Чрезвычайный и уполномоченный
Football.ua представляет в рамках спецпроекта Своя рубашка портрет одного из самых выдающихся футболистов в истории Шахтера.
8 September 2011, 19:18
Своя рубашка: Личности
Есть игроки, заполняющие собой все пространство – о них много говорят, они постоянно на виду. Но если приглядеться – своим мерцанием они лишь создают фон для настоящих свершений. А уж те самые, исторические победы творят игроки куда скромнее, незаметнее – эдакие "чрезвычайные и уполномоченные" по сенсационным победам. Наш сегодняшний герой Сергей Попов – как раз из таких игроков: молчит-молчит, а уж если выстрелит!.. Впрочем, его подвиги ратные – и есть суть нашей дальнейшей беседы.
Извилистый путь в Шахтер
Уроженец Макеевки Сергей Попов с юных лет занимался в Шахтере. Сначала под руководством детского тренера П.А.Пономаренко в клубной школе, затем – в группе подготовки, дубле. В 17 лет он оказался в дублирующем составе, но даже там пробиться было непросто. На Донбассе наблюдался настоящий футбольный бум, обновленный Шахтер с кучей талантов пусть и не блистал, но привлекал свежестью. В 1989 году юный Попов решается сойти на околичные пути – переходит в команду Новатор из соседнего Мариуполя, которую тренировал легенда Шахтера, Николай Головко, а рядом с другими опытными игроками на поле выходили и знаменитые Горняки Валерий Рудаков и Алексей Варнавский. Играя рядом с мастерами, которых раньше видел разве что с трибун и в телетрансляциях, Попов почувствовал настоящий, взрослый футбол. По ходу сезона Головко сменил на посту главного тренера молодой Керман, но результатов команды это существенно не улучшило. Новатор, хоть и имел в составе таких звездных игроков, финишировал на последнем, 27-м месте украинской зоны второй союзной лиги.
Когда же пришла пора отслужить в армии, на Попова положил глаз киевский СКА, нашпигованный лучшими украинскими игроками 1970-72 годов рождения. Под руководством Качкарова в столице советской Украины собра лись Колесников, Ногин, Механошин, Волосянко, Евглевский, Горшков, Омельчук, Пантилов, Надуда, Ульяницкий, Гащин, Мызенко… Что не имя – то заметный след в истории украинского футбола. Но даже в такой компании Попов не затерялся – играл регулярно, успел забить пару голов. А уже по ходу последнего в истории чемпионата СССР 20-летнего Сергея пригласила другая второлиговая команда – винницкая Нива. Там под руководством Томаха играли ветераны калибра Шария и юные, перспективные ребята – например, будущий многолетний лидер винницкой команды Леша Рябцев или же всем известный, в то время – 17-летний, Виталий Косовский, пришедший в Винницу параллельно с нашим героем.
Хотя по ходу сезона Сан Саныч ушел из Винницы, команда все же не скатилась и закончила сезон на высоком 5-м второлиговом месте. Попов, начавший сезон в защите, продемонстрировал то свое качество, которое в дальнейшем будет выгодно отличать его от коллег по амплуа – прекрасное голевое чутье, отличную игру на втором этаже, умение подыграть партнерам и участвовать как в оборонных, так и наступательных действиях. В том сезоне Сергей записал в свой актив целых 7 голов. Вот только в условиях появления нового государства и временного безвластия молодому Грозному, принявшему штурвал управления командой, не удалось удержать основных ребят. Вскоре ушел из команды и он сам. Попов, проведший великолепный сезон, был нарасхват: можно было оставаться в Ниве, которой надлежало дебютировать в украинской высшей лиге, звали и другие команды. Но как только Яремченко предложил вернуться в Донецк, все остальные варианты отпали.
Молодой лидер молодой команды
В Донецке Попов уже не застал былых звезд – Канчельскис, Онопко покоряли стадионы других стран, засобирался за границу Щербаков. Но такова уж особенность Шахтера Яремченко: на место ушедших быстро приходили новые лидеры. И вот уже заблистали Ателькин с Ребровым, Шутков с Мартюком, которым помогала старая гвардия – Ященко, Драгунов, Погодин. Перейдя из Винницы с Беличенко, Сергей сразу же завоевал место в основе, в тяжелых матчах против Эвиса и Торпедо он даже отличился голами.
