Football.ua

Полянский: "Мы играем для Мариуполя, а не для Донецка"

В 2002 году 15-летний Алексей Полянский коренным образом изменил свою судьбу, переехав из Донецка, где он тренировался в местном училище олимпийского резерва, в Луганск.
21 January 2012, 09:20
Своя рубашка: Откровенно
Было это на последнем году обучения. В 2003 году он не прошел просмотр в дубле донецкого Металлурга и начал играть за команду родного города Авдеевка на чемпионат Донецкой области. А уже спустя три с половиной года, в зимний антракт сезона 2006/2007, Полянский подписал пятилетний контракт с донецким Шахтером. О стремительном развитии карьеры, "ветреном" возрасте и перспективах все же закрепиться в Шахтере мы и поговорили с Алексеем.
 
«В команде появилось больше эмоций»
 
- Алексей, ваша нынешняя команда Ильичевец после ухода Яремченко буквально преобразилась на глазах и начал побеждать. Насколько это связано со сменой главного тренера?
 
- В первую очередь это связанно с тем, что команда стала более раскованной. Не последнюю роль тут сыграло и то, что Игорь Леонов молодой специалист - футболисты начали чувствовать себя более раскованно, а в игре и тренировочном процессе появилось больше эмоций.
 
- Что же тогда не получилось у Валерия Яремченко?
 
- Вы не забывайте, что накануне чемпионата команду пополнило сразу пять-шесть футболистов, причем все под основной состав. Естественно, что сразу даже такому опытному тренеру, как Яремченко сложно было наладить все игровые связи. Но если смотреть объективно, то играли мы неплохо и при Валерии Ивановиче, просто новому наставнику удалось игру трансформировать в положительный результат.
 
- Леонов сильно отличается от Яремченко? Разница в тренировочном процессе большая?
 
- Практически разницы нет. Просто, как я уже и говорил, появилось больше эмоций, которых не было раньше.
 
- Во время трансляции одного из матчей Вадим Евтушенко назвал вас королем отбора. Согласны с этим утверждением?
 
- (смеется) Это, наверное, было в игре против Александрии, мы тогда с Колей Ищенко в центре обороны неплохо сыграли. Ну, а если не отбирать, то как тогда играть? Могут полную сетку наколотить! Король говорите? Ну, мы же тогда все равно пропустили. Хорошо, что ребята сыграли до конца и вырвали победу в таком важном матче. Я бы даже назвал его переломным в какой-то мере.
 
«В дубль донецкого Металлурга попал, играя на чемпионат области»
 
- Когда учились в футбольной школе, наверное, много времени уделяли отбору мяча?
 
- Когда я учился в донецком УОР я был нападающим (смеется).
 
- А расскажите немного о своих детских занятиях футболом. Вы начинали тренироваться в донецком УОР, а потом перебрались в Луганск. Почему?
 
- Там была команда Голеадор, которая вернулась как раз из Москвы* и уровень подготовки там был значительно выше, чем в донецком УОР. Мне предложили поехать попробовать себя, и я просто не мог не воспользоваться шансом, повысить свой профессиональный уровень.
 
* Это очень кратко, а на самом деле там была целая детективная история с созданием этого детского ФК, который тренировался на олимпийской базе в подмосковном Подольске. Туда свозились талантливые ребята со всего СНГ. В частности вместе с Владимиром Малыгиным в Подольск уехала практически вся академическая группа СДЮШОР Заря. Правда потом команда вместе с тренером вернулась. Было это в 2002 году. Как раз тогда там оказался и Алексей Полянский.
 
- Когда закончился период детского футбола, как вы дальше трудоустраивались?
 
- Это был 2003 год. Я сразу же поехал на просмотр в дубль донецкого Металлурга. Там тренерами тогда Севидов и Дорохов работали. Но я им не подошел и начал тренироваться самостоятельно, потом играл за родную Авдеевку на чемпионат Донецкой области. Вот играя на кубок области, я и обратил на себя внимание помощника Александра Дорохова, который в то время уже был главным тренером дубля. В дубле как раз был новый набор и меня пригласили на просмотр. В итоге просмотр я прошел, и вот так постепенно началась моя карьера. 
 
