Дальше от идентичности
Будучи главным тренером Реала, Жозе Моуриньо очень метко высказался о преимуществах Альваро Арбелоа: "Выпуская его на поле, я знаю, что какого-то невероятного выступления у него, скорее всего, не получится. Но я убежден, ради команды он отдаст все силы и сыграет на своем стабильном уровне". Упомянутая фраза, пожалуй, как нельзя лучше описывает карьеру Педро Родригеса в Барселоне.
Минуя клубный девиз, Педро для Барселоны всегда считался больше чем игроком. Каталонские болельщики знали, что, однажды доверившись молодому Педрито, они никогда не будут разочарованы. А особенно это касалось больших матчей, где крайний нападающий чувствовал себя, как Месси в штрафной площади соперника. В него верили, потому что он был своим, выходцем из блестящей Ла Масии и, как сейчас модно говорить, носителем "сине-гранатового ДНК".
Педро – профессионал, которого еще надо поискать. Если и объяснять кому-то, как должен вести себя любой спортсмен, связанный контрактными обязательствами с какой-либо организацией, то пример испанского футболиста, наверное, самый подходящий. За ним никогда не водилось каких-то неприятных историй или посиделок в ночных клубах в пьяном угаре. Он знал, что утром надо рано подниматься и идти на Сьютат Эспортива усовершенствовать свои навыки. Ведь в него верили. И он не подводил.
Считается, что у некоторых выпускников клубной академии Барселоны очень тонкая душевная организация. И Педро был как раз одним из таких. Такие игроки любят, чтобы им доверяли. А если доверия нет, сложно черпать вдохновение. Не секрет, что главным своим футбольным наставником Родригес считает Хосепа Гвардиолу. Под его руководством нападающий прогрессировал в Барсе Б, с его помощью футболист стал одним из самых опасных форвардов Европы. Не будет преувеличением сказать, что, не появись Пеп семь лет назад на Камп Ноу, не факт, что в стане Кулес зажглась бы новая доморощенная звезда.
За Педро говорят его достижения. При Гвардиоле нападающий считался неотъемлемым механизмом революционного стиля игры, который за довольно короткий срок стал узнаваемым во всем мире. Испанские фанаты знали, что с фланга, где постоянно активничает Родригес, будет исходить серьезная опасность для противников: если не будет забитых мячей или результативных передач, то обязательно последует удар с любой ноги – именно это качество подкупало в столь универсальном футболисте. Выражаясь баскетбольной терминологией, иногда Педро брал на себя функции разыгрывающего, а сезон для него редко заканчивался без дабл-дабла.
Как ни странно прозвучит, но уход Педро, конечно, это не уход Адриано или Пинто. Если рассуждать о ситуации глобально, то на решительные шаги игрока подтолкнули не только руководство и тренерский штаб. Родригес всегда был амбициозен, но сразу понял, что состязаться с монструозным трио MSN – пустая трата времени. Тут, естественно, дело не в том, что испанец недобросовестно выполняет свои обязанности, к которым никогда и претензий даже не было. Просто вытеснить кого-то из южноамериканских форвардов сейчас не представляется возможным, наверное, ни для кого в современном футболе.
Будь Педро зависим от окружающего мнения, быть может, он бы и остался. Но к подобному его вынудили. Уже после выигранного Суперкубка Европы все СМИ только о воспитаннике Барселоны и говорили. Не отмалчивались и главные лица клуба – только все они действовали вразнобой. Совсем новый исполняющий обязанности технического директора Роберт Фернандес заявил, что Педро остался на скамейке запасных, так как хочет уйти. Президент Жозеп Бартомеу поведал, что подобная ситуация обусловлена тренерским решением. Ну, а Луис Энрике, якобы ведающий самой достоверной информацией, сказал, что его неопределившийся подопечный испытывает небольшой дискомфорт.
Кому верить-то?
Вряд ли на таком уровне может быть столь нелогичная неразбериха. Просто наружу выходят все последствия новой политики хунты Бартомеу. Всем известно, что президент, буквально только что продолживший свой срок в клубе, имеет свой взгляд на комплектацию кадров. Взгляд, прямо противоположный тому, что был у поддерживающего кантеру Жоана Лапорты. Если для последнего Ла Масия и ее выходцы были на первом месте, то для Жозепа это просто еще одно словосочетание в каталонском лексиконе. Только взгляните, по какому критерию Барсой сейчас приобретаются новые игроки – не из-за серьезной необходимости, а потому что это повысит популярность бренда (Неймар и Луис Суарес точно не дадут соврать). Барто просто следует вектору Флорентино Переса, скупающего все, что отдает блеском.
Почему-то кажется, что, выиграй Лапорта президентские выборы, все могло бы быть по-другому. Нет, конечно, он бы не стал продавать известных помощников Лео Месси – но для Педро место бы точно нашлось. Что было у игрока в прошлом сезоне? Появления в основе на ранних стадиях Кубка Короля и частые выходы на замену в остальных встречах вместо полузащитников (форвардов с характером менять же нельзя). Да любой уважающий себя футболист, стремящийся, чтобы его запомнили не только в качестве скромной подмены, ушел бы. И ушел бы давно. У Педро еще выдержки хватило, чтобы терпеть – терпеть, что его не ценят. Иначе, как объяснить, что испанец на Камп Ноу получал три миллиона евро, а его прямые конкуренты – десять (Луис Суарес), четырнадцать (Неймар) и двадцать (Лео Месси) миллионов в такой же валюте.
Вместе с Педро Барса теряет свою идентичность. С каждым сезоном воспитанников становится все меньше, а у тех, кто появляется, перспектив не так уж много, как у их предшественников. Что говорить, если в основном составе каталонцев сейчас играет только пять выходцев из Ла Масии? А ведь еще три года назад в матче Примеры против Леванте одновременно на поле числилось одиннадцать доморощенных игроков.
Кулес продолжают выигрывать трофеи. Но уже не за счет своего изысканного стиля, а с помощью заграничных и высокооплачиваемых звезд.
Что выберет болельщик Барселоны?
Сергей Куванжи, Football.ua