Football.ua

Александрово лето

Football.ua вспоминает о периоде, когда состоялась «инаугурация» главного отечественного вратаря современности.
11 June 2011, 17:55
Своя рубашка: События
Пожалуй, ни один великий голкипер украинской футбольной истории не имел стольких конкурентов – оно-то не удивительно, когда выступаешь в составе гранда. Но Александру Шовковскому довелось туго, как никому другому. С одной стороны – распад Союза, смена поколений и неминуемый кадровый поток, с другой – в Украине Динамо оставалось непоколебимым грандом, которому, чтобы заполучить почти любого футболиста в пределах «нэньки» было достаточно поманить пальцем. Добавьте сюда возможность приглашать легионеров (и такие у нас в воротах пробовались) и постоянное пополнение из клубной школы, и вы поймете, что футбольное долголетие Шовковского суть спортивный подвиг, свидетельство высочайшего профессионализма и волевого характера. В многолетней карьере Александра было немало кризисных точек – связанных и с травмами, и с ошибками. Несколько раз его «место под солнцем» оказывалось под большой угрозой. Но, пожалуй, самый главный вызов в своей карьере он с честью выдержал именно в конце лета 1996 года. В чрезвычайно тяжелую и смутную эпоху в истории команды киевского Динамо.
 
Игра в третьего лишнего
 
Талантливейший Саша Шовковский был одним из воспитанников школы Динамо переходных времен – начинал при Союзе, в бой вступал уже в украинском чемпионате. Еще в 18 лет он дебютировал в первой лиге за Динамо-2, а затем на пару месяцев был отряжен в стан аутсайдера второй лиги – столичный ЦСК ВСУ, где под руководством Анатолия Демьяненко успел получить четыре гола в Армянске и Каховке. Лето 1993 года Саша вместе с Ващуком провел в Ниве-Борисфене, только-только выбравшемся из переходной лиги. Именно из бориспольского клуба пару динамовцев и вызовут в молодежку. Это невероятно, но они вполне могли остаться в Борисполе, и лишь в последний момент ребят все же решили вернуть в Динамо.
 
На волне обновления коллектива в конце 1993 года динамовская неоперившаяся молодежь получила шанс заявить о себе в первой команде. Но если Ващуку, Дмитрулину и другим товарищам предстояло искать себя в поле, то Шовковскому за единственное место в воротах выпало конкурировать с целой группой вратарей. Голкиперы сборной Украины Кутепов и Ковтун, легионер Мартинкенас, талантливый Сирота (да-да, будущий президент ПФЛ), заявивший о себе еще в советских молодежках… Последний вскоре уйдет в Верес по зову  Фоменко, литовец год спустя перейдет во Флору, а затем – в Виль. Но ведь оставались Кутепов и Ковтун – отличные и куда более опытные стражи ворот.
 
Поздней осенью 1993 года 18-летний Александр впервые попадет в заявку Динамо, а дебютирует уже в марте следующего года в матче против Кремня. Постепенно Шовковский все меньше будет играть за Динамо-2 и все больше – за основную команду, а в следующем сезоне, из-за травм и ошибок конкурентов, а также по причине ухода Кутепова, юный голкипер будет защищать ворота Динамо в Лиге чемпионов.
 
То было незабываемое зрелище – Бавария и ПСЖ с лучшими форвардами того времени Папеном и Веа, а против них – паренек с забавной стрижкой, по внешности – старшекласник, по стажу – совсем необстрелянный. Но он экзамен выдержал, а пропущенные голы были скорее логическим итогом цепочки командных ошибок, нежели индивидуальным провалом дебютанта евроарены.
 
Но Динамо не терпит хорошего, ему подавай лучшего. Периодически Саша терял место в основе, к нему постоянно подсаживали конкурентов. Вспоминается, как из Кривбасса перетаскивали Воробьева. Как постоянно судачили о каждом вратаре, удачно отстоявшем на Республиканском стадионе. Не выдержал бешеной конкуренции в суперклубе Ковтун (его, кстати, на полном серьезе называют лучшим виденным в жизни кипером многие известные ветераны) и ушел в Ворсклу. С этой командой он еще выстрелит в высшей лиге, причем, как раз по Динамо.
 
А в Киеве на финишной прямой оставались 21-летний Шовковский и на 10 лет старший Кутепов, возвратившийся из Тюмени. Где-то вдалеке в очередной раз маячила перспектива возращения Лобановского. Вот-вот должен был начаться евросезон. Саша и Игорь приступили к финальной схватке, в которой должен был остаться один лишний. А другой – нелишним.
 