Пройдя школу второй лиги играя за Металлург-2, пообтесавшись в дублирующем составе в последних играх сезона 2004/05 Полянский начал выходить в матчах элитного дивизиона. Крестным отцом в этом плане стал для него Виталий Шевченко, сменивший на посту главного тренера Славолюба Муслина. Это было время, когда легионеров в команде было больше, чем за всю последующую историю.
 
«Яя Туре делал все не напрягаясь»
 
- Алексей во время вашего дебюта в первой команде донецкого Металлурга там было несметное количество легионеров разных мастей. Смотрели на них с открытым ртом?
 
- Конечно! Представьте себе - я молодой и вокруг такие асы - Яя Туре, Джамараули...
 
- Глядя на Яя Туре, могли себе представить, что это будущий футболист Барселоны?
 
- Честно говоря, нет, хотя его отличало от большинства футболистов то, что практически все на поле он делал легко, не напрягаясь. Было видно, что в нем еще много запаса есть.
 
- На каком уровне происходило общение наших футболистов с легионерами?
 
- На нормальном. Семьями, конечно, не дружили, но и группировок тоже не было. Ровно все между собой общались.
 
- В сезоне 2006/07 с командой работали три иностранца (Алонсо, Ко Адриансе, Джос Дарден), а перед этим еще и Славолюб Муслин был. Кто из них вам больше всего запомнился, с кем комфортнее работалось?
 
- Я просто тогда в таком возрасте был, что мне, в первую очередь, надо было молча работать, доказывать свою профпригодность, набираться опыта, а не раздумывать, с кем работать комфортнее.
 
Сезон 2006/07 стал последним для Алексея Полянского в футболке донецкого Металлурга, отыграв первый круг, зимой он подписал пятилетний контракт с донецким Шахтером.
 
«Сначала мной интересовалось московское Динамо»
 
- Приглашение от Шахтера было для вас неожиданным?
 
- Честно говоря, да. Я на тот момент был еще очень молодой и психологически не был готов к Шахтеру, как могу судить уже сейчас. Но внимание со стороны такого клуба было очень приятным и в определенной степени показывало, что я на кое-что способен.
 
- Ходила также информация, что вами одновременно с Шахтером интересовалось московское Динамо?
 
- Москвичи интересовались мною чуть раньше. Они приезжали, смотрели на меня в одной из игр чемпионата, по-моему, мы с ФК Харьков играли... Но, честно говоря, игра у меня тогда не пошла: начал я на позиции опорного, потом меня передвинули на правый фланг защиты... Короче дергано все как-то вышло. После этого интерес со стороны россиян пропал, а уже через две недели я подписал контракт с Шахтером.
 
- Меня всегда интересовало, зачем подписывать такие длительные контракты, ведь в случае, если что-то пойдет не так, ты оказываешься в обстоятельствах, где от тебя ничего не зависит.
 
- Ну, вы мне скажите, какой молодой человек будет просчитывать какие-то другие варианты, кроме как прийти в команду, и триумфально завоевать место в основном составе? Если ты изначально подписываешь контракт, не веря в себя, то зачем тогда вообще переходить в эту команду. Вот так и я - верил в себя.
 
- Ладно, почему тогда не получилось стать своим в Шахтере?
 
- Тут я могу честно признаться, что большая часть вины лежит на мне. Слишком легкомысленно я отнесся к этому шансу. Говорю ж - молодой был.
 
«Вещи, о которых ты раньше не мог даже мечтать, становятся реальными»
 
- Ну, это какая-то напасть всех наших молодых игроков. Первые деньги надолго выбивают из колеи.
 
- Тут чисто психологический момент. Зарплаты большие, футболисты в достаточно юном возрасте начинают зарабатывать много денег и очень сложно держать себя в рамках. Вещи, о которых ты раньше не мог даже мечтать, становятся реальными. Если, к примеру, семья у ребенка была благополучная, обеспеченная, то все может пройти и без эксцессов. Но бывает, что ребенок в детстве мало видит, мало получает, а потом не может остановиться. Через это проходят все - кто-то удачно, кто-то нет. Кто-то возвращается на правильную дорогу, а для кого-то карьера заканчивается.
 
- Что у футболиста в это время в голове твориться?
 
