Football.ua

Бай и сто пятьдесят девять голов

Football.ua рассказывает о карьере самого результативного легионера в истории отечественного футбола.
30 June 2012, 15:28
Своя рубашка: Личности
Макс Шацких – как много в этом имени для украинского болельщика! Много-много голов и штанги, перекладины, обидные «буратиньи» шутки и преклонение перед бомбардиром, перешагнувшим заветную сотню забитых мячей, памятные матчи Лиги чемпионов…
 
«Хлопкороб» без единого матча
 
Еще с середины 1980-х семья Шацких стала своей в спортивной общественности столицы советского Узбекистана. Нет-нет, родители нашего героя не играли в футбол и не тренировали: они просто привели в ДЮСШ Пахтакор двоих своих сыновей, и те сразу же заявили о себе как о перспективных юных футболистах. Старший, Олег, уже несколько лет занимался у тренера Бондаренко, когда его 8-летнего брата мама привела на тренировки в главную команду республики. И Максим тоже не подкачал: тренер Сергей Ковалев, проводивший отбор ребят 1978 г.р. для своей группы, выбрал его и сразу же оставил на занятиях.
 
Благодаря приоткрывшемуся «железному занавесу», в перестроечные времена советские команды получили возможность поколесить по заграницам, и на одном из таких юношеских турниров 15-летнего Максима даже приметил скаут Тоттенхема. По каким-то причинам дело дальше интереса не пошло, но у Шацких не было времени отчаиваться: он играл во всех сборных Узбекистана – от юношеской до молодежной, а с резервистами Пахтакора рубился в первенстве города, забивая пачки голов. А когда в 1995 году местная частная компания создала во второй лиге футбольный клуб ЮТКО, первый тренер Макса Ковалев взял 16-17-летних мальчишек из своего выпуска и начал играть с ними против взрослых дядек в низшем профессиональном дивизионе. Капитан ЮТКО Шацких наколотил уйму мячей, да еще и успел в том сезоне стать чемпионом Ташкента в составе молодежной команды Пахтакора.
 
Прыть юниора не осталась незамеченной: клуб Чиланзар, который в ту пору как раз играл в финальном турнире за выход в высшую лигу, арендовал Максима на решающие матчи, и тот забил несколько важнейших мячей, благодаря которым и удалось решить задачу повышения в классе. Впрочем, сам юный бомбардир не сыграл в узбекской «вышке» ни с Чиланзаром, ни даже с Пахтакором. Он решил попробовать силы в российском футболе. В Саратове он сразу заиграл в команде под руководством Александра Корешкова, но, как назло, уже в начале своего первого взрослого сезона получил травму и скомкал себе дебют. Оклемавшись и встав на ноги, остаток сезона 18-летний нападающий перешел в куда более скромное Торпедо (Волжский). Команда не ставила высоких целей, зато в ней юный русский узбек нашел своего тренера – Владимир Деркач доверял Максиму, и он отвечал старательностью и хорошей игрой. Сезон 1996 гола Шацких доиграл в Волжском, а затем, следом за Деркачом, перешел в тольяттинскую Ладу (в первом же матче за новую команду – 3 июля 1997 года – забил свой первый мяч, в Раменском в ворота Сатурна).
 
Дальше был Ижевск, а затем – Калининград, куда его позвал все тот же Деркач. Ко всему 20-летний Максим невероятно дебютировал в национальной команде Узбекистана, в первом же матче отгрузив азербайджанцам 3 гола. В первых четырех матчах за сборную молодой Шацких ухитрился отличиться голами 8 раз. В Балтике же 20-летний форвард раскрылся по полной: за полсезона забил 5 мячей в чемпионате, а в Кубке России забил три мяча смоленскому Кристаллу. Говорят, именно на том матче и присутствовали гонцы из Киева, полетевшие назад в Украину с окончательным резюме по поводу перспективного нападающего.
 
Хватит два для начала?
 
Перелопачивая информацию о молодых годах будущих звезд, иногда диву даешься – каким же должно было быть стечение обстоятельств, чтобы судьба сложила пасьянс именно так, как нужно! Вот и Максим задолго до перехода в Динамо рисковал оказаться в Зените (звал Бышовец) или в Спартаке. С москвичами он даже ездил на сборы в Израиль, но на него особого внимания не обратили. Да и дивиться этому нечего – тогда во время каждого антракта на смотрины к российскому гранду приезжали десятки, сотни игроков. И даже более опытным, с лучшим послужным списком, не намного больше внимания уделялось.
 
Максим же был малоизвестным, поиграл всего-ничего в первом дивизионе. Оттого и играл с большим азартом и желанием, что не могло не понравиться Лобановскому. Сильный, с приличным ударом, форвард был подписан незамедлительно и уже через сутки дебютировал в основном составе (24 июля 1999 года с Карпатами). Начинать в стартовом составе выпало сразу в еврокубках – Максим вышел в старте в квалификации с Жальгирисом и сразу же отличился дублем, став героем того матча. Пресса захлебывалась в эпитетах и сравнениях, само собой, форварда сразу же окрестили «новым Шевченко», ведь его именитый предшественник как раз отправился покорять Милан. Все так же ярко Шацких отыграл в следующем отборочном этапе, забив Ольборгу и в Дании, и в Киеве. В киевском небе салют озарился на честь выхода в групповой турнир Лиги чемпионов, и от новичка ждали такой же яркой игры и в матчах против элиты Европы.
 
