Football.ua

Метеор летел из Борисполя на Киев (часть 2)

Football.ua представляет вторую часть рассказа о ЦСКА-Борисфене — удивительной команде, бросившей вызов грандам, но сгоревшей в пламени собственных противоречий.
5 January 2011, 12:47
Своя рубашка: Команды

Первая часть здесь.

…Это был совершенно необычный альянс: "новые украинцы" — группа школьных друзей, поднявшихся на волне перестроечного бизнеса, и высокие армейские чины, все еще располагающие футбольной игрушкой с возможностью "призыва" под знамена команды. Это были совершенно удивительные времена, когда путь из низов до вершин занимал минимум времени, и казалось, что нет ничего невозможного. Наконец, это был главный метеор 1990-х, пролетевший стремительно и пропавший за горизонтом, но оставивший по себе много-много интересных воспоминаний.

Союз меча и бурильного сверла

На зимний антракт сезона 1994/95 Борисфен ушел третьим в первой лиге. Только дебютировав на новом уровне, команда принялась набирать лидерский ход, а потом, сменив в сентябре на посту тренера одного знаменитого динамовца на другого и постоянно укрепляя состав, она и вовсе превратилась в одного из фаворитов сезона. Тем временем в третьей лиге выступала команда ЦСКА, год назад игравшая во второй лиге под названием ЦСК ВСУ. Хотя под руководством Владимира Лозинского она шла лидером и в итоге, набрав 101 очко, триумфально вернется во вторую лигу, армейцам явно хотелось большего. Зимой возник союз армейского "меча" и геолого-нефтяного "бурильного сверла": министр обороны Украины Валерий Шмаров и руководитель НПФ Геотон Дмитрий Злобенко достигли договоренности об объединении усилий и создании клуба ЦСКА-Борисфен. В распоряжении бориспольских партнеров оказался армейский футбольный "админресурс", позволивший, например, сразу же "призвать" под знамена клуба талантливейшего хавбека Свистунова из Вереса, а другая сторона получала финансовые тылы, которых так не хватало ЦСКА. Жила команда в гостинице на территории спортинтерната РУФК, тренировалась и там, и на стадионе ЦСКА, иногда даже на главном поле Республиканского стадиона.

Весеннюю часть чемпионата ЦСКА-Борисфен начал с новым названием, столичной "пропиской" и значительным усилением. На матчи команды, которая играла на армейском стадионе, что на Воздухофлотском проспекте, стали подтягиваться болельщики: еще бы, в ее составе можно было увидеть даже легенд советского футбола, заслуженных мастеров спорта и обладателей всего-всего. На первый матч весны против чорткивского Кристалла клуб выставил состав, от которого содрогнулись бы и некоторые команды высшей лиги. В воротах — Виктор Чанов. В обороне — Олег Кузнецов, возвратившийся в Украину из Израиля. Рядом с ними и другие экс-динамовцы: Сукиасян, Джишкариани, Анненков, Прудиус, а также опытный бомбардир Матвиив и его младшие талантливые земляки-"западенцы" Волосянко с Закотюком, экс-харьковчанин Пушкуца и блистательный Пестряков, пришедший, казалось, ниоткуда, но сразу же ставший одним из лучших игроков сезона. Эта компания прогнозировано камня на камене не оставила от Кристалла — 5:0, затем семь матчей прошла без поражений, два раза подряд оступилась и… уверенно дошла до самого конца сезона. По ходу второго круга, один за другим, геологи-армейцы победили всех своих главных конкурентов — ахтырский Нефтяник, никопольский Металлург и кировоградскую Зирку-НИБАС. Два гола будущего россиянина Андрея Федькова позволили киевлянам одержать волевую домашнюю победу над кировоградцами, и, хоть Зирка и стала победителем первой лиги, финишировавший вторым ЦСКА-Борисфен чувствовал себя комфортно и спокойно.

Здравствуй, элита!

К дебюту в высшей лиге ЦСКА-Борисфен снова хотел готовиться за границей, но кратчайшее межсезонье, для новичков элиты еще меньшее, заставило провести быструю кадровую работу. Столичный дебютант получил в свое распоряжение мощный десант, который запомнился армейцам еще по первой лиге: вратарь Рева прибыл из Полиграфтехники, создав конкуренцию Гуменюку и Савченко, в оборону пришли будущие многолетние лидеры команды Левченко и Ревут, молодой динамовец Федоров, побывавший еще в Борисфене первых лет, а также экс-днепрянин Дирявка, бывший игрок сборной Украины. Из Израиля возвратился Белкин, а из Динамо-2 пришел один из лучших бомбардиров прошлого сезона в первой лиге Андрей Гусин. Вместе с этими игроками на просмотре побывало около десятка легионеров — небывалая по тем временам роскошь! Тогда как в Днепре играли немец Зассен и бразилец Эмерсон, а в Динамо побывал только протеже Лобановского — кувейтец Саухи, в заявке ЦСКА-Борисфена появились перуанский хавбек Альфонсо Янес Рамирес и заирский форвард Мафумба Мфилю. Первому дебютировать не удалось, а вот выход Мафумбы закончился памятным курьезом, о котором мы расскажем чуть попозже.

