Football.ua

Верес — это не только консервированные кабачки

Football.ua представляет новый материал спецпроекта Своя рубашка.
16 March 2011, 13:13
Своя рубашка: Команды
Есть такая печальная, но очень мудрая картина Василия Максимова "Все в прошлом". Сидят две старушки – госпожа и ее горничная, смотрят вдаль. Для них – все в прошлом: для одной – балы и маскарады, для другой – радости деревенской жизни. Все лучшее пока в прошлом и для ровенского Вереса – уникальной команды, которая в своей истории успела окунуться и в элитную футбольную жизнь, и в низовой футбол со всеми его неурядицами. Позабыт позаброшен нынешний Верес. Команда проиграла все матчи лета-осени 2010 года, и единственная ее амбиция в последние годы – просто существовать во второй лиге, да и это с каждым годом делать все труднее. А были же времена, когда все СНГ знало о честолюбивых планах ровенских спонсоров футбола, и даже Динамо вынуждено было уступать дорогу провинциальному суперклубу!

От Колгоспника к Бизнесменнику

История ровенского футбольного клуба насчитывает уже больше полувека. Первая команда мастеров областного центра играла в западной зоне третьей группы СССР послевоенного сезона 1946 года (самое большое воспоминание о том времени – 0:16 в матче с ужгородцами), но затем целое десятилетие Ровно не имело представителей во всеукраинском футболе. В конце 1950-х местная команда Колгоспник пробилась в советский Класс "Б", где выступала больше 10 сезонов. В начале 1970-х, после реорганизации советского футбола низших дивизионов, ровенчане оказались в украинской группе второй союзной лиги, где и играли вплоть до распада СССР, то опускаясь вниз, то подымаясь вверх. Команда успела поиграть под названием Горынь, а в 1972 году, перейдя с сельскохозяйственного ДСТ "Колгоспник" в промышленное ДСТ "Авангард", получила новое, тоже неоригинальное название. Дважды – в 1981 и 1990 годах – команда завоевывала во второй лиге "бронзу". В последний чемпионат СССР ровенчане вошли под новым названием – Верес. Во второй раз в истории ровенская команда боролась за Кубок УССР, но, как и в 1957 году, уступила в финале – на этот раз набирающему ход шепетовскому Темпу.

Хотя в советское время Ровно не обжилось трофеями, болельщикам со стажем было что вспомнить: тренерами их команды работали известные динамовцы Владимир Трошкин, Анатолий Богданович, Виктор Матвиенко. Среди самых известных игроков – весьма авторитетные Тиберий Попович, Александр Кольцов, Владимир Дударенко, Иштван Секеч, Станислав Кочубинский, Семен Альтман, Николай Теленченко, Олег Синицкий, Евгений Снитко, Григорий Шаломай, Богдан Самардак. Был в команде и свой бразилец – Владимир Попельницкий, игравший за ровенчан в 1960-х. Он родился в Порту-Алегри и первые шаги в футболе делал в тамошнем Атлетико. Лишь в 1957 году, проехав полсвета, его семья – этнические украинцы – вернулась на землю предков. Играл "бразилец" в эксклюзивных бутсах, сшитых ему отцом-сапожником.

В последние годы существования СССР ровенчанам под руководством Романа Покоры досталась почетная второлиговая "бронза", совсем рядом был и Кубок УССР. Будущее казалось радужным, а новый чемпионат Украины открывал Ровно путь в футбольную элиту. Набирающая ход команда с оптимизмом смотрела в будущее. В первом же независимом чемпионате Верес под руководством опытного и авторитетного Виктора Носова выиграл западную зону первой лиги и пробился в высшую украинскую лигу. Лидеры той команды – вратарь Дербунов (его дублером был юный Долганский, до сих пор играющий в Полтаве), а также имеющий всесоюзное имя ветеран-универсал Суслопаров, результативные Снегирев, Мехов, Черных. В ту пору в городе появилась производственно-торговая фирма "Эликсир", бесплатно кормившая десятки тысяч школьников города, выпускающая газировку и занимающаяся самыми популярными в те времена видами торговли. Вскоре она стала генеральным спонсором ровенской команды, а ее президент Валерий Коротков сделал вход на стадион свободным, благодаря чему, по местным преданиям, удавалось собирать на трибунах даже 25-тысячную аудиторию.

