Football.ua

Франция. Как казаки с мушкетерами в футбол играли

Спецпроект Своя рубашка вспоминает историю украинских футболистов во Франции (окончание).
10 October 2012, 12:24
Своя рубашка: События
Первая часть 

Нашого цвіту – по всьому світу, не так ли? Вот мы и решили посмотреть историю выступлений украинских легионеров за границей – «прошерстить» все с пристрастием, включая малоизвестные факты и спорные теории, реальные достижения и большие разочарования. Начать решили из Франции – страны, где выходцы с Украины появились давно и достигли немало.
 
Агенты влияния
 
Второй Платини
 
Судьба немало сводила нашего Заварова со знаменитым Платини. В Юве он пришел на место трижды владевшего Золотым мячом француза (кстати, гегемонию Мишеля в опросах Франс Футбола прервал как раз советский игрок – Беланов, а в СССР в том году лучшим признали Беланова). А когда в Турине не срослось, Платини сыграл не последнюю роль в том, что Заваров ушел из Ювентуса именно в Нанси, а не в какой-то другой (быть может, более сильный) клуб.
 
Под руководством Эме Жаке (да-да, того самого, что позже приведет Францию к победе на чемпионате мира) только что вышедшая в элиту команда чудом избежала вылета, финишировав на 17 месте. Но в следующем сезоне, когда пришел новый тренер и существенно изменился состав, Нанси досталась последняя, 20-я строчка в турнирной таблице. Кстати, состав команды в те года был отнюдь не самым слабым в лиге – кроме Заварова, играли молодые Лилиан Мартен, Эрик Рабесандратана, Ненад Стойкович, Франк Гава, поляк Рышард Тарасевич, португалец Афонсо Мартинш, позже подтянулись тунисец Али Бумнижель, марокканец Мустафа Хаджи и будущий соперник Динамо по ЛЧ – Тони Верель. Ключевым моментом для тогдашнего Нанси стала отставка вице-президента Платини и тренера Жаке в 1991 году. В следующем году Заваров пропустил треть сезона (как писали тогда – из-за несложившихся отношений с новым руководством), а когда вернулся в состав – положение команды уже было безнадежно подорвано.Под руководством Эме Жаке (да-да, того самого, что позже приведет Францию к победе на чемпионате мира) только что вышедшая в элиту команда чудом избежала вылета, финишировав на 17 месте.
 
На протяжении 1990-95 годов Заваров провел за Нанси 134 матча, забил 23 мяча. Остался верен команде даже после вылета с элиты, а когда в 34 года завершил карьеру в клубе – начал тренировать клуб Сен-Дизье, находящийся в городке вблизи Нанси. Именно в этом низшелиговом клубе он постиг первые тренерские уроки, иногда помогая команде и на поле. А вот Нанси после ухода Заварова преобразился (отлично поработал Ласло Болони) и со временем возвратился в Лигу 1.
 
«Ненашенский»
 
Уроженец села Марковки Одесской области, Игорь Добровольский считался одним из ярчайших игроков нового поколения советского футбола. В 21 год завоевал «золото» Олимпиады, в 23 – стал чемпионом Европы среди молодежи и лучшим футболистом года в СССР. В конце триумфального 1990 года заключил контракт с Дженоа, но заиграть там не смог – клуб подписал его вне трансферного окна и отправил в аренду в скромный испанский Кастельон. Там, а затем – и в швейцарском Серветте, он отыграл очень ярко, попал в поле зрения грандов, но был возвращен в Геную, где потерял время, не сумев побороться за место в составе. Перспективного игрока подхватил не кто-нибудь, а сам марсельский Олимпик.
 
Блистательная команда Раймона Гуталса – Бартез, Англома, Боли, Ди Меко, Созе, Десайи, Дешам, Айю, Бокшич… Ей в том сезоне покорился Кубок чемпионов, и украинский молдаванин с российской сборной даже оказался причастным к тому триумфу, выйдя в стартовом составе ОМ на первый матч против московского ЦСКА. Но тем он и ограничился – заиграть в Марселе не удалось. На 58-й минуте матча Лиги чемпионов в Москве его заменил Дюран, матч закончился со счетом 1:1. Во Франции же Игорь на поле не вышел, а хозяева разнесли российскую команду – 6:0.
 
Всего за Марсель Добровольский в сезоне 1992/93 отыграет 8 матчей, забьет один гол. Затем возвратится в московское Динамо и предпримет еще пару попыток заиграть за границей, но уже в других странах.
 