Под Полтавой плохо не только шведам
 
Где вы, блюстители растянутого календаря? Летом 1996 года Динамо играло каждые 3-4 дня, и каждый поединок считался судьбоносным. Динамо лихорадило, Сабо нещадно «прессовала» пресса, а 24 июля 1996 года киевляне проиграли дома запорожскому Металлургу. Пропустивший два гола от блестящей команды Томаха Шовковский срочно отправлен на банку, следующие два матча чемпионата на ноль отстоял Кутепов, но венский матч против Рапида не удается ни ему, ни команде (0:2), и уже Игорь оказывается в запасе, а Шовковский выходит на матч против Карпат. Очередная домашняя победа – и снова «Европа нас рассудит». Саша выходит на киевский матч против Рапида и получает четыре досадных мяча – забивают не только чужие, но и свои в свои ворота…
 
Какими же отсталыми мы были! Австрийские болельщики нынче показались бы нам фан-группой второлиговой команды, но тогда по пояс голая братва с австрийским пивасиком и прекрасными фирменными «розами» «впечатляла». «Впечатлял» и «Рапид» – заштатная, в принципе, команда, и в своем чемпионате не бывшая неприкословным авторитетом. Болгарин Иванов с внешностью Сифона и Бороды выглядел на фоне наших Марадоной…
 
Снова в воротах Кутепов, и снова на горизонте Европа. Динамо вылетает из квалификации ЛЧ и попадает в Кубок УЕФА. На матчи против Ксамакса выходит Шовковский. В Киеве мы не забиваем швейцарцам – нулевка, и в Невшатель отправляемся с боевым кличем и заданием побеждать. На деле же в начале второго тайма горим – 0:2, и второй гол – чистой воды импровизация молодого вратаря Динамо. Шовковский отдает мяч соперникам, те раскатывают оборону киевлян и на табло воцаряется совсем унылый счет. Сабо в порыве гнева сразу же меняет Сашу на Кутепова. Над Шовковским нависли, пожалуй, самые серые тучи в его карьере (как писала тогда пресса, его отправили на «исправительные работы» в первую лигу). Но на той же неделе проходит очистительная «гроза», которая смывает былые грехи.
 
29 сентября Динамо едет на очередной матч в Полтаву. Тамошняя Ворскла только что впервые в истории вышла в высшую лигу, на матч против пусть и пристыженного Европой, но все еще гранда, приходит 26 тысяч зрителей. Билеты продаются перекупщиками по 20 гривен при номинале в три. Единственный пустой сектор не заполнен лишь по причине ремонта. Уже на 4-й минуте экс-динамовец Ковтун вынужден вынимать первый мяч – удар Косовского он парировал, но оборона не держит Реброва. Еще две минуты, и – о, сенсация! – счет равный: блестящий пас Кобзаря находит Чуйченко, и опытный форвард бьет мимо Кутепова. Проходит три минуты, навес Косовского и Максимов ударом головой снова выводит вперед Динамо. Казалось, вот тут-то конец Полтаве.
 
Но в том матче почти каждый удар в створ динамовских ворот завершался голом. На 15-й минуте удар Чуйченко головой, на 24-й – изящный удар Кобзаря, на 33-й – шикарный «выстрел» капитана полтавчан Кислова. Четыре мяча в воротах Динамо! В первом тайме! Еще месяц назад два гола запорожцев казались чем-то историческим и неповторимым! В том матче Динамо забьет еще один мяч, но 3:4 команде не простят. Я могу ошибаться, но, по-моему, и до сих пор то озарение Ворсклы остается самым результативным «приветом» в ворота киевских динамовцев в одном матче на внутреннеукраинской арене. Полтава заслуженно пойдет к небывалому – бронзовым медалям сразу же после выхода в элиту.
 
Главное же состоялось уже после воскресного матча. Газеты на следующей неделе огласили, что у Динамо будет новый тренер. Уже не было секретом, что возвращается Мэтр. Уходящий с поста главного тренера киевлян Сабо разразился невероятным по откровенности интервью «Бульвару», где обвинил Кутепова – ни много, ни мало – в сдаче полтавского матча.
 
