был востребован на родине? Он был автором камерунского чуда, провел операцию по спасению Томи, в его квалификации не было повода сомневаться ни до, ни после работы в Сибири. При этом российские клубы находили причины игнорировать интересного тренера с большим опытом. Как и для большинства игроков, лето 1990 года стало особым моментом карьеры, пиком, близко к которому он больше не имел шансов приблизиться.

Михаил Калинин, Football.ua