Корейский
 
Воспитанник карагандинского футбола Эдуард Сон сделал себе имя в Днепре. И в свои 27 лет чемпион СССР, казалось бы, мог рассчитывать на лучшую партию, чем скромный Газелек Аяччо. Но Днепр польстился на 35 тысяч долларов отступных и организованные французами загрансборы, сам же футболист, как и все в СССР, не был изощрен в бизнесе и расклада не понимал. Его новый клуб прозябал во втором дивизионе, и приход известного советского игрока стал для него неожиданным подарком. Вскоре же разочаровался сам Эдуард, оставлявший бедствующий СССР в надежде на нормальную жизнь за границей – его клуб особыми амбициями не страдал, и человек, раньше боровшийся за высокие места и еврокубки, здесь был обречен затеряться. В первом сезоне Сона мучила травма, что не помешало ему забить несколько мячей, во втором он стал лучшим бомбардиром команды, но Газелек потерял про-статус.Воспитанник карагандинского футбола Эдуард Сон сделал себе имя в Днепре
 
Помня, как с ним обходились во время болезни, Эдуард не рискнул окунуться с корсиканцами в дебри аматорского футбола и перешел в команду Перпиньян с южного каталоноязычного региона Франции. С 14 голами Сон помог команде выйти во второй дивизион, ушел в отпуск, а когда возвратился – узнал, что денег на профессиональную лигу у клуба нет. К сожалению, как раз перед этим он успел подмахнуть с клубом контракт, поэтому даже его импресарио – именитый в недавнем прошлом Доменик Рошто – не сумел вытащить Эдика с этого клуба. Вместо Дюнкерка, Лаваля и Тулона он уехал в Руан, где поигрывал до 34 лет и начал свой текстильный бизнес.
 
На протяжении 1991-93 годов Сон забил за Газелек 12 голов в 32 матчах второго дивизиона. Его дальнейшая карьера проходила вдали от большого футбола.
 
Травмированный
 
Заслуженный мастер спорта СССР Павел Яковенко отбыл на Запад в неполные 28 лет, но уже не мог особо помочь своему новому клубу – Сошо. Талантливейшего полузащитника мучили травмы, из-за которых он пропустил большинство матчей команды. Потерял, прямо скажем, немного – клуб из Монбельяра звезд с неба не хватал, в первом сезоне с советским украинцем финишировав на 16-м месте с 20, во втором – на 14-м.Заслуженный мастер спорта СССР Павел Яковенко отбыл на Запад в неполные 28 лет
 
Под руководством югослава Сильвестра Такача (кстати – он русинского, украинского происхождения) за шесть лет до появления Яковенко Сошо вышло в Лигу 1 и почти сразу же добралось до финала Кубка Франции. На время прихода украинца в команде играли известные югославы Фарук Хаджибегич и Мехмед Баждаревич, молодой Франк Сильвестр (уже привлекавшийся в национальную команду страны), впечатляющий бомбардир Ален Кавелья, позже пришли и другие сборники – поляк Роман Шевчик и голландец Хенк Вос.
 
В итоге, за полтора года Павел сыграет за Сошо 6 матчей, забьет 1 мяч. В истории скромного клуба Яковенко останется как один из немногих надевавших футболку клуба игроков, поучаствовавших в чемпионатах мира и выигрывавших еврокубки.
 
Скандальноизвестный
 
Левицкий отыграл много ярких матчей за Таврию, но внимание французских скаутов привлек лишь в новороссийском Черноморце. Французский Сен-Этьен как раз открыл русский вектор в своей трансферной кампании – был приглашен герой Сен-Дени Панов, а следом за ним боссы зелено-белого клуба обратили взоры и на Левицкого. Его купили за миллион долларов и планировали использовать как основного голкипера. В принципе, и сам Максим не подкачал – в субботу отстоял матч за Черноморец против Сатурна, в понедельник прибыл в Париж и присоединился к новой команде, а во вторник, 18 июля 2000 года, уже стоял в воротах Сен-Этьена, игравшего против ПСЖ.
 
Все шло хорошо. Даже слишком хорошо. В декабре прогремел скандал о поддельных паспортах, который непосредственно зацепил и украинца – какие-то околофутбольные дельцы сделали Максиму греческий паспорт, а бразильцу Алексу – португальский. С ними они и играли, не числясь легионерами, пока дело не вскрылось и не набрало серьезный оборот (Тулуза, проиграв матч, подала апелляцию – ее возглавлял Робер Нузаре, до того работавший именно в СЭ и лично приглашавший Макса). Ошарашенного Левицкого возили по допросам и даже на пару дней сажали в следственный изолятор. Дело кончилось тем, что футболистам дали по 4 месяца дисквалификации, организовывавших махинацию функционеров судили, президента клуба на год отстранили от футбола. Вместо хорошей карьеры в Лиге 1 Максим вынужден был возвращаться в Россию – на этот раз в Спартак. К сожалению, вышло с корабля на бал с негативным оттенком – москвичи обескуражили Лигу чемпионов отвратительной игрой и, не выиграв ни одного матча, заняли последнее место. Зато в 2001 году Максим дебютировал в сборной Украины, из-за травмы Шовковского имея неплохие шансы надежно занять пост №1. Но его последний, шестой в том году, матч пришелся на приснопамятный плей-офф с немцами. Те 1:4 и стали последней точкой в его международной карьере.
 