Спасение от Банникова, полуфинал без Динамо

Дебютировать в элите Вересу надлежало в матче против Карпат, и 8500 зрителей горячо приветствовали своих любимцев. Уже на 3-й минуте после удара Игоря Плотко мяч побывал в воротах юного Долганского, но хозяева не сдались, и на последних минутах Алексей Ильин с пенальти сравнял счет. Ничья – дебют неплохой. Под руководством Виктора Носова играла команда весьма перспективная: вместе с Долганским в старте вышел еще один интересный парень – Свистунов, позже поигравший в молодежной сборной, ЦСКА-Борисфене и ряде российских клубов. По 90 минут провели именитые белорусы – известные по выступлениям за минское Динамо Павел Родненок и Игорь Гуринович (первый даже сыграет за сборную как представитель ровенчан). Оба отыграли первый круг и ушли – один в тюменский Динамо-Газовик, другой – сначала в Польшу, а затем – в Испанию. Несколько лет спустя они вместе завершат карьеру в минской Атаке-Ауре.
 
Но после стартовой ничьей команда проиграла пять матчей подряд. Поражение 1:4 в Днепропетровске привело к тренерской перестановке: опытного Носова заменил Курилов. А зимой бразды правления перешли к Михаилу Дунцу. Команду пополнили ряд игроков, ставших ее лидерами: Святослав Сирота (нынче – экс-президент ПФЛ), Игорь Покидько (известный теперь арбитр), Юрий Мороз (тренер юношеской сборной) и еще один экс-киевлянин, литовский сборник Гинтарас Квиткаускас, хорошо известные Богдан Самардак, Александр Червоный и Игорь Яворский, а также Александр Ролевич и молодой Денис Филимонов. Несмотря на несколько резонансных результатов (ничьи с Шахтером и Днепром, победы над Металлистом, Металлургом в Запорожье и 3:1 с действующим чемпионом – Таврией), команда завалила "домашнее задание" и заняла последнее место. Ровенчане уже готовились вернуться к перволиговым истокам, но в те времена чудеса еще имели место быть. Виктор Банников как раз задумал расширить состав участников высшей лиги с 16-ти команд до 18-ти, и таким чудесным образом Верес вместе с остальными неудачниками получил второй шанс.

Упускать его амбициозный президент Валерий Коротков не собирался. Был взят курс на создание суперклуба. В команду продолжили приходить игроки высокого класса, и уже в дебютном матче нового сезона 10 тысяч фанов увидели уверенную победу над Кремнем – 2:0. Забивали "опыт и молодость" – юный Паляница и возрастной Яворский. Дальше была гостевая ничья с Карпатами и домашняя победа над еще в прошлом году боровшимся за чемпионство Днепром – с незабитым гостями пенальти и дублем Яворского. Затем были домашние 4:0 над Металлистом и выезд в Киев с достойным поражением от Динамо – 1:2. На старте третьего чемпионата Украины Верес казался если не одним из фаворитов, то, по крайней мере, одной из грядущих сенсаций. Зимний антракт застал ровенчан на четвертом месте. Казалось, к небу можно коснуться рукой.

Трудно сказать, насколько высоко прыгнул бы Верес в чемпионате, если бы команде не доводилось биться на два фронта: в Кубке Украины у ровенчан неожиданно пошла игра. Стартовав с 1/64 финала, Верес спокойно расправился с командами низших лиг, а в 1/16 финала ему попался славный по союзным временам Металлист. И уже в первом, домашнем матче ровенчане отправили харьковчан в глубокий нокаут. Гол Самардака и два Червоного принесли хозяевам победу – 3:0. Хотя в Харькове и было зафиксировано минимальное поражение, дальше пошла команда Дунца и Короткова.