– А у вас нет такого ощущения, что в некоторых матчах команда сознательно вас «сплавляла», делала все, чтобы вы ушли? – спрашивал Дмитрий Гордон.
– Знаете, парадокс. Иногда я об этом думал. Ну, например, что сделал в Полтаве Кутепов? В этом поступке — ответ на ваш вопрос. Он просто «сдал» игру. С Кутеповым вообще получилось нехорошо, но тут в большей степени я виноват. В том, что не настоял на своем. Вы знаете: у нас было два вратаря — Ковтун и Шовковский. Шовковский, когда женился, очень плохо стоял в воротах. А что касается Ковтуна, то я считал и считаю, что если мы смотрим туда, в Европу, то Ковтун — голкипер не того уровня. Я хотел взять из Динамо-2 Кернозенко или Луценко, у которых есть перспектива. Или же предложил купить Суслова, Близнюка из Кировограда. Вместо этого мне говорят: «Кутепов». Я говорю: «Нет». Через неделю: «Кутепов», я — снова: «Нет». Через месяц: «Только Кутепов», я опять сказал: «Нет».
 
– Чем же, интересно, руководствовался президент клуба, когда настаивал на покупке Кутепова?
– Говорил, что Шовковский молодой, а Кутепов — опытный, что Шовковский будет у него учиться. А я вспомнил слова Лобановского: «Отыгранный материал уже не годится». Я сказал президенту, что Кутепов — давно отыгранный материал, по-настоящему он уже играть никогда не будет. Через два месяца Кутепов появился в команде. И начались наши беды.
 
– Ну, хорошо, в Полтаве он, предположим, «сдал» игру. Заплатили соперники или ждал-недождался, когда вы уйдете?
– Я не могу сказать, почему это произошло. Но если просмотреть запись... Не может быть, чтобы вратарь такого уровня, такого возраста и в таких ситуациях так пропускал мячи. Четыре гола за 31 минуту. Разве бывает такое?! Первый гол: метров 14-х от ворот, идет нападающий сбоку. Вдруг Кутепов срывается с места и падает. И — гол. А опасного момента не было. Второй мяч: головой метров с четырнадцати бьет Чуйченко. Кутепов не реагирует. Третий гол: Кутепов берет мяч, и вроде потом отпускает. А четвертый гол, так даже Лобановский сказал: «Такого быть просто не может». Давайте считать: мяч летит, стоит вратарь. Сколько летит мяч? 3-4 секунды. Руку за это время можно поднять? Можно. Ладно, не успел. Но мяч ударяется в штангу, вниз, верх. Сколько времени? Еще 4-5 секунд. Вратарь может переместиться, коль уж стоит рядом? А вратарь — ноль. Просто стоит и смотрит.
 
…После такого в Динамо больше не играют. Хоть в клубе позже и объявили, что Сабо погорячился, Кутепов в итоге вернулся в Тюмень. А Лобановский, уже просчитывавший формулу третьей команды-звезды, в основе видел именно Шовковского.
 
Молодым везде у нас дорога
 
Времени на раскачку не оставалось. После черного 29 сентября 1996 года и «ссылки» Кутепова динамовцам предстояли важные внутренние состязания, где – доказано на практике – могли дать по носу похлеще «ксамаксов» с «рапидами». 9 октября Шовковский отстоял основное время и овертайм кубкового матча против донецкого Металлурга, выиграв у будущего клуба высшей лиги серию пенальти. Четыре дня спустя он на «ноль» отыграл против Кривбасса в чемпионате – Воробьев, еще недавно приглашавшийся в Киев, получил от разъяренных последними неприятностями хозяев пять безответных голов. 17 октября Динамо снова ехало на кубковый выезд и снова довело дело до пенальти. На этот раз Саша не выручил, и винничане, всего полгода назад проигравшие киевлянам финал Кубка Украины, выбили их из 1/8 финала следующего же розыгрыша.
 
Но для честолюбивого спортсмена Шовковского то, думается, был просто хорошо усвоенный урок. После Сабо пришел Лобановский, всегда отдававший предпочтение молодым перед «изношенными», да и в сборной часы Суслова были сочтены, и ему в качестве бенефиса оставались блистательные матчи против португальцев. Шовковский надежно занял пост №1 в главном клубе страны. В сезоне 1996/97, еще ранней осенью безнадежно проваленном в еврокубках, Динамо и его молодой голкипер прошли боевое крещение на внутренней арене.
 
Еще в том сезоне команда терпела тяжелейшие поражения от заштатных австрийцев и швейцарцев, а уже в следующие год-два то великое Динамо выносило с поля «барселоны» и «реалы». А Шовковский с той поры уступал место в воротах разве что по причинам травм. За его спиной побывали Кернозенко и Филимонов, Рева и вовсе экзотический и эпизодичный Жермуни, а также Марущак, Луценко, Худжамов, Рыбка, не говоря уже о менее известных персонажах. И даже сейчас, в 36 лет и при всех талантливых и не очень конкурентах, именно Александр остается главной надеждой на спокойствие в динамовских «тылах». И на поле, и вне него.
 
Артур Валерко, специально для Своей Рубашки