Начав сезон с нулевки в Кировограде, подопечные Фоменко набрали нешуточный ход. В четвертом туре их жертвой стал донецкий Шахтер, в первой половине 1990-х — сильный, но страшно невезучий клуб. 8200 человек (для тогдашнего Киева, и тем более не для Динамо — приличная аудитория) увидели роскошную победу киевской команды. Уже на 2-й минуте уроженец Донецкого края Цихмейструк открыл счет, в начале второго тайма капитан команды Волосянко забил два переломных гола, а под конец матча еще один защитник, Дирявка, установил окончательный счет 4:0. Даже для того, совсем еще не звездного, Шахтера это было слишком. В том славном поединке случилась та самая "кумедия" с заирцем Мафумбой. На 72-й минуте при счете 3:0 Мфилю заменил Андрея Гусина, но у диктора стадиона, видимо, в протоколе были свои данные на этот счет, и он объявил: "На поле вышел Степан Матвиив". Под радостный смех болельщиков чернокожий "Степан" вряд ли понял, в чем было дело…

А вот дончанам было не до смеха. После матча наставник "Шахтера" Сальков подал в отставку. Тогда ее не приняли, но он таки ушел из команды чуть позже. А Борисфен после стартовых туров дебютного сезона в высшей лиге вырвался на первое место. Если еще до начала сезона слова Злобенко и Фоменко об еврокубковых амбициях и мечтах о "бронзе" казались неуместной шуткой или простой бравадой, то после такого ураганного начала ЦСКА-Борисфен стал серьезной угрозой для всех без исключения. Играющая в красивой, небесно-голубой "пумовской" форме, команда была похожа на какое-то заграничное вкрапление в наши серые будни. Прямо Парма какая-нибудь, тем более, команда Стоичкова в ту пору играла в футболках той же, но белой, модели.

Хозяева Республиканского стадиона

Следующие два матча армейцы выиграли с общим счетом 8:2 и подошли к матчу 7-го тура против Динамо с отличным настроением. Пожалуй, впервые в истории украинского футбола киевляне вынуждены были отнестись к киевскому матчу если не с тревогой, то с серьезным опасением. Встреча 27 августа 1995 года собрала внушительную публику — 10 тысяч зрителей. Среди присутствующих был не только футбольный бомонд, но и высокие армейские чины. Та напряженная, нервная игра победителя не выявила — 0:0. Не было выигравших и в послематчевой перепалке наставников на пресс-конференции: на аргумент Сабо о том, что ЦБ, дескать, играл в закрытый, "крепостной" футбол, его визави Фоменко (кстати, удаленный во время матча), по воспоминаниям очевидцев, ответил: "Дайте нам ваших игроков, и увидим, как вы будете играть". Но вот моральным победителем первого элитного дерби Киева вышел однозначно ЦСКА-Борисфен. По итогам первого круга статистики подсчитали результаты игр между собой команд первой девятки высшей лиги. Первым в таком мини-турнире тогда оказался именно новичок элиты. Если бы команда меньше теряла необязательных очков с более слабыми соперниками, кто знает, сумело ли бы Динамо уйти на зимний перерыв в хорошем настроении.

После зимы ЦСКА-Борисфен возвратился в совсем ином статусе. Команду уважали, но и настраивались на нее теперь не так, как летом. Первый звоночек прозвучал уже 3 марта, когда в матче 1/16 финала на стадионе ЦСКА киевляне принимали Шахтер. Но задора, который помог им разгромить горняков в августе, уже не было. В присутствии сразу трех министров (обороны — Шмарова, спорта — Борзова и финансов — Германчука) хозяева не смогли распечатать ворота Шуткова (хотя Закотюк, Цихмейструк и Гусин стреляли по штангам), а на 85-й минуте пропустили голевой выпад от Зубова, позволив дончанам взять реванш за 0:4. Из тогдашнего отчета Владимира Маевского: "Дело шло к концу второго тайма. И уже друг мой Сергей Дерепа неосторожно сказал, что будет дополнительное время или серия пенальти — и что третьего не дано. Оказалось, что третье имеет место. За пять минут до конца второго тайма на левом краю донецкого нападения образовалась отличная комбинация. Игроки Шахтера в несколько касаний доставили мяч в штрафную и откатили под удар своему капитану Кривенцову. И Кривенцов незамедлительно пробил, а вратарь Рева мяч отбил прямо под ноги набежавшему молодому дарованию Геннадию Зубову. Зубов тоже сразу ударил и попал в просвет между вратарем и защитником армейцев. И был гол! А Геннадий Зубов по хорошей африканской традиции издал победный вопль, ловко сорвал с себя футболку и в голом виде помчался радоваться к центру поля. Тут обнаженного товарища настигли друзья по команде, включая вратаря Шуткова, и хорошо вываляли его в грязи. Для киевлян все было кончено".