А в 1/8 финала Вересу надлежало сотворить одну из самых громких сенсаций первых лет независимости. Зимой 1993 года киевское Динамо, даже в те тяжелые времена рвавшее Барселону, ничего не смогло поделать с Вересом, защищавшим свои ворота, словно Матросов амбразуру. Голкипер ровенчан Сирота (кстати – динамовский воспитанник), поймал кураж и тянул все, что мог. В Ровно была зафиксирована нулевка, а в Киеве гол Паляницы на 34-й минуте поверг в шок пустой Республиканский стадион. Хотя Шкапенко минут через десять и сравнял счет, гости выстояли и выбили обладателей трофея из розыгрыша Кубка Украины. Вот только на весну сил у команды не хватило. На жилах, тоже благодаря выездному голу, было пройдено запорожское Торпедо, а в полуфинале против Таврии ровенчане не смогли ни победить, ни даже забить. К тому времени внутрикомандный кризис привел к отставке Дунца. До конца сезона команду довел Кобылецкий. 12-е место по итогам чемпионата 1993/94 было воспринято лишь как плацдарм для подъема. От следующего чемпионата в Ровно ожидали намного большего.

"Неоплан" далеко не заехал

О Валерии Короткове первой половине 1990-х часто писали не только украинские газеты. Выдержкой из одной из публикаций хотелось бы очертить уровень притязаний президента и главного спонсора Вереса: "Материальные стимулы в ровенском клубе вполне могут заинтересовать футболистов практически любой украинской команды. Да и на счет национальной федерации футбола, как сообщила газета "Демократична Україна", Коротков перевел значительную сумму. Как он сам объяснил, предназначены эти деньги для развития футбола в республике", – писал в те годы "Футбольный курьер". "На улицах тихого провинциального города появился роскошный автобус "Неоплан". Честное слово, у московского Спартака и киевского Динамо транспортные средства куда скромнее. Говорят, что первоначально на бортах чудо-машины были начертаны лишь фамилия Короткова и название его фирмы – "Эликсир". Лишь по настоянию проявивших упорство тренеров появилось и упоминание о футбольном клубе Верес".

Кроме наворотов внефутбольных, Короткову удалось привлечь к ровенской команде и главных действующих лиц тогдашнего украинского футбола. Сделав с Динамо первый в его украинской истории "золотой дубль", Михаил Фоменко уехал в Ровно, где его уже поджидало несколько экс-киевлян. Среди новичков Вереса были Закотюк, Кучер и Танасюк, позже много лет поигравшие в элите, к тому же были готовы к бою практически все прошлогодние лидеры – Самардак, Паляница, Филимонов, разве что Яворский уехал на заработки в Швецию да вместо Сироты в рамку стал опытный Бурч, игравший попеременно с Долганским. Вот только начать по графику грандов не удалось. Верес потерял очки в Кременчуге и Виннице. Фоменко занервничал и уже в июле ушел из команды, обыграв напоследок Волынь. Снова "и.о" назначили Кобылецкого, только вот денег, способных удержать звезд и приглашать новых, оставалось все меньше. До конца сезона командой поруководили еще Орест Баль и Иван Краснецкий.

Как раз в то время в команде наметился и финансовый спад. Хуже пошли дела у спонсора, к тому же Коротков потерпел поражение на выборах. Постепенно команду оставляли главные игроки – к Сироте, ушедшему в Днепр еще летом, присоединился Паляница. Сразу четырех игроков "призвали" в новосозданный ЦСКА-Борисфен (Закотюк, Танасюк, Богач и Свистунов). Буковине достались Филимонов, Кучер и Самардак. Несколько ребят ушли в клубы поменьше. В ЦСКА-Борисфене появился и "экс-ровенчанин" Фоменко, попавший в новый суперклуб транзитом через сборную Гвинеи. А что же амбициозный спонсор? Коротков уехал в Англию, ушел из футбола больше, чем на десять лет, но, видать, все же осталось с того времени кое-что в сердце. В 2000-х он пытался создать профессиональную команду в райцентре Млынове, а несколько лет назад неожиданно всплыл в черниговской Десне, которая после ухода из футбола одиозного банкира Савченко искала себе нового мецената. Второй заход в футбольную "реку" не дал результата: Коротков, приведший в клуб знакомого по Вересу Дунца, быстро отошел от дел Десны. Говорили разное – и что с черниговцами не достиг консенсуса, и что футбол в принципе любил не как вид спорта, а как вид бизнеса. В любом случае, оставить заметный след в истории и черниговского футбола не получилось. По данным Ровенской областной федерации, Коротков является президентом ФК Виктория (Ровно), основанного в июне 2008 года.

