Философская история Жозе
Наверное, никто не умеет выражать свое отношение к тому или иному явлению или персонажу в футболе столь же эмоционально и экспрессивно, как итальянские журналисты. Один из них, Беппе Ди Коррадо, в своей книге "Над скамейкой запасных: до и после Моуриньо" написал свой собственный портрет португальского специалиста, отдав должное лучшему тренеру мира. Предлагаю вашему вниманию отрывок из этой книги.
Философия Жозе Моуриньо - это пауза. Жозе начинает говорить, делает паузу, а потом снова продолжает: он только что придумал, что сказать дальше. "Я хотел бы иметь Астон Мартин, но если кто-то потребуют у меня миллион за Астон Мартин, я скажу, что он сумасшедший, потому что машина стоит всего двести пятьдесят тысяч". Моур заимствует у Эпикура и Джона Стюарта Милля, из их философии утилитаризма, согласно которой человек, явления и процессы не обладают ценностью сами по себе, а рассматриваются лишь как средства для достижения цели. Есть нечто, и есть он. Жозе улыбается, держа Кубок в руке, футболку со скудетто, машину в гараже. Он спокоен и уверен в себе, когда у него есть подписанный контракт, или когда футболист, с которым он хотел работать, переходит в его команду. Ему нужно нечто, что можно потрогать, увидеть, почувствовать. Не обязательно осязаемое, но настоящее. То ли он сам пришел к этому, то ли его напутствует жена Тами, изучавшая философию в университете, - доподлинно неизвестно. Но нам и не нужна правда - бесполезная и поверхностная, потому что и сам Моур такой: спонтанный, метающийся между импульсивностью и рассудительностью, он берет идеи из истории философии, даже не догадываясь об этом. Получается смесь мыслей и идей, отдаленных во времени и пространстве, которые, слетая с его уст, неожиданно приобретают стройность и точность, становясь как никогда уместными. Потому что Моуриньо - индивидуалист, помешанный на коллективизме, материалист и экзистенциалист одновременно, этичный и аморальный.
Он - высокомерный релятивист, философский оксюморон, но, если кто-то решается
Еще есть его идея о титуле, "титуло", как он произносит. Трофее, который можно продемонстрировать, медаль, украшающая грудь. Так мы приходим к другому течению, не чуждому Жозе. Необходимость получить результат ведет к сравнению с другими, к непрерывному противостоянию с соперниками. Командами, арбитрами, тренерами, странами: Жозе постоянно обращается к приему сравнения. "О том, чтобы сравнивать мою тренерскую карьеру с карьерой Франка Райкаарда, не может быть и речи. Он работает много лет и не выиграл ничего - я за несколько лет работы выиграл все". Или с тренером Ромы Лучано Спалетти: "Считаю, что мы играли против великолепных футболистов. Я говорю о Роме. Футболистов, которых я бы с удовольствием получил для своей команды. Однако все они окажутся с zero tituli". Подобные высказывания Жозе позволял себе в адрес тренера Арсенала Арсена Венгера и не раз позволит себе в будущем. В адрес тех, кто хотел бы иметь то же, что и он. Часто так и есть: они страдают от скрытой зависти и Моур их развенчивает без малейшей доли сожаления. Все ненавидят проигрывать, особенно проигрывать Жозе, потому что победы только подпитывают его стремление к успеху: "Победитель - не то, кто выигрывает, а тот, у кого остается стремление к победе. Если ты получаешь, что хотел, но продолжаешь дальше работать ради новых достижений, только тогда у тебя есть психология победителя". Ради собственной победы и поражения других, Моуриньо остается в игре до самого конца. Он говорит, нападает, бросает вызов. Он не боится последствий агрессивных высказываний. Он постоянно чувствует себя в окружении врагов.
От Хайдеггера и, прежде всего, от Сартра Моур позаимствовал идеи экзистенциализма. Они слышны в его фразах, подобных этой: "Если бы я хотел легкой работы, я бы остался в Порту в прекрасном голубом кресле с Кубком чемпионов в руках. Бог, а после Бога - я". Он ничего не оставляет на самотек, просчитывая каждую деталь. Он ничего не делает, не подумав: поиск выхода предполагает подбор правильных слов, подкрепленных фактами. Так слово становится действием, становится перфомансом, - это происходит, когда он злится или должен сказать нечто основополагающее: "В футболе "если" не работает". Жозе обращается к разным взглядам в зависимости от того, говорит ли он о себе или о команде. Когда он говорит о команде, то превращается в настоящего коллективиста а-ля Робеспьер: "Считайтесь только с благом общества и интересами человечества!", применяя его идеи и модифицируя их в соответствии с собственными целями и потребностями, не забывая базовой концепции. Человек, индивидуум обязан считаться с другими, которые разделяют с ним момент бытия: он творит команду и заставляет других творить ее.
Есть и от Гегеля: "Не существует великих футболистов, способных выиграть в одиночку. Даже самый сильный игрок должен взаимодействовать с коллективом и соизмерять свои потребности с потребностями других". Жозе часто повторяет: "Я не революционер и ничего не собираюсь менять. Я просто человек с четкими представлениями и с философией работы, которая частично совпадает с моей жизненной философией: быть
Некто скажет, что легко говорить, сидя на чемодане с деньгами. Может, это и верно, однако есть много других, кто зарабатывает не меньше или не намного меньше, чем он, но почему-то не спешит быть столь же откровенным. Тут тоже есть нечто от доктора Хауса. Они смотрят друг на друга, как в зеркало, главные герои эпохи победившей политкорректности, которая сводит на нет все разнообразие. Моур не признает такой мир, он решил это для себя и начал действовать соответственно, как это предписывают законы этики. Он переходит границы того, что считается приемлемым, делая вид, что он не догадывается о существовании этих границ. Но это не так - он все прекрасно знает и делает специально, он их нарушает, придерживаясь своих собственных целей. Тот, кто говорит о своей победе даже тогда, когда проиграл, может вызвать только два чувства - раздражение или восхищение. Но никто не остается равнодушным. Моур делает это специально, он все продумывает и действует, чтобы вызвать реакцию. Эффект этики: благодаря своему своеобразному способу действовать Жозе заставляет задумываться о том, что он говорит, и верить ему, потому что озвучивает и то, что правильно, и что ошибочно, и то, что корректно, и что некорректно. А чувство непереносимой антипатии, которое он вызывает у тех, кто его ненавидит, - именно та реакция, которой он ждет.
Моуриньо и есть эта личность, у которой есть полная свобода выбора по отношению к своей судьбе. Жозе всегда мыслил в подобных категориях: каждый человек, сталкиваясь с жизненно важным выбором, обязан сам принять решения. Настоящая личность - тот, кто "не отступит у Фермопил, потому что обязан остановить вражескую армию, во что бы ни стало. Если враги пройдут, он проиграл". Когда Моуриньо назвал себя Особенным, он сделал это, чтобы раз и навсегда объявить: он не собирается искать себе оправдания и списывать свои ошибки на других, он берет всю ответственность на себя, в хорошем и в плохом. "Если я не выиграю чемпионат или Лигу чемпионов - это будет провалом". Свои новые Фермопилы Моуриньо встретил на Сантьяго Бернабеу.
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua
Использованы фото Getty Images