Всего за один из самых титулованных клубов Франции Левицкий отыграл 14 матчей, пропустил 17 голов. Кстати, после паспортного скандала сСен-Этьена сняли 7 очков, и клуб в итоге вылетел с Лиги 1.
 
Раскрученный
 
Сборная Украины в 1998-99 годах производила не меньший фурор, нежели Динамо – вдумайтесь, в матчах с действующими чемпионами мира и грядущими – Европы, мы ни разу не проиграли, а могли бы и выиграть, если бы в дуэлях с Бартезом Шевченко и Скаченко были поточнее, да порасторопнее. Если Шева в то время уже делал свою звездную карьеру в Милане, то Скаченко после азиатских странствий только обретал себя в московском Торпедо. Его приметил Метц, и в последнем туре чемпионата Франции-1999/00 Сергей вышел на последних 20 минут матча против Монако. И надо же – спас для своей команды ничью, забив тому самому Бартезу!
 
Вот только в дальнейшем Скаченко не смог продолжить в таком же духе. В последнем матче за Торпедо перед уходом во Францию он сломал палец, дальше замучила спина. А когда за спиной конкуренты в виде экс-ювентини Падовано, югослава Йестровича, вскоре прославившегося Саа – не до болячек. Сергею было тяжело бороться за место в основе, он побывал в неплохой командировке в Швейцарии и Японии, а после завершения контракта отбыл восвояси.
 
Всего за Метц игрок сборной Украины Сергей Скаченко забил 6 мячей в 38 матчах. При нем клуб ходил в середняках с креном вниз, а в 2002 году, когда заканчивался строк договора с украинцем, и вовсе вылетел с Лиги 1.
 
Несостоявшийся
 
В 2006 году его имя стало одной из самых громких сенсаций: парень, и в Украине толком не игравший, оказался в самом Марселе! Дмитрий Непогодов, а речь, конечно же, именно о нем, принадлежит к тому, немногочисленному, к сожалению, числу наших футболистов, которые сами пробовали устроить свою судьбу за границей. Воспитанник киевского Динамо, он в старших классах перешел в школу на Отрадном, чтобы иметь больше шансов оказаться на виду. В 17-18 лет побывал на просмотре во многих клубах: с Шахтером даже съездил на Кубок содружества (выйдя на замену в матче против туркменов на 71-й минуте при счете 5:0, успел пропустить гол), побывал в Таврии, Оболони, донецком Металлурге. Параллельно не без успеха играл за юношескую сборную, в составе которой выступал на питерском Мемориале Гранаткина. В 2006 году 18-летний вратарь отправился в тренировочный лагерь перспективных футболистов во Франции, где и приглянулся Олимпику. Он пробыл в Марселе два года, успел подписать про-контракт с командой и даже был в ее заявке на всех турнирах. Но пробиться за широкую спину Стива Манданда он не сумел: так и не сыграв ни одного официального матча, вынужден был искать себе новую команду. Дмитрий побывал во многих клубах Франции, а также в турецком Фенербахче и румынском Оцелуле, но в итоге летом 2009 года присоединился к донецкому Металлургу, который тремя годами ранее отказывался предоставлять ему контракт…
 
Что имеем в итоге?
 
Во Франции играло немало украинцев, но среди них никому не удавалось по-настоящему взойти на вершину тамошнего футбола. За скобки вынесем Игоря Добровольского – и потому, что на международном уровне этот уроженец Украины представлял Россию, и потому, что чемпионство 1993 года, к которому он приложил свои 8 матчей и 1 гол, в итоге было упразднено из-за скандала вокруг Тапи и Валансьена. Еще пару раз уроженцы Украины и диаспоряне были за шаг от кубка. Самым успешным украинским легионером во Франции следует признать Заварова – хотя он и его Нанси не могли претендовать на титулы, украинец в составе этой команды немало поиграл в высшей лиге и в итоге стал уважаемым игроком клуба.
 
Артур Валерко, Football.ua