С титулами тому Шахтеру не везло. В чемпионате команда лишь раз поднялась выше 4-го места, а Кубок 1995 года еще долго оставался ее самым значимым достижением (наш герой, кстати, в финале против Днепра был заменен еще в первом тайме по причине травмы). Зато в сборной многие Горняки проявили себя очень удачно. Попов, например, дебютировал в ней 27 апреля 1993 года в Одессе, будучи единственным представителем Шахтера и отыграв весь матч против Израиля. В том году 22-летний игрок отыграл в сине-желтой форме 6 матчей, в последнем из них забив единственный и победный гол в ворота Фриделя в товарищеском матче против США. Будущий участник финального турнира чемпионата мира был весьма удивлен резвостью новой сборной – мы ведь той осенью выиграли у янки оба спарринга. Кстати, с той поры Сергей стал основным игроком национальной команды Украины. И, в отличие от многих других игроков, никогда не считал для себя зазорным играть за нее – и когда играл в украинских клубах, и в заграничных.
Но жизнь в Украине в первой половине 1990-х не располагала к стабильности. В Шахтере ситуация также не отличалась от общегосударственной – резонансное убийство президента клуба, непонятные уходы-переходы… Попов же хотел того самого равновесия. Когда клуб не смог гарантировать ему выгодного нового соглашения, 25-летний универсал решил ехать з а границу. Учитывая, что он только оклемался после ряда травм и потери формы, это было смело и неожиданно.
В начале славных дел
Садыринский Зенит встретил Попова отличным коллективом: были здесь и молодые игроки (Березовский, Боков, Давыдов, Игонин, Зубко, Кулик), и состоявшиеся мастера типа Дмитриева или Хомухи. Команда только что поднялась из первой лиги и потратила сезон на то, чтобы закрепиться в "вышке". Тем не менее, чувствовался потенциал, и было понятно, что этот Зенит вскоре выстрелит. Но то было только начало славных дел. В конце сезона, в котором Попов играл регулярно в основе, Садырин принял ЦСКА, а в Питере появился Бышовец. К сожалению, сразу же начать доказывать уровень при новом тренере не удалось – уже в начале сезона Сергей перенес операцию на паховых кольцах, несколько месяцев истратил на реабилитацию. К счастью, Бышовец дал игроку оклематься, и до конца сезона украинец успел отыграть еще с десяток матчей. А в последнем матче сезона передал результативный привет питерцам – в Нижнем Новгороде, когда Зенит проигрывал тамошнему Локомотиву – 0:2, именно Попов забил в конце первого тайма гол "в раздевалку". В итоге, гости спасли матч.
После гола в последнем матче за Зенит Попова ожидала самая настоящая дилемма: президент питерского клуба Мутко предлагал продлить контракт, наставник Динамо и старший тренер сборной Лобановский тоже хотел видеть в своем составе игрока-универсала. Но все решил звонок из дома – Яремченко снова звал в Шахтер, и Попов во второй раз вернулся в родной клуб. В Санкт-Петербурге тем временем подбирался тот самый коллектив, который два года спустя выиграет Кубок России, вернув Зениту подзабытый вкус побед. Горшков и Спивак, Кульков с Вернидубом, Свистунов, Попович, Герасимец, Панов…
Растущий гранд
Если Зенит больше держался в середине турнирной таблицы и не помышлял о больших достижениях, то Шахтер вовсю готовился к свершениям. Молодой президент Ахметов перепробовал все возможные рецепты успеха: с Яремченко команда "прописала" в Донецке серебряные медали, для которых нередко добывала кубковую "тару". Затем пришел хорошо знакомый Попову Бышовец с новыми методиками работы, к сожалению, не возымевшими эффекта в Шахтере. По-настоящему Шахтер оперился уже при Викторе Прокопенко: в тяжелой ситуации, когда даже второе место еще надо было отстоять, команда вырвала путевку в квалифайн Лиги чемпионов, а затем и пробилась в групповой этап. Еще недавно Шахтер проигрывал всяким Лиллестремам, Брюгге, Биркиркарам, Цюрихам и Родам, а тут – Лацио, Арсенал, звезды, которых можно было увидеть разве что по телевизору!