Чему быть – того не миновать

Верес, впервые занявший последнее место еще два года назад, все же вылетел из высшей лиги в 1995 году. Ровенский клуб – единственный в Украине, дважды занимавший в высшей лиге последнее место, но вылетевший из нее только раз. Еще два года Верес промучился в первой лиге: сначала занял 16-е место, а затем – 23-е. Вячеслав Кобылецкий, как мог, пытался разрулить ситуацию, но обедневшей команде трудно было удержать игроков. Постепенно разошлись по другим командам вратарь-ветеран Паламарчук, будущий тренер киевского Арсенала Бакалов, молодые голкиперы Лавренцов и Байрашевский. Даже опытнейший капитан Владимир Новак, рекордсмен команды по количеству проведенных матчей, вынужден был уйти в кузнецовский Изотоп. Оставшиеся Вознюк, Коломиец, Шевчук провели в Ровно еще много лет. Зато росла смена. Делавшие тогда первые шаги в футболе юные Демушкин, Котелюх и Мельник уйдут в Киевскую область – первый в ЦСКА, остальные – в реанимированный Борисфен. Кстати, новые бориспольцы играют в украинском профессиональном футболе до сих пор. Не на последних ролях.

С 1997 года началась новейшая история Вереса – не столь звездная и, в принципе, весьма безрадостная. В первом же сезоне во второй лиге ровенчане финишировали четвертыми, но дальше были только разочарования. За 15 сезонов в Группе "А" второй лиги команда лишь считанные разы входила в десятку лучших, причем, в последнем сезоне финишировала девятой лишь потому, что команд участвовало всего 11. Время от времени в команде появлялись ветераны – отголоски славного прошлого Вереса: Байрашевский, Бурч, Закотюк, но они уходили быстро, ведь нужно кормить семьи. Появилось несколько талантов – один из них, Дмитрий Проневич, транзитом через Динамо-3 оказался в Сампдории, но закрепиться на Апеннинах не сумел и позже поигрывал во Вьетнаме, Ирландии, Шотландии, Финляндии и многих других футбольных и не очень странах. Лучших молодых игроков Вереса растягивали другие команды второй лиги: Козиброда ушел в хмельницкое Динамо, Скороход – в Николаев, Гергелюк – в Нафком. Некоторые ветераны доиграли почти до 40 лет – тот же Виталий Шевчук, будучи еще 38-летним игроком, стал наставником команды.

Несколько раз из Ровно поступали вести о грядущем подъеме клуба в связи с появлением мощного спонсора. В прошлом сезоне Верес мог оказаться под крылом западной дирекции одной из мощных страховых компаний, "под задачи" приехали в Ровно десяток игроков из развалившегося ЦСКА во главе с тренером Ковтуном. Вот только потенциальный спонсор не нашел компромисса с местными, поэтому союза не получилось: на память команде осталась лишь "найковская" форма с логотипом несостоявшегося хозяина, в которой Верес играет и в этом году. Приезжие игроки как пришли, так и ушли, а во втором круге команда доигрывала составом команды из чемпионата области. Без премиальных, без зарплаты…

Первую половину нынешнего сезона поклонникам Вереса, наверное, хотелось бы забыть, как ночной кошмар. Ровенчане и еще один бедствующий клуб – Рось – долго шли без очков, а когда пришла пора очных матчей отпетых аутсайдеров, белоцерковцы выиграли оба матча, а Верес так и остался зимовать с ужасающим "0" в графе "Очки". Зимой ровенскую футбольную общественность взбудоражила весть о возможном приходе в главный клуб области Дмитрия Фирташа – чуть ли не единственного отечественного топ-бизнесмена, до сих пор не занятого в футболе. Потенциальный спонсор вроде бы готов дать полтора миллиона гривен, что почти в 8 раз больше, чем выделялось местными властями.

Как бы там ни было, даже в столь темные для клуба времена все еще светит для Вереса луч надежды. В городе есть элитные баскетбольная и мини-футбольная команды, очень популярный здесь мотобол. Но все же нет-нет, да и вспомнят болельщики былые времена, когда переполненный стадион "Авангард" был в гуще футбольных событий, а Верес мог огорчить Динамо, Шахтер или Днепр. Все в прошлом? Или же Ровно получит еще один шанс заявить о себе на всю футбольную Украину?

Артур Валерко, специально для Своей рубашки