Правда, на поверку «реалы», «баварии» и «лацио» оказались чуток сильнее литовцев и датчан. На бедного дебютанта посыпались обвинения в транжирстве голевых моментов (он и вправду многое не забил, отличившись лишь голом в адреналиновом матче против Байера в Киеве). С тех пор вменяемая форварду «деревянность» станет вечным поводом острых и тупых шуток. А ведь Максим не заслужил полной обструкции – уже в первом сезоне с 20 голами он стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины, а три года спустя повторил и исторический рекорд Реброва (22 гола за сезон в 2003-м – именно это главный ориентир для бомбардиров в Украине; кстати, держится уже 9-й сезон, да и вообще – с той поры никто даже 20 за сезон не забивал). Для нашего чемпионата, который стараются преподнести слабеньким и легким, это достижение очень серьезное. Что-что, а обороняться у нас любят и умеют – поверьте, совсем нелегок хлеб у нападающего отечественного чемпионата.
 
Бай, забей!
 
С той поры менялись в Динамо тренеры, связки форвардов, а Шацких оставался все таким же – чуток огорчал, не забивая «верняки», зато заставлял стадион взрываться аплодисментами благодаря важным и красивым голам – как тут не вспомнить красивейший мяч, забитый в Лиге чемпионов Ньюкаслу. За десять сезонов в Динамо Максим дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата, трижды – Кубка Украины, 23 мяча забил в еврокубках и 97 – в высшей лиге (4 хет-трика – это вам не шутка). До рекорда Реброва не так и много, но под конец карьеры Бай больше, чем хотелось, вынужден был играть на фланге полузащиты, да и ушел из Динамо, как ни крути, рановато. Мог бы еще поиграть, и во многих матчах вполне помог бы.
 
Зато 6-кратный чемпион Украины, 5-кратный обладатель национального кубка и 2-кратный – Суперкубка, стал своим в Украине, как сообщали, получил украинское гражданство (кстати, на сайте нынешнего клуба и УПЛ он, все же, значится узбекистанцем) и уже в статусе полноправного гражданина «нэнькы» вкусил легионерского хлеба в Казахстане. С астанинским Локомотивом он стал вице-чемпионом, поиграл со знатными спартаковцами Тихоновым и Титовым, забил немало, но остался не до конца довольным тем сотрудничеством и возвратился в ставший родным Киев. Теперь его показатель, как самого результативного легионера Украины, составляет 159 голов.
 
«Канонир» с «золотым мячом»
 
К сожалению, красивого возвращения в Динамо не состоялось, и Шацких принял приглашение Рабиновича, став игроком Арсенала. Вадим Зиновьевич ценит звездного ветерана – когда Макс 4 апреля 2010 года забил запорожскому Металлургу мяч, ставший для него 100-м в чемпионатах, хозяин Арсенала вручил ему даже золотой мяч по случаю достижения стрельцом заветной сотни забитых в украинском чемпионате мячей. 100 голов – рубеж очень серьезный. Он без лишних слов свидетельствует о классе, спортивном долголетии и бомбардирском задоре лауреата. И шутки об «обстрелянных штангах» надо отставить в сторону. Тем более, что сам узбекско-украинский ветеран в зрелом футбольном возрасте вполне заслуживает такого эпитета, как «футбольный джентльмен». На поле он резок, агрессивен, но не груб. А для успеха команды готов сыграть и на освоенном уже фланге.
 
Остается звездой Шацких и на родине – четыре раза его признавали в Узбекистане Игроком года. В 2005 году динамовский форвард попал в тройку лучших игроков Азии (под №2), а в отборочном турнире к ЧМ-2010 Максим догнал и обогнал легендарного Мирджалола Касымова, забив свои 29-й и 30-й голы в национальной команде. Каждый гол капитана для сборной Узбекистана теперь ориентир – ведь он является лучшим бомбардиром в ее истории и теперь только улучшает свое достижение. А в 2011 году, уже в качестве игрока Арсенала, Шацких стал полуфиналистом Кубка Азии.
 
Когда мы говорим нынче о легионерах, на языке вертятся горячие слова – «зарабитчане», «кустари», игроки не настолько классные, как требовательные к условиям личного контракта. Да и в «иконостасе» отечественного легионерства почему-то люди высокомерные, пренебрежительные к футболу той страны, где их приютили и обогрели. А ведь есть такие игроки, как Максим Шацких. Он никогда не судился по поводу лимита на легионеров, никогда не говорил, что украинская сборная, дескать, слабая, да и вообще – «это мы сюда цивилизацию футбольную привезли». Он скромно забил здесь уже больше сотни мячей, побил кучу рекордов, потом и кровью добивался успеха с Динамо, а теперь – с Арсеналом, и искренне радовался успехам друзей, играющих в сине-желтых цветах сборной Украины. Да и страну нашу полюбил всей душой, и теперь вместе с семейством стал настоящим киевлянином.
 
Артур Валерко, специально для Своей рубашки