- Большинство думает, что все будет нормально, что небольшие поблажки, нарушения режима пройдут бесследно. А думать надо о том, что твоя безответственность влияет не только на тебя, но и на партнеров по команде. Ты халатно отнесся к своим обязанностям, команда проиграла, и футболисты не смогли заработать для своих семей деньги. Точно так же болельщики платят деньги, приходят на стадион, болеют, а ты  делаешь непонятно что. Вот об этом нужно думать, это то, что нормального человека может вернуть на правильную дорогу.
 
- Тренеру по силам помочь футболисту в этой ситуации?
 
- В какой-то мере да, но в основном все зависит от игрока и его самолюбия.
 
- Помните, о чем говорили с Луческу при вашей первой встрече?
 
- Да ничего такого. Он мне сказал, что он как игрока знает меня плохо и будет принимать решение по поводу моих перспектив в команде уже в процессе. Сказал, чтобы я работал, доказывал.
 
- Объективно говоря: справедливо, что вы в Шахтере практически не играли?
 
- Поначалу играл, а потом в игру вступили факторы, о которых я вам уже рассказывал.
 
«Верю, что еще могу претендовать на место в Шахтере»
 
- Несмотря на неудачный опыт, вы переподписали контракт с Шахтером до 31 декабря этого года. Зачем? Верите, что сможете еще заиграть в составе горняков?
 
- Представьте себе да! Во время переподписания контракта я поговорил с президентом, и он меня убедил, что при соответствующем отношении я смогу претендовать на место в составе.
 
- Говорили себе хоть раз, что подписав контракт с Шахтером, совершили ошибку?
 
- Это с какой стороны посмотреть. Где бы я еще отработал так игру в отборе, если не в противостояниях с техничными бразильцами Шахтера? В любом случае опыт я получил огромный, даже тренируясь рядом с игроками такого высокого уровня. Не говоря уже об огромном жизненном опыте.
 
- Не закрепившись в Шахтере, вы ушли в аренду в Ильичевец, но там тоже не смогли стать игроком основы...
 
- Скажем так, тогда мой "ветреный период" все еще продолжался.
 
- Первая команда, в которой вы снова заиграли на полную катушку после донецкого Металлурга, была луганская Заря. Там вы и с Езерским в центре играли, и опорного. Где вам вообще удобнее?
 
- Честно говоря - без разницы. Я за свою карьеру поиграл везде и специфику каждой позиции знаю хорошо. Просто играть последнего защитника ответственнее.
 
«Не понимаю, как можно отворачиваться»
 
- Когда Яремченко приезжал с молодыми футболистами Шахтера в Мариуполь прошлой зимой, фанаты были негативно настроены и скандировали "Мы не Шахтер-3". Сейчас вы на себе не ощущаете такого негатива?
 
- Это вы на мою "мозоль" наступили. Я считаю так - болельщики должны болеть за команду всегда. Где бы она ни играла, и кто бы в ней не играл - болельщики должны поддерживать ее. Да и, в конце концов, какая разница, откуда мы приехали? Мы же не для Донецка играем, а для Мариуполя! И поверьте, мы за своих болельщиков точно также переживаем, как и они за результаты команды: нормально ли они добрались, будут ли они нас поддерживать... Поэтому, когда болельщики поворачиваются спиной - мне этого не понять.
 
- Как вам, к примеру, такой аргумент: футболисты зарабатывают большие деньги, но проигрывая, не отрабатывают их.
 
- Ну, я же не виноват, что кто-то выбрал себе одну профессию, кто-то другую. Пускай такие люди тогда попробуют повкалывать физически, как мы. На зимних сборах к примеру. Футбол - это тяжелейший физический труд, который здоровья отнюдь не добавляет. Повторюсь, мы стараемся, выкладываемся на поле, но не всегда все зависит от нас - есть разные факторы, влияющие на игру, и если мы проиграли, это не означает, что мы не выкладываемся.
 
- Ильичевец находится в середине турнирной таблицы. Кем команда себя ощущает - борцом за выживанием или претендентом на еврокубки?
 
- Я считаю, что каждый человек способен на многое, и если каждый из игроков нашей команды выжмет из себя максимум, то попасть в еврокубки вполне реально.
 
Александр Озирный, специально для Football.ua