Весной команда потеряла еще несколько важных очков. В домашнем матче с Динамо армейцы вели в счете благодаря раннему голу Волосянко, но в итоге уступили — 1:2 (свое дело сделали Шевченко с Ребровым). И хотя в принципиальном матче с Шахтером в Донецке армейцы выиграли со счетом 3:2, в итоге команда финишировала на 4-м месте. Шикарно, как для дебюта, но "всего лишь" — как для уровня амбиций учредителей. К тому же имела место неприятная история: президент, и без того недовольный пробуксовкой команды и спадом формы игроков, застал на базе нетрезвых работников обслуживающего персонала и отправил в отставку главного тренера. До конца сезона команду довел и.о. главного тренера Чанов. Летом ЦСКА-Борисфен пообещал усилиться, и обещание исполнил.

Днепровский десант

Пока ЦСКА-Борисфен удивлял Украину дебютом, Днепр брал размахом: в команду пригласили авторитетного немца Бернда Штанге, появились первые легионеры, команда стала завсегдатаем пьедестала почета, добралась до финала Кубка Украины, но и этого ее инвесторам было мало. Главный спонсор днепрян, Интергаз, по тогдашней информации, владел и контрактами игроков. А потому, не добившись успеха с Днепром, решил сделать это с армейцами. В распоряжение ЦСКА-Борисфена отбыли восемь высококлассных игроков Днепра во главе с тренером. Команда готовилась к сезону в Австрии, ведь стартовать нужно было матчем против Динамо. На горизонте украинского футбола появлялся новый гранд…

Но дальнейшие события развивались с астрономической скоростью. На заседании ПФЛ буквально накануне старта сезона было поставлено под сомнение сам факт юридического существования ФК ЦСКА-Борисфен. Запахло расколом. Говорили, что у Злобенко (на тот момент он был избран первым вице-президентом новосозданной ПФЛ) возникли проблемы с финансированием, из-за чего клуб залез в долги. Потом эту информацию успели опровергнуть. Армейцы захотели отдельного участия (ведь ЦСКА, выигравший вторую лигу, должен был выступать в первой лиге, а играть-то хотелось в высшей). Президентом отдельного, армейского клуба был назван Михаил Гриншпон, бориспольская половинка отпала, но сохранила принадлежавших ей игроков для дальнейшей продажи. Лишь через сезон Борисфен, уже с президентом Ковалевичем, возобновил участие в ПФЛ во второй лиге. Небывалый скандал привел к тому, что клуб ЦСКА-Борисфен распался, правопреемницей элитной команды стала армия, а Штанге и игроки отправились восвояси, разойдясь по разным клубам. Ходили слухи, что экс-тренер сборной ГДР осядет со всеми восьмерыми в Вердере, но в итоге бременцем стал только Скрипник. Но добрая душа Штанге не забыл об остальных: многие из его подопечных получили шанс попробовать силы в Германии, Австрии, Голландии, Англии. А вот в Днепр вернулись лишь некоторые. Именно в то тяжелое для клуба время его возглавили Приватбанк, Андрей Стеценко и Вячеслав Грозный.

Вот так из-за внутренних разногласий, дворцовых переворотов, подпольных договоренностей и непонятных переходов фактически распались третья и четвертая команда страны. Вместо усиления интриги и возникновения новых конкурентоспособных команд у нас пропало даже то, что было. Вместо амбициозного ЦСКА-Борисфена остался ослабленный ЦСКА, который сыграл с Динамо ребятами из второй лиги с незначительными вкраплениями из игроков прошлого сезона и проиграл "всего" 0:1. Да и то, скорее, не благодаря своей силе, а потому, что на трибунах был тренер ближайшего еврокубкового соперника Динамо — Рапида, перед которым команда Сабо не хотела раскрывать все карты. В первой лиге выступал ЦСКА-2. А вместо Днепра времен Штанге начала играть команда Грозного — весьма перспективная, но все же ослабленная. В еврокубках она пройдет армян и с треском вылетит от Алании. Под руководством Лозинского ЦСКА финиширует 11-м. Днепр, оставленный Грозным по ходу сезона, будет четвертым. Уже через год ЦСКА выйдет в финал Кубка Украины, а в том кризисном сезоне 1996/97 "смешались кони, люди": команду на первый матч сезона даже тренеры смогли сформировать лишь в последний момент, но состав постепенно стабилизируется. Даже больше, ведь именно тогда заявят о себе Закарлюка, Гончаренко, Костышин, Рева. Все вроде бы устаканится. Вот только никто не вернет ни того Днепра, ни того ЦСКА-Борисфена.

Развод и девичья фамилия

После распада ЦСКА-Борисфена удивительная история армейского и бориспольского клубов не заканчивается. Борисфен уже через год после описанных событий наберет школьников, заявится во вторую лигу и постепенно, шаг за шагом, доберется до "вышки", где ухитрится обыграть Динамо, а ЦСКА еще переживет муниципальное деление и отправится в первую лигу. Некоторое время Борисфен будет фарм-клубом и Арсенала — правопреемника армейцев в элите. Но это не то, чтобы совсем, а немножко другая история…

Артур Валерко, специально для Своей рубашки