Попов постоянно играл в сборной, которая тоже значительно прибавила и только из-за какой-то магии плей-оф не могла пробиться на континентальные или мировые турниры. Он рос вместе с командой, а его голы стали фирменным знаком успеха – все они забивались в матчах, выигранных Украиной. Причем, забивал их Сергей в прямо-таки эпохальных поединках. Например, конец 1996 года – еще не было, напомню, "реконкисты" Динамо Лобановского, Украина оставалась статисткой в европейском футболе. К нам приезжает Португалия с Фигу, Руи Коштой, Фернандо Коуту, Витором Баия. Но уже на четвертой минуте матча Попов перехватывает мяч еще на своей половине поля, тянет его, отдает направо давнему знакомому – Зубову. Гена бьет, не входя в штрафную, а Витор не находит ничего лучшего, чем отбить прямо на Попова. Сергей ныряет "рыбкой" – получите, распишитесь. Тот матч мы выиграли – 2:1. Или же 1998 год, первый тур в "группе смерти", в Киев приезжает Россия, снова начало матча. Ребров исполняет штрафной справа, Шевченко в каком-то непонятном кульбите продлевает передачу пяткой, а там, на дальней штанге, Попов опережает опекуна и открывает счет. Итог общеизвестен – 3:2.
Потихоньку, путем проб и неудач, налаживались дела и в Шахтере. Прокопенко вывел команду в Лигу чемпионов, а для обеспечения "золота" в команду был приглашен самый настоящий иностранец – итальянец Скала. Он принялся реформировать дела донецкого клуба и сразу же своим решением передал капитанскую повязку от Попова молодому Тимощуку. Решение, скорее, психологического плана, но свой результат оно возымело. Команда, в которой рядом с более опытными Поповым, Зубовым, Старостяком заправляли и молодые Тимощук с Воробьем, таки добилась своего. И не просто завоевала чемпионство, но и в финале Кубка Украины в красивейшем матче обыграла Динамо (кстати, один из голов записал на свой актив именно наш герой; Динамо он забивал в своей карьере неоднократно, и нередко Шахтеру удавалось огорошить столичных соперников ничьими, а то даже и победами).
Как признавался позже Попов, тот дубль стал одним из главных событий в истории клуба, к тому же снявшим с плеч игроков большой груз. Дальше Шахтер, добившийся признания в Укра ине, искал возможности вырасти и в Европе. Если с немцем Шустером не очень получилось, то Луческу оказался подходящей кандидатурой для европейского прорыва. Вот только 32-летний Попов той команде уже не мог помогать так, как раньше – и возраст поджимал, и травмы все чаще давали о себе знать.
Как будто в Зените
Понимая, что дни игрока в Шахтере сочтены, Яремченко снова сыграл в судьбе Попова свою роль. Возглавив запорожский Металлург, он пригласил на подмогу проверенного опытного бойца. И снова, как и в Петербурге, готовился сплав молодости и опыта. Попов, рядом с которым были другие дончане – Кривенцов и юный Чигринский, играл рядом с Демченко и Шищенко, Максимовым, Лучкевичем, Любарским, латышом Лобаневым и белорусом Штанюком. А рядом росли Алиев, Силюк, Невмивака, Модебадзе, Годин. Как в свое время в Зените, в Металлурге при Попове тоже сменился тренер – пришел Грозный, который, видимо, решил сделать ставку на более молодых и расстался с опытным Поповым. Так в 34 года Сергей оказался на распутье. Он еще потренировался некоторое время с Кривенцовым, но время брало свое.
Бутсы на гвоздь Попов повесил с одним титулом чемпиона Украины, 6 серебряными медалями и четырьмя Кубками Украины. Урожай, конечно, больший, чем могли мечтать многие достойные игроки 1990-х, но, с другой стороны, Попов многих титулов не дождался. В составе Шахтера в ближайшие годы он мог пополнить копилку кучей медалей и трофеев. В Зените через два года мог завоевать Кубок России, в Запорожье уже через полгода – Кубок Украины. Да и сборная Украины уже через три года после его "отставки" впервые в истории вышла на финальный этап чемпионата мира.
Но в футболе, как и в жизни, важно уйти вовремя. Попов много сделал для становления Шахтера и сборной Украины, а нынче в который раз вернулся в родной клуб – уже в качестве тренера. Сначала он работал с выпускниками академии во второлиговом Шахтере-3, а когда Яремченко со "сливками" дубля ушел спасать Ильичевец, молодой тренер принял после него обновленный молодежный состав и выиграл с ним турнир дублеров.
Артур Валерко, специально для Своей рубашки